Общая диагностика состояния предприятия и тенденций развития

Этап 1. Определение целей развития и критериев их достижения.

Как показывает практика, на многих предприятиях нет четко сфор­мулированных целей, а если они есть, то или давно не пересматривались, или их достижение неконтролируемо (они сформулированы в лозунговом стиле и не ясно, что же такое результат, а степень его достижения не поддается количествен­ной оценке).

Формулировка целей — это сложный процесс, реализуемый в несколь­ко итераций. На этапе 1 дается только общая, предварительная формулировка цели и намечается структура подцелей и критериев степени их достижения.

Формирование предварительных целей проводится в активной форме, в диа­логе ведущего консультанта с руководителями в аудитории, с фиксацией вариан­тов формулировок на плакате, с их последующим обсуждением и уточнением. Предварительно консультанты проверяют и затем докладывают слушателям фи­нансовые критерии банкротства предприятия. Например, возникла реальная уг­роза существованию предприятия. Обсуждение создавшейся ситуации привело к выделению финансов как главного фактора и к предварительной формулировке целей и критериев.

Далее проводится проблемная диагностика. Она может осуществляться несколькими методами, выбор которых зависит от ситуации и в первую очередь от концепции и принципов, которых придерживается руководство. Прежде всего, необходимо опреде­литься, к какой из двух крайних концепций оно тяготеет больше:

— концепции выживания, эволюционного развития (опираясь на сложив­шееся положение, плавно, но надежно улучшать показатели вплоть до выхода из состояния банкротства и удержи­ваться на достигнутых позициях);

— концепции прорыва, существенного улучшения всех критериев за минималь­ное время, ориентации на захват лидирующего положения на рынке (привлекательная, но более рискованная стратегия).

В первом случае целесообразен выбор подхода "от достигнутого состояния к возможным перспективам" (дескриптивный, описательный подход). Главное вни­мание уделяется аудиту, анализу причин сложившейся ситуации, выяв­лению «лежащих на поверхности» резервов. Во втором случае более целесообразен подход «от целей, от конечных резуль­татов к средствам их достижения» (нормативный подход). Главное внимание уде­ляется вариантам и способам достижения поставленных целей, включая корен­ную реорганизацию предприятия.

Реальные ситуации находятся между этими крайними случаями, поэтому пред­почтительнее разумное сочетание обоих подходов.

Этап 2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия.

Для описания обстановки, комплексной оценки состояния предприятия и его возможностей используются следующие классические методы:

—анализ сильных и слабых сторон предприятия, благоприятных возможностей и угроз (SWO Т-анализ);

—оценка рыночного потенциала (спрос, платежеспособный спрос, цены, по­купатели, поставщики, конкуренты, стратегические партнеры и т. д.);

—оценка производственных возможностей: состояние оборудования, уровень качества, потенциал технологий, гибкость по ассортименту, срокам выполне­ния заказов, объемам производства и т.д.;

—оценка человеческих ресурсов: численность, укомплектованность, квалифи­кация специалистов и менеджеров, наличие команды, корпоративного духа, отношение к изменениям, желание активно работать и учиться;

—оценка материальных ресурсов;

оценка финансового состояния и финансовых ресурсов.
Практический опыт показывает, что улучшение результатов возможно в основ­ном вследствие повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и их развития. Причем, как правило, имеется возможность повышения эффек­тивности на 50-60%, которую можно реализовать, главным образом, путем со­вершенствования механизмов управления. Поэтому реальная и доступная возможность организации — это совершен­ствование управления.

Анализ сильных и слабых сторон, угроз и благоприятных возможностей про­водится тремя путями; если:

1) время ограничено, то делается экспресс-опрос (в письменной форме) всех участников семинара с ответом на вопрос в течение 2-3 мин., а затем резуль­таты обрабатываются и обсуждаются, дополняются и уточняются (сводка от­ветов выдается всем участникам);

2) имеется 3-4 ч, то анализ каждого вопроса поручается группе слушателей, ра­ботающей примерно час над своими предложениями; затем каждая группа делает краткое сообщение, остальные активно участвуют в дополнении и кор­ректировке предложений;

3) имеется 2-3 дня, то консультанты после изучения документов, интервьюиро­вания специалистов и моделирования ситуации формируют свой вариант и выносят его на обсуждение с руководством и участниками семинара для до­полнения и корректировки.

Слабые стороны и угрозы - это предварительная информация для анализа проблем, который проводится теми же тремя способами.

Этап 3. Общая диагностика состояния и тенденций.

Задачи этапов 3 и 4, выполняемых параллельно с этапом 2: анализ состояния, в том числе финансового, существенных изменений, сложившихся тенденций во внешней среде и внутренней среде предприятия. Он проводится аналогично тому, как это делалось на этапе 2 — в режиме анкетирования и групповой работы. Ре­зультаты фиксируются, особо выделяются наиболее существенные изменения, которые могут повлиять на состояние предприятия.

Этап 4. Анализ финансового состояния.

Отдельно консультантами проводится анализ финансового состояния предприятия. Типовые методики такого анализа известны. Важно отметить динамику следующих показателей:

—формальные признаки банкротства;

—маржинальная, балансовая и чистая прибыль;

—кредиторская задолженность, в том числе основные долги и пени бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам;

—дебиторская задолженность;

—сверхнормативные запасы;

—оборачиваемость денег;

—задержка выплаты заработной платы;

—структура себестоимости продукции;

—продуктовая структура (в долях от объема продаж) и др.

Этап 5. Анализ проблемного поля и выделение ключевых проблем.

Дополнительные и более конструктивные выводы можно получить аналити­чески, двигаясь от конечных целей и выясняя сначала главные факторы успеха и неуспеха, влияющие на конечный результат, анализируя причины низких резуль­татов и формулируя проблемы и задачи, которые нужно решать, чтобы достичь желаемых целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: