Нарушения правильности речи

Различные нарушения правильности речи связаны с несо­блюдением норм литературного языка. В числе ошибок, которые определяются нарушением норм литературного языка, выделяют­ся свойственные только устной речи: орфоэпические и акцен­тологические, то есть связанные с неправильной постановкой ударения (черпать вместо ч 'ерпать, свекл 'а вместо св 'екла) или неправильным произношением (ши[нэ]ль вместо ши[н']ель). Только письменной речи свойственны орфографические и пунк­туационные ошибки, которым так много внимания уделяется в процессе изучения школьного курса русского языка.

Есть такие нарушения, которые одновременно свойственны как устной, так и письменной речи. Они требуют особенно под­робного рассмотрения. Материалом для системного анализа по­добных нарушений послужила картотека типичных ошибок, до­пущенных абитуриентами вузов на пись­менном и устном экзаменах по русскому языку и литературе (фиксация за пять лет). Их можно разделить на три группы: грамматические, лексико-фразеологические (речевые) и стили­стические ошибки.

Грамматические ошибки- это нарушения норм употребления грамматических форм слов, а также связи слов в словосочетании и предложении. Понятие "грамматическая ошибка" - это широкое понятие, так как включает нарушения как морфологического, так и синтаксического характера.

1. Ошибки в структуре слова:

а) в словообразовании;

б) в формообразовании.

Ошибки в словообразовании обусловлены приблизитель­ным, а не точным знанием типовых словообразовательных моде­лей языка, что приводит к неоправданному словотворчеству, то есть образованию слов, отсутствующих в языковой системе. В сочинениях абитуриентов встречаются такие примеры неоправ­данного словотворчества, как "жестокий самодержавец" (вместо самодержец), "человеколюбство" героя" (вместо человеколюбие), "прекрасностъ движений героини (в языке отсутствует отвле­ченное существительное от прилагательного "прекрасный"; в этом значении употребляется слово "красота"); "начальник благоугодных заведений" (вместо богоугодных).

Такие ошибки не имеют ничего общего с индивидуальными писательскими словоупотреблениями (такими, как "прозаседавшиеся" у Маяковского или "лунность" у Есенина), помогающими автору точнее отразить свое видение мира и выполняющими в тексте особую эстетическую функцию.

Даже такие индивидуальные неологизмы абитуриентов, как "сладкотворное притворство" или "быть бостонцами" (то есть последователями героя романа Ч. Айтматова чабана Бостона) ед­ва ли можно считать удачными и оправданными. Последнее сло­воупотребление, например, омонимично слову "бостонец" в зна­чении "житель Бостона".

Значительно чаще встречаются ошибки в формообразова­нии, то есть неправильное употребление грамматических форм слов. Это может быть неправильное образование форм рода имен существительных: "потерять туфель" (вместо "потерять туфлю"), падежных форм: "без ярких клипс" (вместо клипсов); форм числа: "настоящие русские офицера" (вместо офицеры). Встречаются примеры неоправданного употребления во множественном числе отвлеченных существительных, которые не имеют таких форм: "не бояться опасностей и рисков", "жажда обогащений", "пьеса понятна в силу своих наивностей", "переступить пороги нравст­венности".

Нарушает существующие языковые нормы употребление таких форм сравнительной и превосходной степени прилагатель­ных, как "более интеллектуальнее" (вместо интеллектуальнее или более интеллектуальный), "самый прекраснейший" (вместо пре­краснейший или самый прекрасный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: