Вопросы и задания. 1. Определите место частиц в морфологической системе современного русского языка

1. Определите место частиц в морфологической системе современного русского языка. Какая часть речи называется частицей? Что общего и отлич-ного у частиц и других служебных частей речи?

2. Составьте таблицу разрядов частиц по семантике и приведите соот-ветствующие примеры.

3. Найдите частицы в тексте ПЗ № 3, определите их местоположение в структуре предложения и разряд по семантике.

4. Вставьте в предложения на месте пропусков частицы только, даже, вот, всё-таки, хоть, ведь, же, именно,необходимые по смыслу. Определите их значения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду,

Как тень, он гонится. … И теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит. (П.)

2. Лаптев вспомнил что эта черёмуха во времена его детства была такою … корявой и такого … роста и нисколько не изменилась с тех пор. (Ч.) 3. Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что … выжимай. (Купр.) 4. Жизнь …какие узоры вышивает! (Трен.) 5. … в этот момент на дворе явился рыжий котенок. (М. Г.)

6. Игорь ходит в школу. Во дворе у него были товарищи с которыми он часто ссорится но …это обычно. (Макар.) 7. Как … хороши люди!

(М. Г.)

5. Перепишите, вставляя вместо точек частицы не или ни. Объясните особенности их употребления.

1.... шагу назад. (Матус.)2.... место красит че­ловека, а человек место. (Посл.)3. Кто из нас... приходил к Куприну, каждого он просил написать на столе «что вздумается». (Чуков.)4. По множеству признаков Гаврик... мог... догадаться, что старший брат его имеет какое-то отношение к тому, что в те времена называлось глухо и многозначительно – «движение». (Кат.)5. Родни нигде, никого,... одной души. (Шол.)6.... сиди сложа руки, так... будет и скуки. (Посл.)7. Куда только... заходил наш брат охотник. (Т.)8. На площади... души. (Ч.)9. Как... дуйся лягушка, до вола далеко. (Посл.)10. Матушка русская земля! Кто... топтал тебя,... бил копытами! (Д. Зорин)

6. В следующих предложениях найдите частицы и установите, с какими частями речи они соотносятся по происхождению. Как называются такие час-тицы?

1. Не хватало пил и топоров, всё труднее было доставать хлеб. (А. Т.) 2. По вздувшемуся льду Невы, на которую и смотреть-то было страшно, приближался далеко растянувшийся обоз. (А. Т.) 3. И лежит он, мой герой, спит себе, как дома. (Тв.) 4. Мы точно поле перешли – и стали вдруг большие. (Тв.)

7. Выделите случаи, когда союз переходит в частицу.

I. 1. Лиза не вымолвила ни одного слова в течение спора между Лаврецким и Паншиным, но внимательно следила за ним и вся была на стороне Лаврецкого. 2. Лизе и в голову не приходило, что она патриотка... 3....для них пел соловей, и звезды горели, и деревья тихо шептали, убаюканные и сном, и негой лета, и теплом. 4. Ему приятно было чувствовать себя вблизи Лизы, сидеть в ее саду на скамейке, где и она сидела не однажды. (И. С. Тургенев. Дворянское гнездо)

II. 1. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит. (Ник.) 2. Он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. (Л.) 3. У тебя брошка вроде как пчелка. (Ч.) 4. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Т.) 5. На небе, хотя и слабо, светились звезды. (Т.) 6. Пова-лился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка... (Л.) 7. Твои речи будто острый нож. (Л.)

Тема 39. Функции, орфография и морфологический разбор частиц

План

1. Функции и орфография частиц.

2. Схема морфологического разбора частиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: