Маркетологи в своей практической деятельности придерживаются следующей классификации видов маркетинга.
Маркетинг идей в СКС и туризме обычно трактуется применительно к таким социальным идеям как защита окружающей среды при проектировании новых туристских проектов, снижение уровня курения и потребления спиртного на борту самолета.
Массовый маркетинг характеризуется производством туров (услуг), предназначенных сразу для всех покупателей.
Маркетинг места представляет собой деятельность, предпринимаемую с целью создания и поддержания благоприятного отношения клиентов к отдельным местам, например привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы и страны. В эти зоны можно привлечь не только туристов, но и капиталы, создавая для этого там необходимые условия.
Маркетинг взаимоотношений переносит акцент в маркетинговой деятельности с техники маркетинга (манипуляция маркетинговыми инструментами) на социальные аспекты взаимодействия с потребителями - развитие долгосрочных взаимоотношений. В соответствии с концепцией маркетинга взаимоотношений каждое взаимодействие туристского предприятия с клиентом должно рассматриваться как индивидуальное. При этом основным фактором успеха становится не столько предлагаемый туристский продукт, сколько профессионализм персонала, который осуществляет взаимодействие с потребителями туристских услуг.
Так, по оценкам «Туристской деловой газеты», контакты с потребителями в 68% случаев прерываются из-за того, что они чувствуют невнимание к себе, и лишь в 14% случаев — из-за недовольства предложенным продуктом. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость распространения среди сотрудников предприятия философии маркетинга взаимоотношений.
В рамках взаимоотношений предприятие СКС и туризма должно определить тот уровень, на котором оно желало бы строить взаимоотношения с различными сегментами рынка и отдельными потребителями. Различают следующие уровни взаимоотношений с потребителями[7]:
Ø пассивный (менеджер продает продукт (оказывает услуги, а далее не предпринимает никаких действий);
Ø реагирующий (менеджер продает продукт (оказывает услуги)) и просит клиента обращаться, когда у него возникнут проблемы);
Ø ответственный (через некоторое время после продаж продукта (оказания услуг) менеджер интересуется мнением клиента);
Ø проактивный (менеджер периодически поддерживает отношения с клиентом – поздравление к празднику, каталог к сезону и т.п.);
Ø уровень партнерства (непрерывная работа с клиентом, чтобы добиться максимальной степени приверженности потребителя).
Для налаживания долгосрочного взаимодействия с потребителями могут использоваться следующие подходы:
ü предоставление клиентам финансовых льгот;
ü предоставление дополнительных льгот.
Внешний маркетинг (наделенный на рынок) приводит клиентов в офис туристского предприятия; а хорошо обученный персонал должен быть в состоянии следовать пожеланиям клиентов, анализировать их и находить выход из «нештатных» ситуаций. Эту задачу в состоянии решить внутренний маркетинг, путем найма работников, их обучения и стимулирования к высокому уровню обслуживания.
Виртуальный маркетинг —система знаний о предложении по продуктам на рынке на основе информационных технологий, интегрирующих маркетинговую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия.
Виртуальный маркетинг по характеру осуществляемых функций можно разделить на три сферы: исследование внешней среды, организация внутренней маркетинговой деятельности, специфические сферы деятельности (рис 5).
Использование компьютерной техники позволяет обеспечить следующие преимущества виртуального маркетинга:
Ø возможность осуществлять деятельность вне привязки к конкретной территории или к конкретному рынку;
Ø обеспечение возможности сокращения времени на поиск партнеров, осуществление сделок, разработку новых туров и т.д.;
Ø снижение неполноты и неравномерности распределения информации и, как следствие, снижение информационных транзакционных издержек.
Функции виртуального маркетинга |
исследование внешней среды |
организация внутренней маркетинговой деятельности |
специфические сферы деятельности |
.
- макросреды - конъюнктуры и емкости рынка - потребителей -конкуренции -сегментирование рынка |
-электронная торговля -электронные сделки -маркетинг баз данных -продвижение |
- продуктовая политика -ценообразование -разработка системы сбыта -продвижение |
Рис. 5. Основные функции виртуального маркетинга
В условиях сильной децентрализации внутрифирменного управления и использования внутреннего хозрасчета отдельные подразделения фирмы торгуют результатами своей деятельности внутри фирмы. В таких фирмах становится возможным использование внутрифирменного маркетинга.
Вышеперечисленные виды и типы маркетинга объединяют в две группы: микро-маркетинг и макро-маркетинг (маркетинг на уровне организации и маркетинг на уровне отрасли, страны). Кроме этого они могут носить как коммерческий, так и некоммерческий характер. Все перечисленные выше виды и типы маркетинга имеют коммерческую направленность.