Политические конфликты

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом.

Политический конфликт представляет собой определенный видобщественных отношений, причем только тех отношений, которые возникают и существуют по поводу политической власти, ее функционирования в обществе. Этим он отличается от иных социальных конфликтов. Понятие «политический конфликт»обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Причины конфликтов, как правило, являются основой политической конфронтации, базирующейся на:

- неправильных действиях лидеров политических партий, организаций, движений, руководителей государственных органов; излишний радикализм или консерватизм проводимой политики в целом;

- несовпадении статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов, потребностей во власти и т.п. Эти причины часто находят выражение в противоречиях между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы различных политических и социальных общностей;

- расхождении людей в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и иных событий. Эти конфликты чаще возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности. В современной России такие мнения существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, суверенитета государства, приоритетов сотрудничества.

- процессах, вызываемых идентификацией граждан, осознании ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям. Конфликты данного рода возникают чаще всего в нестабильных обществах,там, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства (например, русские в Прибалтике, в Киргизии; в Казахстане и т.п.).

Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий, как типология конфликтов.

Наиболее значимые основания в системе их классификации, которые часто используются учеными и политиками, это:

1. По зонам и масштабам их проявления, иначе говоря, это внутриполитические (межгосударственные) и внешнеполитические (межсистемные) конфликты. Внутриполитические конфликты - это конфликты, возникающие внутри общества, внутри политической системы, политической партии или иной общественно-политической организации, между элитами.

Такие конфликты обусловливаются различными подходами субъектов политики к осуществлению политической власти, кадровой политики, занятию государственных должностей. К внутриполитическим конфликтам относятся также конфликты между регионами, политическими партиями, между фракциями той или иной партии. Самым крупным по масштабу является межсистемный конфликт, т.е. конфликт между различными социально-политическими системами («холодная война»). Обычно он обусловливается различными идеологиями и политикой групп государств. Его межсистемный характер является выражением глобального характера самого конфликта.

2. По временным характеристикам. Имеются в виду долго - и кратковременные конфликты. Примером долговременного политического конфликта может служить конфликт между Израилем и рядом арабских государств, в первую очередь Палестиной.

3. По динамике развития. Различают остропротекающие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся конфликты.

4. По уровню конфликтных отношений, т.е. по степени вовлеченности людей в разрешение противоречий. В этом отношении различают «глубокие» и «неглубокие» (в сознании людей) конфликты; «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой». Конфликты «с нулевой суммой» возникают тогда, когда позиции сторон абсолютно противоположны и победа одной из них означает полное поражение другой.

Конфликты «не с нулевой суммой» - это такие конфликты, в которых есть хотя бы один способ нахождения взаимного согласия. К. Маркс выделял в этом плане антагонистические и неантагонистические конфликты. Разрешение антагонистических конфликтов связывалось с уничтожением одной из противоборствующих сторон.

5. По уровню публичности. Здесь имеются в виду конфликты, выраженные в открытой (гласной) форме конфронтации сторон или закрытой (латентной), когда властные полномочия оспариваются теневыми способами. Первый тип конфликтов - это митинги, забастовки, манифестации и т.п., второй - скрыт от постороннего глаза (например, противоречивые взаимодействия различных ветвей власти, отношения внутри правящей элиты).

6. По направленности протекания - вертикальный и горизонтальныйтипы конфликтов. Вертикальные конфликты - это конфликты между различными уровнями власти: органами центрального и местного управления, центральными и местными элитами. Горизонтальные конфликты происходят внутри правящей элиты и между ветвями власти. Горизонтальный тип конфликта наиболее опасен для политической жизни государства, ибо выливается в такие формы противостояния, как «война законов», конституционный кризис, вооруженный конфликт. Примерами могут служить накал конфликтной ситуации в 1993г. в России, который привел к расстрелу парламента.

7. По основному предмету политические конфликты подразделяются на: радикальные и частичные. Предметом радикальных конфликтов является существующая система государственной власти в целом, господствующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Его субъекты - властвующие силы и подвластные слои населения, а также участвующие в системе власти, но неудовлетворенные своим политическим статусом.

Частичные конфликты затрагивают бытие отдельных частей политической системы или политики правящих кругов, не соответствующие интересам и целям социальных носителей системы. Их разрешение связано с частичными изменениями в политике властей, во властных структурах. Субъектами частичного политического конфликта выступают институты и организации, осуществляющие власть и управление в рамках данной политической системы, но занимающие различные статусы и позиции (представители трех ветвей власти, институты федеральной власти и субъектов Федерации, партии, общественные и корпоративные организации).

Общую схему урегулирования политических конфликтов можно представить следующим образом:

- правильное определение действительных интересов сторон, лежащих в основе конфликтных событий;

- поиск третейского судьи для разрешения конфликта;

- сбор и концентрация сил, чтобы показать противнику возможные последствия его нежелания идти по пути мирного решения проблемы;

- игнорирование провокаций со стороны противника, последовательное проведение своей линии с определением тех уступок для достижения консенсуса, которые существенно не влияют на реализацию коренных интересов;

- вовлечение в переговоры как можно большего количества участников, а не только двух конфликтующих сторон, что позволяет получить дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации;

- проявление внимания к действиям и намерениям не только противника, но и поведению союзников как своей, так и противоположной стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: