1. Какой исторический процесс в морфемной структуре слов называется опрощением? Каковы его причины?
2. Определите характер современной основы в следующих словах, сравнив её с исторической основой. Какие для этого понадобятся лингвистические словари? Сопоставьте морфемный состав современной основы и исторической.
Вкус, облако, мешок, ножка (стула), (дверная) ручка; кулачки, щёчки (детали механизмов); мешок, порошок, защита, скорняк, портной, тучный, завтрак, одиннадцать.
Какие исторические изменения произошли в структурах анализируемых слов? Какие причины этому способствовали?
3. Установите, какая причина вызвала опрощение в следующих словах: 1) утрата родственных корневых слов; 2) расхождение в семантике родственных слов; 3) утрата словообразовательных аффиксов; 4) нарушение словообразовательных связей в результате фонетических изменений в слова. Распределите слова по группам в соответствии с причиной опрощения. Для выполнения задания используйте соответствующие словари.
Баранка, басня, бедный, вежливый, визг, ворота, гайка, гор-шок, дар, долото, застенчивый, кокошник, колосник, копейка, коче-гар, мельница, обувь, поляна, пшеница, ракетка, родник, седой, серый, шероховатый.
4. Какой исторический процесс называется переразложением и каковы его результаты? Что является причинами переразложения? Проанализируйте морфемный состав исторической основы и сравните с современной основой в следующих словах:
обессилеть, голытьба, бедствие, к нему (ср.: нет ему), в него (ср.: нет его), несёт, книгами, нутро (ср.: утроба), снедь (ср.: еда).
5. В каких словах произошло переразложение? В чём оно заключается?
Снять, внять, с ним, к нему; пылинка (ср. пылина), малютка (ср. малюта – «малыш»), врачебный (ср. врачьба – «лечение, лекарство»), обессилеть (ср. бессилеть – «слабеть»), внутри (ср. утроба), поднимать (ср. подымать); рыбам, рыбами, рыбах.
6. Поясните на примерах слов агитация, гравюра, массаж, зонтик, фляга суть процесса усложнения и укажите его причины. С каким историческим процессом связано усложнение и каков характер этой связи?
7. Сравните следующие пары слов: придет и прииде, разевать и раззява, печь и пекти, стеречь и стерегти – и докажите, что в их современ-ных вариантах произошла диффузия. В чём суть этого исторического процесса и каковы его последствия для морфемной структуры слов?
8. Определите морфемный состав данных слов и сопоставьте его с этимологическим составом, пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской (М., 1975). Распределите слова по группам: 1) с опрощением; 2) с переразложением; 3) с усложнением морфемной структуры.
Образец: слово с опрощением здоров-ый – этимологически * с-доров-ый.
Бодрый, ветчина, влечь, готовый, ехидный, женщина, здесь, зонтик, продажа, потолок, рубаха, румяный, сверстник, ровесник, тарелка, ужин.
Тема 4. Предмет словообразования. Деривационные отношения
План
1. Предмет словообразования. Связь словообразования с другими разделами языкознания. Словообразование и словоизме-нение (формообразование).
2. Основные единицы словообразования: производное слово, производящая основа и словообразовательный формант. Диффе-ренциальные признаки производного слова: словообразовательная мотивированность, полная свободная членимость, бинарность строения.