Виды и методы анализа неплатежеспособности предприятий: российский и зарубежный опыт

Финансовый анализ — основа определения неплатежеспособности предпри­ятия. Внешние и внутренние пользователи, опираясь на выводы, полученные в ходе его проведения, могут принимать дальнейшие решения, будь то вложение денежных средств для инвесторов или определение дальнейшей судьбы предпри­ятия — реорганизация или ликвидация.

Внешними пользователями являются налоговые органы, кредиторы, аудитор­ские и консалтинговые фирмы, СМИ, профсоюзы.

Внутренние пользователи — это руководители неплатежеспособного предпри­ятия, внешние и конкурсные управляющие, а также привлекаемые ими консуль­танты по выводу предприятия из «зоны неплатежеспособности».

Поэтому в отечественной финансово-экономической литературе в зависимо­сти от того, кто будет являться пользователем информации о неплатежеспособ­ном предприятии и насколько широко требуется раскрыть информацию об устойчивости предприятия, выделяют следующие виды анализа неплатежеспо­собного предприятия:

1) внешний анализ, базирующийся на официальной бухгалтерской и статисти­ческой отчетности. Цель внешнего анализа — определение причин неплате­жеспособности предприятия и выбор антикризисных процедур. Информация, полученная от такого анализа, используется кредиторами, собственниками предприятия (акционерами), на­логовыми органами и т. д.

2) внутренний анализ базируется на данных оперативного учета (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Информация, используемая для данного вида
анализа, носит конфиденциальный характер. Цель внутреннего анализа — оценка внутренних резервов восстановления платежеспособности предприя­тия. Потребители данного анализа — руководство предприятия, финансовые менеджеры, антикризисные управляющие.

В международной практике выделяют следующие виды анализа неплатеже­способности предприятия:

1) дескриптивный — это анализ описательного характера; представляет финан­
совую отчетность в различных разрезах и предназначен в основном для вне­
шних пользователей;

2) предикативный — это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного финансового состояния пред­
приятия. Примером может служить анализ финансового состояния, направ­-
ленный на восстановление платежеспособности предприятия, или анализ ве-­
роятности его банкротства;

3)нормативный— это анализ, позволяющий сравнивать фактические результа­
ты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.
Этот вид анализа применяется при внутреннем анализе и аудите.

Наряду с видами финансового анализа выделяют следующие его методы:

1) горизонтальный — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим пе­
риодом;

2) вертикальный — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Пе­
реход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный
анализ предприятия и сглаживает негативное влияние инфляционных
процессов;

3) трендовый — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествую­
щих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем;
тренд это основная тенденция динамики предприятия, очищенная от слу­-
чайных величин;

4) относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между
отдельными элементами различных форм отчетности и определение их взаи-­
мосвязей;

5) сравнительный — сравнение сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия за прошлые периоды с показателями других пред­приятий;

6)факторный — это исследования влиянии отдельных факторов на результатив­
ный показатель с помощью статистических приемов; факторный метод мо­
жет быть как прямым, когда результативный показатель дробят на части, так
и обратным, когда его соединяют в обший показатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: