Точность как одно из главных достоинств речи

Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руковод­ствах по красноречию первым и основным требова­нием, предъявляемым к речи, было требование ясно­сти. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с совре­менным понятием точности. Аристотель считал, что если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога — быть ясным и не низким». С антич­ности начинается осознание связи между способ­ностью хорошо говорить, писать и умением пра­вильно мыслить: ясным и точным может быть лишь изложение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыс­лит, ясно излагает», — гласит известный афоризм. Ци­церон считал, что слова «...представляют как бы точные наименования понятий, почти одновременно с самими понятиями возникшие...», в словах «должен производиться определенный отбор».

Эту же связь языка и мышления как базу для соз­дания точной речи видели позже и представители рус­ской литературы. В.Г. Белинский писал: «Слово отра­жает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово». «...Что прочувствует и поймет человек, то он выразит; слов недостает у людей только тогда, когда они выражают то, чего сами не понимают хорошень­ко. Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью...». О том же пишет Н.Г. Чернышевский: «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей...». По глубокому убеждению А.С. Пушкина, и язык науки, и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными. «Точность и краткость — вот первые до­стоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ни к чему не служат». Своей художественной практикой, редак­торской работой, своими высказываниями о языке А.С. Пушкин способствовал становлению точной ху­дожественной речи, точной образности. Активным и воинственным борцом за точность словесного выра­жения был Л.Н. Толстой: «Если бы я был царь, то из­дал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Российская литература восприняла лучшие традиции классической литературы в борьбе за чистоту, богат­ство и точность русского языка. Великий писатель и обще­ственный деятель М. Горький придавал огромное зна­чение речевой культуре: «Борьба за чистоту, за смыс­ловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней».

Общественная значимость речевой культуры, точ­ного словесного общения была глубоко осознана таки­ми писателями, как А.Н. Толстой, А.Т. Твардовский, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский и др. В своих ху­дожественных произведениях, в статьях и письмах, в научно-популярных работах о языке и речевой куль­туре они стали активными защитниками и пропаган­дистами точного слова.

Точность как качество речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи (предметно-вещной действительности), со знанием зна­чений слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: