Вопросы и задания. 1. Прочитайте четверостишия, выделите частицы, определите их разряд по функции (смысловые или формообразующие)

1. Прочитайте четверостишия, выделите частицы, определите их разряд по функции (смысловые или формообразующие). Укажите их разряд по семан-тике и формообразующей функции.

Живя на свете много долгих лет,

Как будто бы на все найдешь ответ.

Но так не думай: и для внуков тоже

Загадок тьму оставит этот свет.

Сумел ты в жизни широко шагнуть,

Через моря творить умеешь путь,

Но и арык не посчитай за мелочь:

И в нем зазнайка может утонуть.

Сдержись. И не злорадствуй никогда,

И не верши поспешного суда:

Себя припомни хоть на миг в то время,

Когда тебя не обошла беда.

Всесильна яркоглазая весна –

В горах исчезла снега пелена.

Сильна весна. Лишь каменного сердца

Никак не может растопить она. (Нормурад Холмурадов. Стихи)

2. Выделите смысловые и формообразующие частицы.

1. В глаза сразу бросилась печать порядка, лежавшая на ве-щах в некоторых углах дома. Тут кто-то жил, и совсем еще недавно. 2. Ему хотелось помарать, построчить что-нибудь. На первых порах он удовлетворился бы припоминаньем и записью чего-нибудь старо-го, незаписанного... 3. Я хотел бы приложить всё старание, чтобы остаться тут подольше. 4. Безделье усталости ничего не оставляло нетронутым, непретворенным. (Б. Пастернак. Доктор Живаго)

3. Выделите формообразующие частицы в следующих предложениях. Какие грамматические формы образованы с помощью этих частиц? Каково их местоположение? Имеют ли они варианты и каков их характер? Приведите вместо недостающих примеров свои.

1. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (Кр.) 2. Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его. (П.) 3. Такой хитрец: ведь смекнул, что не сносить ему головы, если б он попался. (Л.) 4. Дай хоть выду я в чистое поле… (Фет) 5. Пусть о Теркине почтенный скажет важно генерал… 6. Давай, подружка, погорюем. (Бок.)

4. Используя различные варианты частиц для образования форм повелительного наклонения, сочините пожелания, здравицы, лозунги.

5. Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит написание омонимич-ных частиц не и ни?

1. Кто н... смотрел новую пьесу, всем она нравилась. 2. Кто н... смотрел эту пьесу, всем советую посмотреть ее. 3. Что н... обещали, всё выполнили. 4. Что н... обещали, того и н... сделали. 5. Работу надо выполнить в срок во что бы то н... стало. 6. Кто н... знает тетерева, простого, обыкновенного! (Акс.) 7. Русская зима! Кто н... знает ее сверкающих белоснежных красот! (Лаптев)

6. Используя различное местоположение отрицательной частицы не в структуре предложений, составьте небольшой публицистический текст на тему «Кто не знает, что здоровье надо беречь смолоду».

7.* Прочитайте текст. Найдите в нем частицы и определите их тексто-образующие функции.

Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову жела-ние нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть всё, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись да еще легли бы на землю и начали рассматривать её, то на каждой пяди нашли бы много любопытных вещей. (К. Паустовский)

8. Запишите схему морфологического разбора частиц.

9. Сделайте морфологический разбор двух частиц (семантической и формообразующей) из текста в задании № 7.

Тема 40. Междометия и звукоподражания в языке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: