Вопросы и задания. 1. Определите место союзов в морфологической системе современного русского языка

1. Определите место союзов в морфологической системе современного русского языка. Что называется союзом?

2. Назовите разряды союзов по структуре и приведите соответствующие примеры.

3. Выделите союзы в тексте ПЗ по теме 3. Выпишите в две группы сочи-нительные и подчинительные союзы. Определите их значение, особенности структуры и способ образования.

4.* Вместо точек вставьте соответствующий сочинительный союз, выра-жающий значение, указанное после тире. Определите, какие стилистические оттенки имеют употребленные вами союзы и в каких текстах они обычно встречаются (художественных, научных, разговорных и т. д.).

1.... волны на море,... тучки на небе. (Л. Курбыко)– значение отрицательного перечисления. 2. Есть у нас всего одна луна,... та горит не ежедневно. (Исак.)– присоеди­нение добавочных сведений. 3. Пусть скупо светит солнце с небосвода,... сияют рощи и леса.

(Н. Рыленков)– значение возмещения. 4.... выпадет урожай,... обманет земля. (Сераф.)– значение чередования. 5. Скоро закипел самовар,... мы принялись пить чай. (Т.)– значение следования.

6.... я не понимаю,... же ты не хочешь меня понять? (Ч.)– значение взаимоисключения. 7. Они воротились на пароход,... всю остальную жизнь они никогда больше не улыбались. (Вер.)– уступительные отношения.

5. Разграничьте сочинительный и присоединительный союз и. О каком явлении в этом случае можно говорить: о полисемии или омонимии?

1. Яушел от родимой земли и туда никогда не вернусь. (Кедрин) 2. Перед вами люди, имеющие в городе власть, и немалую. (Ильина) 3. Смоленск и Тула, Киев и Воронеж Своей прошедшей славою горды. (Кедрин) 4. Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть – и серьезные. (Чаков.) 5....она, не чинясь, по целым часам бесе­довала со старостой материнского имения, когда он приезжал в город, и беседовала с ним как с ровней. (Т.)

6.* Выделите подчинительные союзы. Определите их группы и отно-шения, которые они выражают (условные, временные и т. д.). Кто является автором этих строк?

1. И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может. 2. Старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит, чтобы остров тот хранить. 3. Он все боялся, чтоб проказник не отшутился как-нибудь. 4. Хотя мы знаем, что Евгений издавна чтенье разлюбил, однако ж несколько творений он из опалы исключил. 5. Пугачев, пока его везли, кланялся на обе стороны. 6. Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду, оглушительный трезвон поднялся со всех сто­рон. 7. Деньги мои. Я проиграл, потому что так мне вздумалось. 8. Сначала все к нему езжали; но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышит их домашни дроги, – поступком оскорбись таким, все дружбу прекра-тили с ним.

7. Прочитайте. Выделите союзы и охарактеризуйте их по структуре (простые непроизводные, простые производные, составные).

1. Захар не старался изменить не только данного ему Богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. (Гонч.)

2. Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени. (Л. Т.)3. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. (Л. Т.)4. Де-ревья голы, но уже живут. (Ч.)5. Ни один не сидит, хотя среди плота и раскидана солома для сиденья. (Ч.)6. Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле. (Ч.)7. Он был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экза-менами. (Ч.)8. Передо мной движется фигура человека, сплошь об-лепленная грязью... будто его только что протащили по луже, хотя грязи в этот летний солнечный полдень кругом не видно. (Гил.)

9. Едва я понял это, как она встала. (Грин)10. А Жиган то бежал, то шел, тяжело дыша, то изредка останавливался. (А. Г.)

8. Прочитайте. Выделите союзы. Определите, одиночные они, повторя-ющиеся (повторение обязательное либо возможное) или парные.

1. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. (Гонч.)2. Как пойдут ясные дни, то и длятся недели три–четыре. (Гонч.)3. Расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару. (Гонч.)4. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно г орячим светом по листам затрепетало. (Фет)

5. Только жучка удалая, в рыхлом сене, как в волнах, то взлетая, то ныряя, скачет, лая впопыхах. (Майк.)6. Русские казаки, и трубач, и французские гусары изредка глядели друг на друга. (Л. Т.)7. Ната-ша была спокойнее, но не веселее. (Л. Т.)8. Смех и пение особенно казались ей кощунством над ее горем. (Л. Т.)9. Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. (Ч.)10. Наталья давно собиралась поговорить с сестрами крутенько, но было недосуг – либо пролив-ной дождь с громом, либо что-нибудь другое мешало. (А. Т.)11. Ед-ва мы кончили и он сложил книги и тетради, как внезап-но хлынул проливной дождь. (А. Г.)12. За мной иногда по ночам приходят из больницы, так что она привыкла. (А. Г.)13. Но не видно, чтобы он удручен был этим, чтобы сон ему не в сон где-нибудь на свете. (Тв.)14. И я не вижу лиц друзей, хотя они, наверно, есть, хотя они, наверно, здесь. (Сим.)15. То ли мостик, то ли просто доски пере-кинуты через ручей.

Тема 37. Функции и морфологический разбор союзов

План

1. Функции союзов. Грамматические ошибки, связанные с упот-реблением союзов.

2. Схема морфологического разбора союзов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: