Социальной регуляции

Следует, прежде всего, отметить, что при осуществлении "реформ" в России возникла неблагоприятная социально-педагогическая ситуация, характеризующаяся разрывом единства противоположностей: обучения и воспитания. Если в 60-е - 80-е годы двадцатого века функции воспитания абсолютизировались, что было обусловлено чрезмерной идеологизацией его задач, то в 90-е и последующие годы стремление одним махом покончить с "коммунистическим" прошлым привело к фактической переоценке возможностей обучения и занижению роли воспитания, что выразилось даже в практически полном изъятии данного термина из официальных документов государственных учреждений.

Это привело к усилению стихийности процесса духовного становления подрастающего поколения, нравственно-психологической неприспособленности юношей и девушек к изменившимся условиям, неготовности уберечь от деформации идеалы истины, добра и красоты, не опуститься, устоять в обстановке усиливающегося этического нигилизма, хаоса и разрухи, неумении выбрать морально оправданные цели и средства самореализации (в интересах не только собственной личности, но и других граждан, всего общества).

Одним из важнейших звеньев в системе воспитания гражданина является семья - первая социальная группа, в которой закладываются основы характера, исходные жизненные установки человека. Именно поэтому так важно, чтобы вся атмосфера обучения и воспитания в семье была проникнута духом гуманизма, уважения к трудовому образу жизни, способствовала созданию условий, необходимых для формирования гармонично развитой личности.

При исследовании семейно-бытовых отношений целесообразно исходить из того, что, «согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны – производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой – производство самого человека, продолжение рода».[125] Оба этих вида производства тесно связаны друг с другом, образуют нерасторжимое единство и в то же время отличаются одно от другого. Отметим, далее, что общественные отношения между людьми обусловливаются, с одной стороны, ступенью развития труда, а с другой – семьи.

В современных условиях изменения в производственных отношениях общества происходят быстрее, чем перестройка семейно-бытовых отношений, что обостряет противоречие между преимущественно общественным характером производства материальных благ и существующими формами их присвоения (прежде всего семейно-индивидуальным потреблением). В результате возникает несоответствие между потребностями общества в подготовке молодого поколения работников и сложившимся типом репродуктивного поведения большинства семей, с одной стороны, и диспропорциями, образующимися в сфере потребностей семьи, связанных с процессом производства и воспитания новых граждан, и мерой удовлетворения этих запросов (с учетом возможностей общества и семьи) – с другой.

Формирование, функционирование и развитие семьи происходит через противоречия, разрешение которых зависит от состояния целого комплекса демографических, экономических, социальных, идеологических, психологических, этико-педагогических, медико-биологических и других факторов: соотношения между полами в обществе, регионе, поселении; эффективности механизма реализации различных форм собственности; уровня материального благосостояния каждой семьи; количества и содержания работы детских дошкольных учреждений, предприятий общественного питания и бытовых услуг; характера связи семьи с учебными и производственными коллективами; морально-психологической атмосферы семейной жизни, эффективности борьбы с наркоманией, пьянством, бытовой распущенностью и другими негативными проявлениями; степенью единства обучения с производительным трудом; действенности пропаганды этических знаний; результативности деятельности правоохранительных органов; успехов в деле предупреждения наследственных болезней и т.п.

Применение конкретно-социологического подхода при изучении проблем семейно-бытовых отношений позволяет утверждать, что существенная трансформация всей совокупности общественных отношений, происходящая в годы «перестройки» и «реформ», накладывает специфический отпечаток и на процессы формирования, функционирования и развития семьи.

Многие социологи утверждают даже, что в 90-е годы наступил кризис семьи, первые признаки которого проявились еще в «дореформенный» период: снижение детности семьи; увеличение разводимости; ухудшение условий социализации детей в связи с массовой занятостью матерей на работе; рост отклоняющегося поведения детей, их безнадзорности (в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей - беспризорников; бегство из семьи детей (35-40 тысяч ежегодно).[126]

Кризис института семьи прослеживается по ряду показателей. Одним из его важнейших составляющих является демографический спад, непосредственно связанный с тем, что семья перестала выполнять одну из главнейших своих функций – деторождения.

Вступление человека в брак и создание семьи во многом детерминировано устойчивостью экономики страны, что в определенной мере обусловливает и материальное положение членов каждой семьи, от которого в немалой степени зависит удовлетворение потребности в рождении детей. Сокращение численности населения, совпавшее с началом «реформ», т.е. с 1992 года, продолжилось и в дальнейшем, в основном за счет сокращения рождаемости.

При сложившейся динамике ежегодного соотношения чисел родившихся и умерших естественная убыль населения, по мнению ученых, останется определяющим фактором демографического развития нашей страны на достаточно длительную перспективу.[127] Вымирание народа в мирное время происходит впервые за многовековую историю страны. Особенно тревожит рост детской смертности. Превышение смертности над рождаемостью быстро нарастает, что грозит вырождением нации.

Одна из причин падения рождаемости (особенно в больших городах) связана с тем, что в общественном сознании произошла переоценка значимости экономической функции детей как кормильцев престарелых родителей. К тому же рождение каждого ребенка не только резко изменяет образ жизни семьи, но и требует немалых физических и душевных усилий от молодых супругов, особенно от матерей, несущих повышенные домашние нагрузки, поскольку из-за роста стоимости бытовых услуг они становятся все менее доступными для основной части населения.

Вызывают все большее беспокойство здравомыслящей части общества и симптомы снижения качества народонаселения, проявляющиеся в тенденции увеличения доли новорожденных, страдающих различными недугами, особенно умственной отсталостью, что в немалой степени связано с ростом алкоголизма, наркотизации и табакокурения в молодежной среде.

Среди негативных факторов, влияющих на реализацию репродуктивной функции семьи – непрочность и нестабильность браков. В 90-е годы наблюдается сокращение доли женщин и мужчин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин. На каждые 100 вновь заключенных браков приходилось около 60 разводов, что негативно влияло на динамику рождаемости. Наиболее явным симптомом кризиса института брака выступает рост разводимости среди новобрачных и молодоженов.

При этом следует учитывать возрастающее распространение фактической брачности, при которой не регистрируется ни заключение брака, ни распад его. Вне брака в России рождается четвертая – пятая часть всех младенцев.[128] К тому же вследствие разводов ежегодно около 300 тысяч детей остаются с одним из родителей.

В семейной структуре населения преобладающими становятся простые (преимущественно однодетные) семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми (около 80% семей) и без детей (около 10%), а также семьи, состоящие из матери или отца с детьми (около 10%). (Важно отметить, что среди лиц с так называемым отклоняющимся поведением немалая доля тех, кто воспитывался в неполных семьях). Вместе с тем процесс дальнейшей нуклеаризации семьи сдерживается обострением жилищной проблемы.

Дальнейшее укрепление семьи как важной ячейки нашего общества, повышение её репродуктивной активности, улучшение воспитания детей во многом связаны с преодолением социальной несправедливости вследствие неоправданного ни экономически, ни нравственно растущего имущественного расслоения членов общества, что повышает вероятность конфликтов между супругами вследствие неодинаковых условий их развития, несхожести привычек, мировоззрения, моральных представлений и т.д. Рост семейных конфликтов и разводов становится характерным следствием кризиса семьи на фоне роста безработицы, нищеты, обострения экзистенциальных проблем.[129]

Один из важных показателей, характеризующих экономическое положение семьи – доля совокупного дохода, которая тратится на питание. В развитых странах эта величина составляет не более трети. Чем беднее семья, тем большую часть своего дохода она тратит на питание. Исследования социологов показали, что у всех выделенных категорий населения – бедных, малообеспеченных, обеспеченных и состоятельных – эта доля практически одинакова (около 60%), т.е. все они фактически «проедают» свой бюджет. И сегодня рождение ребенка почти автоматически отбрасывает значительную часть российских семей в разряд малообеспеченных, осложняясь также угрозой или уже фактом безработицы.

Абсолютное большинство семей живут в на рубеже веков в нервном напряжении, атмосфере страха, ожидания катастрофы, что находит отражение в агрессивности 57% родителей в отношении детей[130]. По данным правоохранительных органов, увеличивается количество случаев жестокого обращения с младенцами и дошкольниками.[131]

Будучи наиболее уязвимыми жертвами тотального кризиса, дети все чаще бегут из своих семей, ибо родители не могут или не хотят заботиться о собственном потомстве. Усугубляется положение с так называемым социальным сиротством: более 90% детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, имеют живых родителей. Заметным явлением стали сознательно бездетные супружеские пары, одинокие матери с детьми, сожительствующие и другие альтернативные типы семей.

В условиях ухудшения материального положения семьи повышается ценность первичных материальных потребностей ее членов и ограничиваются возможности для удовлетворения потребностей более высокого уровня (общение, духовное самосовершенствование, культурное развитие), то есть происходит изменение иерархии семейных ценностей в сторону их большей примитивизации, сведение родственно-родительских связей к супружескому партнерству и сексу.

Наряду с этим наблюдается заметное смещение акцентов с брачно-семейных ценностей (совместного супружества) на ценности внесемейного, внесупружеского, индивидуального образа жизни, что во многом связано с десакрализацией любви, коммерциализацией взаимоотношений между полами.

Широкое распространение получили добрачные и внебрачные половые связи, легализуются сексуальные меньшинства, увеличивается количество венерических заболеваний, процветает эротика и порнография, культивируются насилие и извращения в половой сфере. Внебрачная рождаемость превышает 15%. Индивидуализм, эгоистическая идеология способствуют устранению глубоких межличностных отношений, ведут к тому, что связи членов общества становятся непрочными, временными, пробными. Другой человек все чаще рассматривается лишь как средство удовлетворения сиюминутных половых потребностей социально подавленного индивида.

В начале 90-х годов прошлого века осознание бессилия большинства семей перед лицом чуждых им сил приобрело наиболее отчетливые формы. Стихия рынка ведет к росту отчужденности людей, переключает внимание членов семей на борьбу за выживание всеми доступными и возможными методами, что способствует не только духовной деградации индивидов, но и увеличению количества психических расстройств, повышению общей заболеваемости. В связи с этим увеличивается значимость семейных форм труда в обеспечении жизнедеятельности людей, возрастает роль кооперации в выживании населения.

Обостряется также ощущение беспомощности в условиях нерешенности глобальных проблем современности: загрязнения природной среды, опасности радиационной катастрофы, разрушения генофонда человечества. Индустриализация и урбанизация привели к замкнутости, одиночеству большинства людей в "каменных джунглях" цивилизации.

Крайне удручающе отразилось на семейно-брачных отношениях "новое мышление" в сфере национальной политики. Немало семей мыкается по огромной территории России в качестве беженцев или вынужденных переселенцев, многие погибли или были ранены в кровавых межнациональных конфликтах. Обостряются противоречия между интересами большинства семей, с одной стороны, и интересами правящей верхушки - с другой. Возрастает зависимость работающих членов семьи от административного аппарата предприятий, коммерческих структур.

Деструкция окружающего семью социума подрывает ее устои, деформирует присущие ей функции. Наметившаяся было тенденция перехода брака (как дифференцированного отношения с четким разделением ролей мужа и жены) к эгалитарным отношениям прервалась. При возрождении рыночной экономики восстанавливается и патриархальный стереотип о "домашнем предназначении женщины". Этот парадокс "демократизации" общества во многом связан с падением социального статуса женщины, усилением ее неравенства с мужчиной и в сфере занятости, и в сфере оплаты труда.

Процесс нового перераспределения власти и авторитета, вынужденного отказа от утвердившихся ранее принципов взаимоотношений в семье проходит весьма болезненно как для мужа, так и для жены, уровень образования которой чаще всего выше, чем у ее супруга, что значительно осложняет отношения между супругами в молодых семьях, поскольку возрастают требовательность, притязания и запросы со стороны жен к интеллектуальному уровню и морально-психологическим качествам мужей.

Вместе с тем нельзя не заметить и такой тенденции: все более активное участие женщин в процесс производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ нередко приводит к тому, что часть представительность «прекрасного пола» приобретает, а, возможно, и перенимает несвойственные им черты, шаблоны и стереотипы мужского поведения, приемы и методы руководства, которые, будучи примененными в семейно-бытовой сфере, могут отрицательным образом отразиться на характере супружеских отношений, воспитании детей и в целом на перспективах брака.

Размер дохода, вносимого каждым членом семьи в общий бюджет, в значительной мере определяет и "весомость" положения супруга. Данные статистики показывают: из общего числа семейных женщин работают 85-90%, но их численность постоянно сокращается, так что среди безработных – около 70% представительниц «прекрасного» пола, часто с высшим и средним профессиональным образованием. Между тем потребность иметь интересную работу занимает третье место в структуре жизненных ценностей женщины после семьи и здоровья.

В связи с этим исследователи констатируют в известной мере деформацию производственной функции семьи в современных российских условиях как по сравнению с традиционными её формами, так и с положением, достигнутым в 80-е годы: формируется массовая категория населения, которая абсолютно не участвует в функционировании продуктивной сферы; появился социальный слой людей, занятых предпринимательством (чаще всего в торгово-посреднической сфере деятельности), доля которого многократно превышает потребности здорового социально-экономического организма, что предполагает частичное устранение этих людей из малого и среднего бизнеса по мере стабилизации хозяйственной ситуации.[132]

Одним из проявлений кризиса семьи является кризис института материнства. В России, по мнению социологов, сформировался детоцентристский тип семьи, где в системе ценностей матери отношение к ребенку занимает преобладающее место.[133] Однако ещё в 90-е годы уже каждая пятая мать из общего количества опрошенных была ориентирована на «дистанцирование» от своего ребенка.[134]

Развитие частнособственнических отношений консервирует традиционные стереотипы распределения супружеских ролей и подчиненного положения женщины в семье. Вместе с тем существуют и определенные различия, особенности, проблемы и трудности, характерные для семей правящей верхушки, крупных предпринимателей, рабочих, крестьян, творческой интеллигенции. Специфика образа жизни семьи в немалой мере обусловливается национальностью и возрастом супругов, типом поселения и многими другими факторами.

На содержание взаимоотношений членов семьи негативно влияет идейный кризис общества. Как пишет А.И. Антонов, «кризис семьи – это не только кризис её материальных возможностей… Это кризис системы ценностей».[135] Именно в 90-е годы произошло значительное снижение интереса к духовно-нравственной сфере, проявляется пренебрежение к отечественной культуре. Так, в 1992 году половина населения страны не прочла ни одной новой книги. Серьезная литература составила лишь 2% в общем объеме выпуска книг. Менее 30% жителей России еще могут позволить себе купить книгу. Особенно страдают молодые семьи, оказавшиеся отрезанными практически от всех видов литературы.

Наметившаяся тенденция к однозначно негативной оценке прошлого России ведет к размыванию духовных основ семьи, стимулирует поиски лучшей жизни на чужбине. В условиях "дикого" рынка средства массовой информации прилагают немалые усилия для опрощения нравов, что сопровождается привнесением эротики и жестокости в отношения между полами.

Негативные последствия глобализации все чаще отражаются и на содержании внутрисемейных отношений. Ослабляются традиционные межпоколенческие связи. Проявляющиеся в идеологической сфере конъюнктурщина и неототалитаризм подавляют интеллект и творчество, стремятся оправдать "историческую необходимость" процессов первоначального накопления капитала, обосновать приоритетность эгоистических ценностей, что серьезно деформировало нравы молодых людей.

Неспособность многих членов семей охватить умом всю цепь событий, уяснить смысл происходящих в обществе процессов проявляется в фетишизме, некритическом отношении к стереотипам пропаганды, предрасположенности к манипулированию со стороны "властей предержащих".

Антипедагогический эффект социально-экономического обеднения и духовного опустошения членов семьи обострил ситуацию в сфере воспитания: идеалы и ценности старшего поколения нередко становятся неприменимыми для молодых людей в условиях внедрения нецивилизованных рыночных отношений. К тому же на общение родителей с детьми практически не остается времени, ибо необходимость выживания вынуждает многих взрослых членов семьи работать (особенно на частных предприятиях, где рабочее время нормируется по произволу «хозяина»), с утра до вечера, да и значительная часть молодых людей раньше, чем прежде, включается в трудовую деятельность. Более половины (55%) когорты 16-19-летних имеют постоянную работу, из них 37% являются основными кормильцами семьи.[136]

Как следует из материалов проведенных нами исследований, поведение молодых людей в браке в немалой степени определяется уровнем культуры той семьи, где они воспитывались, примером межличностных отношений их родителей, наличием братьев и сестер. Это отражается на характере жизнедеятельности супругов, способе разрешения возникающих разногласий, количестве детей в молодой семье через неосознаваемые установки, сформировавшиеся в психике молодых людей.

Анализ показывает также, что привлечение детей к регулярной домашней работе, посильному общественно полезному труду является основой формирования в семье важнейших личностных качеств, мировоззрения и нравственной культуры подрастающего поколения. Однако лишь у трети родителей дети имели постоянные домашние обязанности, только в каждой пятой семье они эпизодически помогали старшим по хозяйству. Между тем домашний труд, играющий в жизни молодежи второстепенную, а у юношей – просто ничтожную роль, с появлением собственной семьи становится одним из важнейших элементов повседневного поведения, и если у молодоженов не сформирована с ранних лет привычка добросовестно выполнять семейные обязанности, то конфликты партнеров по брачному союзу будут неизбежны.

Положительно влияет на прочность брака наличие у жениха и невесты, а затем и у супругов, одинаковых, наиболее соответствующих процессу формирования нравственно здоровой семьи взглядов на необходимость профессиональной работы и общественной деятельности замужней женщины и справедливого распределения хозяйственно-бытовых обязанностей, на принципы воспитания детей, стиль межличностных отношений в семье, характер проведения досуга, желаемое количество детей, взаимоотношения с родителями и т.д.

Стабильность супружеского союза во многом зависит также от частоты возникновения разногласий и способов их преодоления. Идейно-нравственное единство супругов в немалой степени определяется и состоянием социально-психологической сферы их межличностных отношений, что отражается на глубине чувства взаимной любви, стремлении к взаимопониманию.

По нашим данным, морально-психологический климат молодой семьи связан с величиной периода добрачного знакомства будущих супругов. Отношения молодоженов в браке складываются более благоприятно в том случае, если до свадьбы они знали друг друга более года. К сожалению, это характерно лишь для двух из каждых пяти семей, тогда как более трети молодых людей были знакомы до свадьбы менее полугода, что повышало вероятность развода втрое. Примерно половина браков являлась результатом знакомств, не связанных ни с общностью места жительства, ни с совместной работой или учебой.

На стабильность брачного союза молодых супругов влиял и характер их взаимоотношений с родительскими семьями. Две трети молодоженов получали от родителей материальную помощь, в каждой третьей молодой семье представители старшего поколения присматривали за детьми, воспитывали их. Вместе с тем чрезмерная опека со стороны старших нередко способствовала развитию у молодых людей иждивенческих настроений, инфантилизма, замедляло их социальное созревание.

К тому же родители, играющие значительную роль в снятии различных проблем молодой семьи, считали себя вправе вмешиваться, и нередко далеко не беспристрастно, в обсуждение и решение тех вопросов, которые их прямо не затрагивали, в характер межличностных отношений молодоженов, что оказывало негативные психологические последствия.[137] Не случайно, видимо, отношениями с родителями были полностью удовлетворены лишь половина молодых жен и мужей, а пятая часть бывших супругов считала основной причиной разрушения брака непрошенное вмешательство в их жизнь.

С вступлением юношей и девушек в брак в худшую сторону изменяется структура их свободного времени, формы и содержание деятельности в часы досуга. значительно увеличивается (примерно в два раза) доля внерабочего времени, уделяемого домашнему труду. Существует, однако, немалое различие в величине бытовой нагрузки в зависимости от пола супругов: продолжительность рабочей недели у занятой профессиональным трудом женщины вместе с домашней работой составляет, по расчетам социологов, 72 часа при 40 часовой рабочей неделе у мужчин. Неравномерность загрузки домашним трудом мужчин и женщин особенно характерна для молодых браков, где муж расходует на выполнение семейных обязанностей в три с лишним раза меньше времени, чем жена.

Не случайно, видимо, основными причинами внутренних конфликтов и в устойчивых, и в неустойчивых семьях являлись разногласия по поводу организации домашних дел и воспитания детей. В группе удачных молодых семей представления мужа и жены о том, какая домашняя работа должна выполняться женщиной, а какая – мужчиной совпадали в три с половиной раза чаще, чем в группе неудачных семей. В дружных семьях муж почти в три раза чаще, чем в конфликтных браках, помогал жене в ведении домашнего хозяйства и в два раза больше принимал участие в воспитании детей.

В целом можно утверждать, что там, где принята эгалитарная модель распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и установки мужа и жены в этом отношении совпадают, семья отличается большей стабильностью (это, как правило, те браки, в которых супругам не более 24-25 лет и они имеют образование не ниже среднего).

Особенно критическим для функционирования семьи является период после рождения первого ребенка. Существенно увеличивается количество времени, необходимого для выполнения домашней работы, резко возрастает нагрузка на каждого из супругов, прежде всего на матерей. Обычно сокращаются и материальные доходы, поскольку женщина часто вынуждена оставлять на некоторое время работу. И если мужчина не берет на себя в этот период хотя бы часть хозяйственных и родительских обязанностей, то женщина уже не может удовлетворительно справиться с непомерной для неё нагрузкой.

Это возрастание фактического неравенства женщины становится источником конфликта, который нередко приводит к разрушению брака. Большинство детей появляется на первом году после свадьбы, и не случайно, вероятно, около одной трети разводов приходилось на первый год совместной жизни супругов (ещё треть семей разрушалась в течение последующих пяти лет).

Наличие детей является, как считает каждая третья супружеская пара, необходимым условием счастливой семейной жизни. Из-за их отсутствия происходит каждый двенадцатый развод, нередко возникают раздоры в семьях. Практически все молодые семьи выражают желание иметь детей, поэтому большинство супругов из бездетных семей, а также многие разведенные молодые люди отмечали, что для преодоления бездетности необходимо устранить существующие недостатки в деле оказания нуждающимся молодоженам квалифицированной медико-генетической помощи. Как показывает практика, организация квалифицированного консультирования по вопросам семейной жизни позволяет уменьшить количество разводов более чем на одну треть.

Особенность влияния фактора наличия детей на стабильность молодой семьи проявлялась в следующем: среди супругов, живущих в браке и разведенных, примерно равны доли тех, у кого не было детей и кто имел одного ребенка, однако количество супругов с двумя детьми, живущих в браке, более чем вдвое превышало число распавшихся семей, имеющих двоих детей.

Очевидно, с появлением второго, а тем более третьего ребенка укреплялись и отношения ответственной зависимости супругов, повышалось осознание необходимости взаимопонимания, поддержки и сотрудничества в процессе реализации репродуктивной и воспитательной функций молодой семьи, становился более серьёзным, продуманным подход каждого из молодых людей к разрешению конфликтов, возникающих в процессе совместной жизни. Важно, вместе с тем, отметить, что не только количество детей влияет на устойчивость брака, но и репродуктивная функция семьи находится в прямой зависимости от её стабильности.

Среди факторов, связанных с морально-психологическим климатом семьи через социальное положение и происхождение супругов, мы выделили такие показатели, как жилищные условия, материальное положение и образование. Следует, прежде всего, отметить, что разрушение молодой семьи не находится в фатальной зависимости от наличия благоустроенного жилья.

Важно также учитывать, что проживание части молодежи в общежитиях помогает юношам и девушкам овладеть навыками самообслуживания, что может способствовать в дальнейшем более справедливому распределению домашних обязанностей среди молодых супругов. Вместе с тем необходимо признать, что отсутствие нормальных жилищных условий является предпосылкой, повышающей нестабильность брачного союза, поскольку повседневное изматывающее воздействие бытовых неудобств способно расшатать устои даже самой крепкой поначалу семьи.

Влияние фактора обеспеченности жильем на прочность молодой семьи постепенно, по мере возрастания брачного стажа супругов, уменьшалась, а примерно через пять лет практически не прослеживалось, так как к этому времени данный вопрос находил более или менее удовлетворительное разрешение. Однако, не влияя решающим образом на устойчивость брачного союза, фактор обеспеченности жильем основательно воздействовал на планирование рождаемости: более половины супругов намеревались иметь детей меньше, чем им хотелось бы по причине плохих жилищных условий и неопределенности перспектив на возможность их улучшения в будущем.

На почве плохих материальных условий распадается, как можно заключить из материалов проведенных исследований, около 10% семей. Нам представляется важным особо подчеркнуть то обстоятельство, что неудовлетворенность материальной обеспеченностью занимала второе место среди мотивов невысокой рождаемости.

Главная причина невысоких доходов молодой семьи заключалась в том, что каждая четвертая мать не работала. Чаще всего она была вынуждена оставить сферу своей профессиональной деятельности потому, что не могла (по разным причинам) устроить своего ребенка в детские дошкольные учреждения. Иногда это происходило вследствие сознательного стремления обеспечить сыну или дочери наиболее благоприятные условия для развития и воспитания, ибо именно в первые годы жизни ребенка закладываются основы его мировоззрения, морали, характера, формируются привычки, манеры и т.д.

Анализ полученной эмпирической информации позволяет предположить, что воздействие уровня материального благосостояния, также, как и уровня образования, на стабильность семьи осуществляется не непосредственно, а через репродуктивное поведение супругов и отношения, сложившиеся между мужем и женой в процессе ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Результаты нашего исследования подтверждают вывод ученых, что «…семьи, которые имеют более высокое образование и большие материальные возможности в потреблении культуры и т.д., имеют детей намного меньше, чем семьи с более низким образованием и менее обеспеченные в материальном отношении».[138]

Очевидно, что из всего многообразия ценностей семейной жизни супруги менее всего ориентировались на те, которые связаны с основной, играющей важную роль в деле стабилизации отношений мужа и жены функцией – рождением и воспитанием детей. На первое место всё чаще выдвигались другие духовные запросы молодежи, которые вызывали у неё удовлетворение, невозможное вне брака.

Влияние на морально-психологический климат семьи способа использования и уровня культуры досуга также опосредовано социальным положением и происхождением супругов. Согласно результатам нашего исследования, наиболее оптимальный для устойчивости брачного союза режим организации свободного времени – проведение его всей семьей или обоими супругами вместе вне дома. Вероятно, в этом случае, благодаря новым людям и впечатлениям, совместимость молодоженов значительно усиливалась.

Изучение семей разной степени благополучия показало, что для успешных браков характерно совместное проведение супругами своего досуга, причем на это ориентированы и муж и жена. Важно, вместе с тем, подчеркнуть, что возможности для дальнейшего распространения форм семейного досуга, повышения его культуры в настоящее время ограничены нарастающей коммерциализацией этой сферы, недостаточным развитием материальной базы и низкой эффективностью использования существующих учреждений культуры и спортивных сооружений. Между тем, выразили желание проводить свободное время вне дома каждые девять из десяти опрошенных молодых семей, а реализуют свои намерения менее половины супругов.

Исследования показали, что в структуре досуга молодоженов сокращалось количество времени, отводимого супругами на педагогически насыщенное общение с детьми в семье. Постоянно отдавали часть досуга детям менее половины родителей. И дело не только в недостатке свободного времени, но и в неумении его целенаправленно использовать, поскольку почти три четверти молодых родителей тратят часы отдыха в основном на просмотр телепередач, общение с друзьями, самообразование и т. д. Особенно велико значение родительского воздействия на детей в дошкольные годы, ибо, как показывает практика, главные основы воспитания на 90 % закладываются до пяти лет.[139]

Факты свидетельствуют: 10-20% родителей по разным причинам (плохое здоровье, недостаток общей и педагогической культуры, повышенная занятость на работе и др.) не в состоянии правильно воспитывать детей, а 10-15% семей являются криминологически неблагополучными. Типичной ошибкой воспитания в каждой второй из таких семей, где большинство родителей не имеют среднего образования, становится применение непродуманных мер воздействия на ребенка без учета его индивидуальных особенностей), что является следствием чрезмерного сосредоточения усилий на материально-бытовой стороне жизни, слабого интереса к общественным проблемам, неразвитости форм общения (отсутствия семейных праздников, обычаев, традиций и т.п.), пьянства, появления в семье отчима или мачехи, разлада между родителями и т.д.

Среди других ошибок наиболее часто встречаются две: предоставление детям с ранних лет свободы, к которой они не подготовлены, что фактически выражается в безнадзорности подростков (в 40% семей) и чрезмерная строгость родителей, авторитарные методы воспитания, которые подростки отвергают (в 10% семей). При анализе преступности несовершеннолетних обнаружилось, что уровень развития каждого третьего из них не соответствовал возрасту, около 20 % нигде не работали и не учились. Кризис семьи находит выражение и в резко возросшей преступности среди молодежи и детей, которая за последние годы увеличилась в десятки раз.

Немаловажное влияние на прочность молодой семьи оказывают такие факторы, как супружеская верность и сексуальная гармония мужа и жены, что, в свою очередь, в значительной степени определяется состоянием морально-психологического климата брачного союза. Процесс возвышения человеческих потребностей находит проявление в росте запросов и притязаний супругов к формам интимного общения, где может возникать неудовлетворенность сексуальной жизнью, во многом связанная с различием уровней культуры обоих партнеров по браку, что, в свою очередь, обусловлено их социальным происхождением, национальными особенностями, характером воспитания и т.д.

Из-за недостаточного понимания молодоженами интересов и чувств друг друга повышается вероятность возникновения конфликтов, стимулирующих поиск внебрачных половых связей. Последние всё чаще выступают одним из главных мотивов расторжения супружеских союзов. Интимные отношения мужа и жены являются необходимым условием полноты человеческого счастья, естественным продолжением глубокой духовной близости людей. Поэтому супружеская измена не только наносит обманутой стороне глубокую психическую травму, но и расшатывает идейно-нравственное единство членов брачного союза.

Основным мотивом разрушения брака стало, по мнению каждой второй разведенной женщины, пристрастие их бывших мужей к спиртному. Вместе с тем более глубокий анализ показывает, что злоупотребление алкоголем – это своеобразный способ реагирования слабовольного человека на разногласия в семье по вопросам совместной жизнедеятельности супругов. Мера воздействия данного обстоятельства определяется характером его сочетания с другими факторами.

Пьянство, как и супружеская неверность, в большинстве случаев являются скорее следствием разладов в молодой семье, чем их причиной. Важно иметь в виду, что алкоголизм стимулирует, с одной стороны, адюльтер, а с другой – импотенцию. Злоупотребление спиртными напитками и наркотиками молодых родителей оказывает крайне отрицательное влияние на здоровье детей и качество их воспитания.

Обесценение брака как важного события в жизни человека в определенной мере связано не только с забвением обычаев сватовства, помолвки, обручения, религиозных брачных ритуалов, но и снижением роли родительского авторитета в выборе брачного партнера, повышением влияния круга ближайших друзей. Нередко это связано с возросшей территориальной мобильностью молодежи, миграцией и эмиграцией юношей и девушек (примерно треть юношей и девушек начинают самостоятельную жизнь с отделения от семьи, что ослабляет эффективность традиционных механизмов моральной регуляции).

Совместный труд родителей и детей оказывается чаще исключением, чем правилом. Рост уровня знаний молодежи нередко приводит к тому, что многие юноши и девушки оказываются образованнее своих родителей. Не случайно только 30% отцов и матерей считают, что им хватает знаний для помощи школьникам в подготовке уроков.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на снижение регулятивной роли семьи в процессе нравственного становления молодежи, ее ценность как социального института в сознании молодежи по-прежнему сохраняется, ибо она остается для абсолютного большинства (85%) молодых людей едва ли не единственным островком в мире общественных катаклизмов, где юноши и девушки могут получить помощь, обрести защиту, найти понимание и сочувствие.

Подводя определенный итог рассмотрению проблем, связанных с ролью семьи в системе воспитания подрастающего поколения, можно утверждать, что современное состояние этого важнейшего социального института выдвигает необходимость формулирования определенного идейно-нравственного и ценностно-психологического комплекса, который можно назвать фамилистическим императивом.[140]

Содержание его заключается не только в обязательности учета тех последствий, которые вызовет в функционировании семьи то или иное решение властей, но и в перемещении акцента с планирования семьи на внедрение представлений и действий, очерчиваемых термином «ответственное родительство», понимаемое как сознательное решение о рождении ребенка на основе реальных возможностей супругов дать ему соответствующие средства, необходимые в его условиях, с учетом родительского здоровья, генетических и других факторов.

Этот принцип, далее, требует, чтобы родители обеспечивали ребенка не только комплексным уходом, формирующим у него чувство эмоциональной приязни и защищенности, но и предусматривает эгалитарное, демократическое участие обоих супругов в воспитании ребенка.

Важнейшим же требованием фамилистического императива выступает смена парадигмы общественного сознания, отказ от идеологии, направленной на безграничный индивидуализм, безудержное личное потребление, т.е. от безоговорочного признания приоритета тех самых либеральных ценностей, которые неукоснительно ведут к депопуляции, вырождению и самоизживанию народа как носителя социальности, демократизма и прочих весьма уважаемых качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: