К числу средств языка, засоряющих речь отдельных людей, нужно отнести и так называемые «навязчивые слова», или «слова-паразиты».
Если такие слова брать в толковом словаре, то нельзя заметить их паразитических свойств: слова как слова (понимать, знать, значить, так сказать, примерно, соответственно и др.). Но в речи отдельных людей, не научившихся внимательно следить за тем, как она построена, эти слова неожиданно приобретают свойство особой живучести и «незаменимости», начинают мелькать слишком часто, к месту и не к месту.
«Иду, понимаешь, вчера вечером по улице, понимаешь; встречаю, понимаешь, своего приятеля, понимаешь, с которым не виделся, понимаешь, лет десять, понимаешь...» — так примерно изъясняются некоторые бездумные граждане.
Иной собеседник через каждые три-четыре слова вставляет свои любимые «понимаешь» или «так сказать».
Однако задача борьбы с паразитами в речи несколько сложнее, чем это только что показано. Приведенные примеры понятны, потому что они общеизвестны и хорошо опознаваемы. Сложность и опасность в другом — в пустословии. Пустые слова — это тоже паразиты. За словом должна стоять мысль; за словом — чувство, воля человека; за словом — вещь, предмет, действие. А если ничего этого нет? Слово опустошено, но оно сказано, оно написано, занимает время и внимание слушателя или читателя, несет видимость информации, прикрывая этой видимостью ее полное отсутствие. Было бы полезно объявить войну пустословию!
|
|
А. Твардовский написал стихотворение «Слово о словах». В нем строго и точно выражено поэтическое понимание вреда словесного пустозвонства и пользы скупого, но весомого, продуманного и прочувствованного слова.
Когда серьезные причины
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина —
Мол, нету слов — не заводи.
Все есть слова — для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь — до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
И я, чей хлеб насущный — слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов;
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;
Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчет любое слово
По курсу твердого рубля.
Относиться к слову как к делу, мы, видимо, еще не научились, но мы уже начинаем понимать эту необходимость.
Мнение А. Твардовского мы уже знаем. А вот мнение К.Г. Паустовского: «Есть писатели, которые «работают» всего двумя-тремя тысячами слов и таким образом сводят наш неисчерпаемо богатый язык до уровня языка самого примитивного.
|
|
Богатство языка — следствие его любви к своей стране и к своему народу. Скудость языка — первый признак равнодушия и к народу, и к стране, сколько бы этот писатель ни бил себя в грудь и ни произносил громких слов.
В этом случае старинное выражение «Язык мой — враг мой» — получает новое и острое содержание. Не только «Стиль — это человек», но и «Язык — это человек». Язык выдает с головой.
У этого языка есть несколько оттенков, но все они одинаково мертвые. Прежде всего — напыщенность и любовь к дурной иностранщине. Например, вместо подарил он пишут преподнес, вместо пошел — направился, вместо сказал — заявил, вместо живет — проживает... Таких примеров можно привести множество».
Одной из причин тех речевых недомоганий, о которых становится неравномерное воздействие, оказываемое на наши речевые навыки деловым и публицистическим стилями языка, с одной стороны, и художественным и разговорным стилями — с другой. Газеты, радио, телевидение пользуются, как правило, первыми двумя стилями — порознь или вперемешку. Поток повседневной информации воспринимается нами облеченным в формы именно этих стилей. Но они-то и развивают и поддерживают словесные стереотипы. Поэтому нужны дополнительные усилия общества, имеющие целью противодействие стереотипам мышления и речи. Нужны и личные усилия людей, опирающиеся на хорошее, внимательное чтение образцовой художественной литературы, на критическое отношение к собственной речи.