Под «политической культурой» понимается совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе.
Сущность и характер политической культуры большинство ученых раскрывают через ее структуру, к основным элементам которой относятся: исторический опыт и политические традиции, культура политического сознания и культура политического участия, политическая символика, язык, мифы и этика.
Политический исторический опыт - это совокупность политических навыков, знаний, норм поведения, накопленных в процессе политической практики. Опираясь на опыт, политические деятели и рядовые граждане выбирают тот или иной вид и форму политического поведения в конкретных политических процессах и ситуациях.
Опыт, накопленный в процессе эволюции политических отношений в обществе, приобретает устойчивость и трансформируется в политические традиции, т.е. устойчивые, передающиеся из поколения в поколение явления и нормы поведения. Сила политических традиций настолько велика, что они могут значительно воспрепятствовать эволюционным и революционным преобразованиям в политической системе (торможение процесса демократизации на постсовеском пространстве). Вместе с тем они являются и стабилизирующим фактором (приверженность таким ценностям, как законопослушание, патриотизм, демократия, крепкая семья, нравственность, обеспечивают согласие в обществе, устойчивость политических систем Швейцарии, Англии и других стран Запада).
В ходе исторического развития на характер и черты политической культуры оказывает влияние общая культура населения и социально-экономические условия. В стране с высокоразвитой культурой и экономикой, многочисленным средним классом, как правило, преобладает и высокий уровень политической культуры и, как следствие, стабильность общественных отношений.
Политическое сознание - это совокупность политических знаний, идейно-политических убеждений, политических ценностей, ориентаций и установок, которыми определяется отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям. В зависимости от уровня политического сознания это отношение может быть положительным и отрицательным, активным и пассивным, рациональным и иррациональным.
Политические знания включают в себя знания о политике, власти, политических режимах, о функционировании государства и других политических институтов, способах влияния на власть, формах участия в политических процессах.
В качестве особого элемента общественного сознания выделяется такой фактор как менталитет - сознательное или бессознательное, логическое или эмоциональное проявление человеком или общественной группой представлений о мире, в том числе и мире политическом, о своем месте в нем. Иными словами, это сформировавшаяся в процессе исторического развития устойчивая модель мышления, идеалов и поведения людей. Этот феномен дает возможность отличать одни народы, социальные и демографические группы от других.
Так, исследователи политической культуры граждан США отмечают следующие характерные для них признаки: индивидуализм, высокое гражданское самосознание, склонность к политической состязательности, относительную толерантность (терпимость) к иным политическим позициям, приверженность легитимным формам политического поведения, ориентация на общественное мнение, взыскательное отношение к политикам и властям. Политическую культуру россиян отличают, прежде всего, ориентация на нормы коллективистской морали, идеологизированность населения, склонность к политическому радикализму, политическая лояльность и подданническое отношение к государству, правовой нигилизм, предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму), политическая наивность, доверчивость и др.[8].
Показателями культуры политического участия является, прежде всего, сознательная политическая деятельность на благо общества, борьба с аморальными явлениями в политической жизни: войны, терроризм, коррупция, нарушения гражданских прав и свобод.
Существенным структурным элементом политической культуры является политическая символика. Символ - это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, приверженность демократии, господствующая в государстве идеология и т.д. Посредством символов передаются традиции, подчеркивается связь времен, демонстрируются особенности страны. Политическими символами могут быть графические изображения (звезды, крест и др.), звери и птицы (лев, лошадь, орел и др.), цвет (зеленый - любимый цвет мусульман, красный - коммунистов, черный цвет - символ скорби в Европе, белый - в Азии). Главные государственные символы - государственный флаг, герб и гимн. Политическими символами являются столицы стран.
Особый колорит политической культуре придает политический язык. Постоянно на слуху современного человека такие слова, как «государство», «власть», «президент», «демократия», «диктатура», «мир», «война», «терроризм», «консенсус» и др. Политическое вербальное общение дополняется элементами невербального - жестами, голосованием, аплодисментами, рукопожатием, отдачей чести и т.п.
Через культуру политика взаимодействует с этикой, моралью. Некоторые политологи выделяют как особый элемент политической культуры политическую этику, которую можно определить как совокупность ценностей и норм, ориентирующих и регулирующих действия политиков, а шире - всех, кто вовлечен в сферу политики в качестве активного действующего лица.
Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность.
Политическая культура выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются:
- познавательная функция предполагает усвоение знаний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. В итоге в сознании людей формируются политические установки и ориентации, определяются их политическое поведение и участие в политической деятельности;
- коммуникативная функция позволяетпередать из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществить взаимодействие различных социальных групп и политических институтов;
- интегративная функция обусловливаетдостижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей, согласования интересов различных общественных групп;
- нормативно-регулятивная функция обеспечивает регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентации и ценностей;
- воспитательная функция проявляется в целенаправленном воздействии на политическое сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов.
На сегодняшний день в мировой политологии классической является классификация политической культуры, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой в 1964 году. Они выделили три так называемых «чистых» типа политической культуры:
- патриархальная, основным признаком которой служит отсутствие в обществе интереса к политической жизни, политической системе в целом. Политические ориентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях;
- подданническая характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием в ее функционировании;
- активистская, сущностной чертой которой является заинтересованное участие в политической деятельности.
Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике политические культуры представляют собой сочетание этих типов с преобладанием какого-либо одного из них. На основе «чистых» типов они сформулировали три смешанных: патриархально-подданнический, подданническо - активистский, патриархально-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуруотличает вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям государственной политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.
Существует целый ряд других классификаций политической культуры. Так с точки зрения общественно-исторической - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая; с точки зрения социально-классовой - буржуазии, трудящихся (рабочие, крестьяне, интеллигенция) др. социальных групп; с точки зрения политической ориентации - патриархальная, сословная, подданническая, активистская, демократическая; с точки зрения историко-региональной - доиндустриальная, континентально-европейская, англо-американская и др.
Различает культуру рыночную, которой присущи такие элементы, как конкуренция, саморегулирование политических отношений и функционирование политической системы, и культуру этатистскую, для которой характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества. Также выделяют замкнутую политическую культуру, в которойпроявляется приверженность национальным политическим ценностям и нормам, религиозным и социальным традициям, и открытую, которая характеризуется восприимчивостью к изменениям и использованию ценностей других политических систем.