Модель мыслящего избирателя как результат синтеза достижений всех школ

В современной политической прогностике происходит сближение представленных трех подходов. Можно зафиксировать сближение социологического и политэкономического подходов. Оно проявляется в ряде уступок.

Уступки со стороны политэкономической школы. Поведение индивидов не представляется более непосредственным результатом действия только личной рациональности, его политический выбор рассматривается во взаимосвязи с внешней средой и социальным окружением. Сами цели и предпочтения рассматриваются как возникающие в определенном социальном окружении, под воздействием образцов социального взаимодействия и благодаря включенности в конкретные социальные сети. Очевидно, здесь мы имеем дело с уступкой в пользу социологического подхода.

Уступки со стороны школы политической социологии и политической психологии. Вместо изучения объективных факторов, жестко детерминирующих деятельность индивида со стороны среды, социального контекста и групп, исследуются способы реализации целей граждан и препятствия на пути реализации этих целей со стороны объективных обстоятельств. Наряду с формированием предпочтений под влиянием обстоятельств рассматривается и обратный процесс — отбора информации, обусловленный предпочтениями, и воздействия предпочтений на среду. Политическая информация понимается не только как средство управление электоральным поведением, но и как результат самоорганизующихся процессов и индивидуальной активности граждан.

В итоге взаимных уступок и сближений наметилась компромиссная модель «мыслящего избирателя».[46]

Этот избиратель, действительно, размышляют о партиях, кандидатах и политических проблемах. Однако, в отличие от «рационального избирателя», он старается минимизировать свои затраты по сбору переработки и анализу информации, а также упростить процедуру принятия решений. Экономия усилий при восприятии информации происходит за счет отбора информации. Этот отбор, в свою очередь, осуществляется благодаря наличию у избирателя схемы получения, анализа и переработки информации, а также действию «рамочных» механизмов, упрощающих структуру задачи. При принятии решений избиратель использует эвристические принципы, позволяющие преодолеть неопределенность ситуации и недостаток информации.

Признается также, что кроме рациональных факторов поведение избирателя определяется также и экспрессивными, причем действие обоих равнозначно. В качестве экспрессивных факторов рассматриваются: партийная и идеологическая идентификация, нормы участия (гражданский долг), солидарность с этическими принципами, выраженными в программе, привычки, стереотипы, подсознательно формирующиеся под воздействием СМИ и социальных коммуникаций симпатии и антипатии. Заканчивая описание «компромиссной» модели «мыслящего избирателя» отметим, что она принимает во внимание в равной степени, как инструментальные, так и экспрессивные факторы.

Современная политическая прогностика преимущественно берет за основу составления прогнозов электорального поведения «модель мыслящего индивида»

Итак, в современной политической науке можно выделить три подхода к анализу и прогнозу политического поведения: школу политической социологии, школу политической психологии и политэкономическую школу. В настоящее время эти подходы сближаются, и в основу прогнозов электорального поведения кладется компромиссная модель «мыслящего индивида»

! Задание 2.. Опишите логику прогнозирования электорального поведения на основе модели социологической школы

Планирование политической кампании

Важнейшим направлением политического планирования является планирование политических кампаний.

Процесс стратегического планирования политической кампании включает в себя четыре этапа. В общем виде они представлены на рис. 8.

Рис. 8. Этапы стратегического планирования политической кампании

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1. Сбор информации.

Стратегическое планирование невозможно без информации. Есть два основных источника ее получения: обследование общественного мнения и изучение соперников. Обследование общественного мнения необходимо при проведении любой политической кампании. Оно осуществляется в двух основных формах: а) количественное исследование, предполагающее опрос статистически репрезентативной выборки избирателей и б) анализ фокусных групп.

Исходное, количественное обследование позволит установить наиболее важные факты, касающиеся кандидата и его соперника, факты, от которых можно отталкиваться при последующих обследованиях. Подобное обследование включает в себя выявление:

— электоральных предпочтения;

— отношения к положению в стране (в том или нет направлении идет ее развитие);

— оценка экономической ситуации (укрепляется ли экономика или становится слабее, улучшается или ухудшается жизнь конкретного индивида);

— проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями (являются ли ими проблемы здравоохранения, или экономики, или образования);

— сильных и слабых сторон всех партий, участвующих в выборах;

— имиджа партии и ее кандидатов: доверяют ли им, считают ли их отвечающими духу времени, компетентными;

— кандидата, вызывающего наибольшее доверие и лидирующего с точки зрения его подхода к ключевым политическим проблемам.

Такое обследование позволит получить полную характеристику политического пространства, на которой будет развертываться кампания. Оно поможет установить сильные и слабые стороны партий, предпочтения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы. В область более глубинных ценностей и настроений электората. позволит анализ фокусных групп.

При анализе фокусных групп исследуются группы, состоящие из 6—8 человек и направляемые подготовленным ведущим. Их интервьюирование не дает статистически надежных результатов, но позволяет глубже проникнуть в настроения электората. Без этого нельзя обойтись, проводя современную избирательную кампанию. Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить

— что реально вызывает опасения и беспокойство избирателей, на что они в действительности надеются и чего бояться;

— что они в действительности думают о политиках, нравятся ли они им, пользуются ли доверием;

— каковы на самом деле их убеждения и глубинные ценности;

— какой отклик вызывает у них политическая информация, как на них воздействуют лозунги, плакаты и листовки.

Анализ фокусных групп дает глубину, опросы общественного мнения — количественные показатели и общую картину. Для ведения избирательной кампании нужно оба эти источника информации.

Изучение соперников — это изучение сведений о конкурирующей партии и кандидате (при этом необходимо собрать и все данные, касающиеся вашей собственной партии и кандидата). Осуществление данной работы, как и обследование общественного мнения, является важнейшей предпосылкой успешного проведения современной политической кампании.

2. Оценка имеющейся информации.

Когда вся доступная информация получена, она должна быть приведена в систему и оценена. Центральным моментом подобной оценки будет определение сильных и слабых сторон в позициях партии исследователей, так и конкурирующей партии и их кандидатов.

3. Разработка стратегии. После того как собраны и оценены все имеющиеся в распоряжении у исследователя факты и данные опросов общественного мнения и выяснены сильные и слабые стороны всех участников борьбы, можно приступать к разработке собственно стратегии. Процесс выработки стратегии состоит, в свою очередь, из четырех элементов:

· выявляется адресная группа;

· определяется ключевая проблема, которой должно быть уделено основное внимание;

· формулируются цели кампании, ее главная стратегическая линия и основные лозунги;

· собственно выработка стратегии

Рассмотрим их детально.

3.1. Выбор адресной группы.

Выбор адресной группы важен по ряду причин. Во-первых, это помогает вырабатывать форму обращения к адресным группам ‑ лозунги. Во-вторых, это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся средства. В-третьих, выбор адресной группы дает возможность выдвигать, особенно на местном уровне, такие лозунги, которые бы отражали нужды потенциального избирателя.

Состав подобных групп стал все в большей степени определяться не столько традиционными факторами, такими как социальная или экономическая принадлежность индивидов, сколько установочными характеристиками, которые не совпадают с экономическими и социальными.

þ Например, можно стремиться привлечь тех избирателей, которые придерживаются традиционных ценностей и болезненно воспринимают перемены. Или же, напротив, можно апеллировать к тем, кто жаждет быстрых перемен, индивидуалистичен и не является приверженцем традиционных ценностей.

3.2. Выявление ключевой проблемы. Крайне важно определить ту ключевую проблему, вокруг которой должна будет развернуться кампания. Это поможет вам сконцентрировать свое внимание и сфокусировать на ней свою стратегию.

3.3. Постановка целей. Далее необходимо установить цели кампании. Без четко обозначенных целей не может быть и стратегии. Цели должны быть приведены в систему и поддаваться измерению. Постановка целей производится на двух уровнях: во-первых, необходимо определить, какую долю голосов планируется получить и, во-вторых, какие изменения в позициях и убеждениях необходимо стимулировать?

3.4. Выработка стратегии. Суть политической стратегии заключается в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использовать слабые стороны соперника с тем, чтобы добиться своих электоральных целей. Политическая стратегия включает в себя 3 элемента: а) рекламу своей позитивной программы, б) защиту слабых мест, и в) разоблачение недостатков конкурентов.

При проведении избирательной кампании важно также правильно рассчитать время. Современные избирательные кампании, как правило, проходят по меньшей мере две фазы — фазу предвыборной кампании, начинающуюся за 4— 5 недель до выборов, и фазу длительной кампании, продолжающуюся около 6 месяцев до развертывания непосредственно избирательной кампании. В настоящее время становится все более и более важным заблаговременно выдвинуть свою программу и повлиять на позиции избирателей, поскольку по мере приближения выборов кампания часто становится такой напряженной, что бывает сложно донести до электората свои лозунги.

Лозунги, безусловно, являются сердцевиной кампании. В стратегии нет ничего важнее, чем то, что ваши кандидаты скажут избирателям. Лозунги должны быть простыми, запоминающимися, и их нужно постоянно повторять. Без выдвижения правильно подобранных лозунгов, которые бы постоянно повторялись и доходили до адресата, кампанию выиграть нельзя.

4. Разработка плана кампании. После того как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который войдут:

— оценка сильных и слабых сторон всех партий;

— цели;

— проблема;

— адресная группа;

— стратегия кампании: наступление, реклама, оборона;

— лозунги;

— коммуникационная стратегия (как лозунги будут доводиться до адресатных групп);

— сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции;

— план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуществлять.[47]

Таким образом, процесс стратегического планирования политической кампании состоит из следующих этапов: сбор информации, оценка имеющейся информации, выработка стратегии, разработка плана политической кампании

! Задание 3. Покажите роль анализа фокусных групп в процессе планирования политической кампании.

Контрольные вопросы и задания:

1. Приведите примеры поисковых и аналитических политических прогнозов.

2. Какие представления о характере социального развития лежат в основе объективистской парадигмы политического прогнозирования.

3. Какие циклы в развитии экономики выделил Н.Д.Кондратьев?

4. Перечислите четыре «эмпирические правильности» по Кондратьеву. Какая из них имеет наибольшее отношение к проблеме политических циклов?

5. Покажите ограниченность и проблемы модели избирателя в соответствие со взглядами политэкономической школы.

6. В чем суть компромисса между школами электорального поведения, приведшие к появлению модели «мыслящего избирателя»?

7. Какая модель электорального поведения более всего подходит, на Ваш взгляд, для описания поведения российского избирателя

8. Какие вопросы решаются при обследовании общественного мнения в ходе планирования политической кампании?

9. Представьте аспекты конкретного плана политической кампании.

Библиографический список (основной)

1. Панарин А. С. Политология: учебник / А. С. Панарин; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2003. – С. 356‑ 389.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 345‑490.

3. Сысоева Н.А., Новокрещенов А.В., Фахрутдинова А.З. Электоральное поведение: американские теории и российская практика: Монография / Краснояр. Гос. ун-т, Красноярск, 2001. – С. 11‑ 78.

4. Фахрутдинова А.З. Рациональность в социальном управлении. — Новосибирск: НГУ, 2002. —С.183 — 198.

Библиографический список (дополнительный)

1. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Полис. 1993. № 4. С. 134—138.

2. Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы. // Э.Г. Карминес, Р.Хакфельд: пер. с анг. Политическая наука: новые направления. ‑ М.: Вече 1999. — С. 235 — 261.

3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 1993. — С. 24 — 83.

4. Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального поведения: от опросов к моделям // Вопросы социологии, 2006г., №5.

5. Римский В.Л. Электоральное поведения российских граждан. // Политическая наука, 2007г., №8.

6. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории / А.М.Шлезингер ‑ М.: Прогресс, 1992. — С. 46 — 47.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: