Вопросы и задания. 1. Прочитайте предложения, выделите одиночные и повторяющиеся со-юзы

1. Прочитайте предложения, выделите одиночные и повторяющиеся со-юзы. Какие функции они выполняют? Докажите ответ необходимым синтакси-ческим разбором. Объясните постановку знаков препинания.

1. Росы освежительной капли повисли на листьях каштана, И в каждой росинке трепещет Зари догорающей пламя. 2. Ярче и ярче горят планеты. 3. Сонный воздух не колышет Ни волны, ни парусов. 4. И тихо, и ясно, и слышно, как с гулом катится в бездну оторванный камень. (Я. П. Полонский. Стихотворения)

2. Исправьте грамматические ошибки в предложениях. С чем они связа-ны?

1. Изделия Дулёвского фарфорового завода пользуются спро-сом не только в нашей стране, но и экспортируются за рубеж. 2. Об-рядовая пища была связана не только с праздниками, но и состав-ляла нередко часть магического ритуала. 3. Эти вопросы не только решались на собрании, а также и на заседании дирекции. 4. Драма-тический театр поставил в этом сезоне не только спектакли для взрослых, а также для школьников. 5. Я люблю и горжусь своей ро-диной. 6. На городских площадях воздвигнуты не только новые па-мятники, но и реставрированы старые. 7. Студент интересовался и читал научную литературу. 8. Нас не только интересует художест-венная, но и научная литература.

3. Какие средства связи, кроме подчинительных союзов, используются в структуре СПП? Каковы их отличительные признаки?

4. Определите, в каких из данных сложноподчиненных предложений для связи предикативных частей используются союзы, а в каких – союзные слова. Используйте соответствующие приёмы разграничения.

1. Первое лицо, которое он увидел у Ростовых, была Наташа. (Л. Т.)2. Алпатыч... видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. (Л. Т.)3. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно бла-женное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. (Ч.)4. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет. (Ч.)5. И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что почему-то не обращал внимания. (Купр.)6. Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе силы. (Гил.)7. Я прошел в спальню, где из умывального крана быстро капала вода, так как его неплотно завернули. (Грин)8. О чем и отчего в ту ночь она плакала, я так и не понял тогда. (А. Г.)9. Это он в дождь и бурю прятался в саду, выжидая, пока уйдет от меня Федька. (А. Г.)10. Есть даже вешалка, на которую и пристраиваю свой бушлат, как только печка начинает отдавать тепло. (Пол.)11. Утром ранним, утром дымным разглядел я вдалеке, как куски дороги зимней уплывали по реке. (Тв.) 12. Нет одиночества сильней, чем плыть Атлантикой семь дней. (Сим.)

5. Составьте схему морфологического разбора союзов.

6. Сделайте морфологический разбор встречающихся в текстах союзов (по вариантам).

I. Меня часто спрашивают о том, как я работаю. Трудный во-прос! Боюсь, что, если бы я попытался ответить на него со всей тщательностью, я попал бы в положение сороконожки, которая, ста-раясь объяснить, как она ходит, запуталась и разучилась ходить.

В ранние годы я тщательно разрабатывал план – главу за главой, прежде чем приняться за работу. Потом я стал свободнее обращаться с планом. Я уже знал, что он сильно меняется, когда начинаешь писать. (В. Каверин)

II. Мы с приятелем лежали каждый на своей койке в душном номере гостиницы и размышляли, каким образом нам поскорее уехать в Москву: то ли на поезде, то ли пойти на площадь и голо-совать проходящим машинам, то ли дождаться рейсового автобуса. Мы могли бы немедленно выбрать любой вид транспорта, но нам было лень выходить на жару, и вот мы лежали и думали.

Я первый раз попал в этот городок, хотя услышал о нем двад-цать лет назад. (В. Солоухин)

7.* Объясните написание производных омонимичных союзов тоже, также.

1. В несколько минут снег покрыл все следы и так (же) скоро перестал. (Купр.)2. Чей это был сад, я не знал, не мог так(же)вос-становить последовательность забросивших меня сюда условий. (Грин)3. И птицы то (же),как и мы, привыкают к звукам машин. (Пришв.) 4. Большую часть дня я сплю и вижу тысячи снов, и в этих снах я так (же) вижу себя лежащим на диване, повторяющим одно и то (же), обыкновенно самое глупое слово. Есть так(же) сны повторяющиеся, знакомые каждому человеку. (Купр.)5. Ливень за-тих так(же) внезапно, как и начался. (В. Богомолов)6. При виде счастливого человека всем стало скучно и захотелось то (же)счастья. (Ч.)7. Но так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море. И так(же),как и сотни лет назад, не все возвращаются обрат-но. (Пауст.)8. Подходя к дому, я понял, что продал так (же) ту книгу, где был записан телефон. (Грин)9. День то (же) не радовал, и днем было темно от туч. (Бун.)

8.* Решите орфографические задачи, используя доказательства, которые необходимо представить в виде схем.

1. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы. (Арс.)2. Солнце жжет все нестерпимее, все беспощаднее. Но (за)то и какие же чудеса оно делает. (Купр.)3. Временами он принимался бранить себя (за)то, что ввязался в политику. (Грин)4. (За)то, что всё приключившееся с нашим героем, произошло на самом деле, я не стану ручаться. (Купр.)5. Я люблю Мещёрский край (за)то, что он прекрасен. (Пауст.)6. Спасибо вам и сердцем и душой (за)то, что вы меня – не зная сами! – так любите. (Цвет.)7. А это называется – возмездье (за)то, что каждый раз, стан разгибая над строкой упор-ной, искала я над лбом своим просторным звезд только, а не глаз. (Цвет.)8. (За)то я вами недоволен, что недоволен сам собой. (Барат.)9. Я знаю, ты моя награда за годы боли и труда, (за)то, что я земным отрадам не предавалась никогда. (Ахмат.)10. И много со-творил я зла, но мне (за)то, что много верил, мои отпустятся дела. (Брюс.)

10.* Составьте алгоритм решения следующих орфографических задач. Раскройте скобки и объясните написание омонимичных частей речи. О каких фактах из морфологии союзов свидетельствуют данные орфографические за-дачи и им подобные? Какому орфографическому принципу подчиняется напи-сание омонимичных частей речи?

1. Нужно, что (б) жизнь целиком захватывала душу, что(б) эта жизнь была полна борьбы и света. (Верес.)2. Что (бы)ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Т.)3. Я опустил руку в воду, что (бы)узнать направление течения (Арс.)4. Что (бы)ни случилось, все равно надо идти и делать свое дело – опасное и тяжелое. (Пауст.)5. Казалось, деревья почтительно расступились, что (бы)дать старшему собрату развернуться во всей силе. (Наг.)

6. На пути оказалась большая поляна, и, что (бы)не выходить на открытое место, пришлось сделать немалый к рюк. (В. Богомолов)

7. Mы втроем, что (бы) не нашуметь, опускаем лодку на воду.

(В. Богомолов)8. И ничего в природе нет, что (бы)любовью не дышало. (А. К. Т.)9. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. (Грин)

Тема 38. Разряды частиц по семантике, структуре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: