Реклама — один из способов продвижения товара на рынок, необходимый для того, чтобы привлечь достаточное число потребителей, обеспечивающих выгодное производство товара или оказание услуги.
Реклама необходима: при появлении нового предприятия или товара, неизвестного покупателю; если рынок заполнен однотипными товарами, и продавцу необходимо привлечь внимание именно к своему продукту; когда продавец планирует расширение объема продаж, завоевание новых территорий, привлечение новых клиентов.
В зависимости от целей и задач различают следующие виды товарной рекламы:
первоначальная (информативная), которая знакомит установленный круг возможных потребителей с новыми товарами или услугами, сообщая подробные сведения о качестве, цене, способе потребления, месте продажи, чтобы убедить потребителя в необходимости покупки;
конкурентная (сравнительная), спомощью которой рекламируемый товар выделяется из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими предприятиями, показываются его отличия и покупателя ориентируют на покупку именно данного товара;
напоминающая, посредством которой поддерживают спрос на ранее рекламируемый товар, напоминая онем (иногда такая реклама используется для ликвидации излишних запасов на складах производителя или торговца и при сезонной распродаже товаров).
Задачами товарной рекламы являются:
• формирование потребности в данном товаре;
• сообщение необходимой информации о товаре;
• обеспечение устойчивого роста сбыта;
• внушение доверия к товару и его производителю;
• отождествление покупателя с товаром и его изготовителем;
• придание товару определенного образа;
• привыкание к узнаваемости товара;
• конкуренция с аналогичным товаром;
• популяризация новой идеи или метода.
Интенсивность и эффективность рекламы устанавливаются правилом AIDA:
А (attention) — внимание. Привлечение внимания потребителя к товару в результате воздействия на его чувства;
I (interest) — интерес. Формирование у потребителя интереса к рекламному посланию с целью донести до него важное сообщение;
D (desire) — желание. Формирование побуждения, желания совершить покупку;
А (acquisition) — приобретение.
Удовлетворение, полученное в ходе знакомства с товаром, и успех в стимулировании потребности — предпосылки покупки, которая является истинной целью рекламы.
По мнению некоторых исследователей, правило AIDA достаточно точно отражает специфику подхода к потребителю.
В современных условиях рекламная деятельность существенно усложнилась и включает несколько стадий:
1) установление контакта с потребителем;
2) достижение его осведомленности;
3) стимулирование интереса;
4) создание предпочтения;
5) обеспечение особого предпочтения;
6) побуждение к покупке (заказу);
7) удержание клиента.
В качестве носителей рекламы используют различные средства: печатную, аудиовизуальную, радио- и телерекламу; выставки и ярмарки; рекламные сувениры; почтовую рассылку материалов; наружную рекламу; PR-мероприятия; компьютеризованную рекламу.
Основные средства рекламы по признаку носителя информации можно классифицировать следующим образом.
Печатная реклама подразделяется на две группы.
1. Отдельное издание:
• рекламно-каталожные издания (каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки и т.п.);
• рекламно-подарочные издания (фирменные календари, дневники, записные книжки, поздравительные открытки и т.п.).
2. Пресса:
• рекламные объявления;
• статьи и другие публикации рекламно-обзорного характера.
Аудиовизуальная реклама:
• рекламные кинофильмы (рекламные ролики, рекламно технические фильмы, рекламно-престижные фильмы);
• рекламные видеофильмы (ролики, рекламно-технические видеофильмы, рекламно-престижные видеофильмы, видеоэкспресс. информация);
• слайд-фильмы.
Радио- и телереклама:
• радиореклама (радиообъявления, радиоролики, радиожурналы, радиорепортажи и т.п.);
• телереклама (телеролики, телеобъявления, телерепортажи, телезаставки).
Выставки и ярмарки:
• международные выставки и ярмарки (общеотраслевые, специализированные);
• национальные выставки (стационарные, передвижные);
• оптовые ярмарки;
• специализированные выставки рекламодателя (стационарные, передвижные, выставки-продажи);
• постоянно действующие экспозиции, кабинеты образцов, демонстрационные залы.
Рекламные сувениры:
• фирменные сувениры (с фирменной символикой);
• сувенирные изделия с гравировкой или фирменными наклейками;
• подарочные изделия с дарственными надписями;
• фирменные упаковочные материалы (сумки, пакеты, папки, бумага для подарков и т.п.).
Прямая почтовая рассылка:
• рассылка рекламно-информационных писем;
• целевая рассылка печатных рекламных материалов.
Наружная реклама:
• рекламные щиты, панно, афиши, транспаранты и т.п.;
• световые вывески, электронные табло, экраны и др.;
• витрины, различные элементы внутримагазинной рекламы;
• фирменные вывески, указатели проезда, оформление офисов, спецодежда персонала и пр.;
• реклама на транспорте.
Отдельные PR-мероприятия:
• презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.п.;
• финансирование общественно полезных мероприятий, спонсорство;
• публикация редакционных материалов престижной направленности в прессе, публичная пропаганда своего отношения к общегосударственным и общемировым проблемам.
Компьютеризованная реклама:
• размещение рекламной информации в банках данных специализированных компьютерных систем;
• реклама в Интернете.
Достоинства и недостатки использования каждого вида рекламы в России представлены в табл. 10.2
Таблица 10.2