Большой вклад в улучшение позиций предприятия, находящегося на грани банкротства, связан с переходом на систему и технологию управления по результатам, которая обеспечивает повышение эффективности использования собственных ресурсов организации, включая активизацию и развитие имеющегося потенциала, а также укрепление в коллективе веры в успех.
Антикризисная стратегия предприятия может включать следующие стадии: общая диагностика состояния предприятия и тенденций развития, формирование стратегических направлений развития предприятия, разработка программы реформирования предприятия.
Она предполагает определение и реализацию первоочередных мер, цель которых — предельно быстро остановить ухудшение ситуации и начать создавать условия для ее улучшения. Эти меры включают экспресс-диагностику состояния предприятия, создание управленческой команды, выработку первой версии стратегии и антикризисной программы, в первую очередь мер по финансовому оздоровлению, выявлению и быстрому (за 2-3 месяца) использованию уже имеющихся резервов, мотивации персонала и т.д. Параллельно с реализацией первоочередных мер целесообразно начать углубленную проработку главных направлений (изменение ассортиментной политики, организационной структуры, освоение новой системы управления финансами, переподготовка персонала и т.д.), дающих основной результат, но требующих более продолжительного времени на реализацию (3-4 квартала).
|
|
Рассмотрим более подробно этапы технологии управления по результатам, которая может лежать в основе антикризисной стратегии.
Ее наиболее эффективно начать с проведения управленческих курсов: интенсивной пяти-, шестидневной коллективной работы по 12—14 часов в день с отрывом от производства. Если этого не удается сделать, то те же этапы работ выполняются примерно за месяц.
Можно выделить следующие этапы технологии:
1) определение целей развития и критериев их достижения;
2) анализ сильных и слабых сторон предприятия;
3) общая диагностика состояния и тенденций;
4) анализ финансового состояния;
5) анализ "проблемного поля" и выделение ключевых проблем;
6) формирование путей и проектов решения проблем (с использованием технологии мозгового штурма);
7) оценка инновационного потенциала;
8) выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий);
9) анализ, прогноз и оценка вариантов реформирования предприятия;
10) разработка программы реформирования;
11) оценка источников ресурсов;
12) распределение ресурсов;
13) выделение первоочередных проектов;
14) формирование команд;
15) проработка и зашита первоочередных проектов;
16) формулирование стратегии и программы реформирования;
17) определение первоочередных организационных шагов.
К первой стадии относятся первые пять этапов, ко второй - с шестого по девятый, к третьей - остальные. Рассмотрим каждый этап подробнее на примере ее реализации в форме семинара-совещания с участием консультантов.