Общее понятие речевого богатства (разнообразия) может получить конкретизацию, расчленение в зависимости, прежде всего, от того, какие структурные элементы языка участвуют в построении речи и ее структурном воздействии на сознание и мышление человека.
Прежде всего, хочется (и принято) говорить о лексическом богатстве речи, которое проявляется в том, что непреднамеренные, не несущие специального коммуникативного задания повторения одних и тех же слов применяются в речи как можно реже. Этого можно достигнуть лишь при условии большого активного запаса слов: вспомним, что этот запас у Пушкина превышал 21 000 единиц, а у современного взрослого образованного человека не превышает, по некоторым данным, как правило, 10000—12000 единиц; немало людей, активный запас которых меньше названной величины, а людоедка Эллочка у Ильфа и Петрова, как известно, располагала примерно 30 словами! Конечно, активный лексический запас выдающихся современных писателей, ученых, политических деятелей велик, но нужны специальные, «авторские» словари, чтобы его объем знать точно.
Особый слой речевого богатства образует богатство фразеологическое (его можно рассматривать и как составную часть лексического богатства), нашедшее ярчайшее и немеркнущее проявление в речи басен И.А. Крылова.
Еще в начале XIX в. А.С. Пушкин заметил: «...разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона. Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности».
Пушкин, конечно, не случайно поставил в связь неистощимость языка в соединении слов и неистощимость разума в соединении понятий.Ведь это, в частности, означает и неистощимость синтагматического варьирования и обновления семантики слов и их сцеплений, что предоставляет каждому автору неограниченные (по крайней мере, практически) возможности обогащения своей речи. Однако именно этот источник обогащения речи очень часто остается неиспользованным, а многие пишущие и говорящие проходят мимо него, не замечая ни его существования, ни нудного, серого однообразия и бедности своей речи, насыщенной повторениями речевых стандартов, готовых словесных блоков, иссушающих живую мысль и чувство.
Одной из главных причин, порождающих и поддерживающих словесную трескотню, штампы, серость и казенщину стиля, является бедность речи, неумение пользоваться семантическими связями слов и возможностью их обновления.
Нужно видеть и такой слой совокупного богатства речи, который создается применением синтаксических средств языка — предложений простых и сложных. «Наборы» и ряды грамматических моделей таких предложений (и вариантов этих моделей, создаваемых относительно свободным словопорядком русского языка) обширны и позволяют разнообразить речевую структуру, обогащать речь. Достаточно вспомнить читательское впечатление, рожденное воздействием речи А. Пушкина, Герцена, И. Тургенева, Л. Толстого и А. Чехова, чтобы «увидеть» активное участие синтаксиса в обогащении и разнообразии речи. По контрасту вспоминается всем известная синтаксическая бедность речи многих газетных материалов и многих наших выступлений на собраниях и заседаниях. М. Шолохов, Л. Леонов, К. Паустовский, М. Булгаков, К. Федин щедро, умело и каждый по-своему применили в известных читателю произведениях синтаксические средства языка, показали, как можно и нужно обогащать и разнообразить синтаксическую сторону современной русской речи.
Еще один «пласт» речевого богатства — интонационный, прочно связанный с «пластами» лексическим, семантическим и синтаксическим. Правда, интонационная бедность или интонационное богатство речи явно выражены в речи звучащей и слышимой. Но было бы ошибкой думать, что в речи письменной и читаемой интонация перестает «работать»: она всегда «задана» лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует как в сознании пишущего, так и в сознании читателя. Однако речь произносимая и слышимая обеспечивает использование автором и слушателем одной и той же интонации, в то время как речь письменная и читаемая допускает и предполагает применение автором и читателем интонации различной, и это неизбежно хотя бы потому, что адекватное понимание речи, в особенности художественной, автором и читателем практически невозможно, что, в свою очередь, зависит и от большего или меньшего несовпадения ее интонирования, подсказанного сознанием автора и сознанием читателя.
Особо пристального внимания к себе ждет такой слой богатства речи, который включает в себя ее организацию и динамику. Эти несколько необычные термины требуют пояснения. Под организацией речи будем понимать связи ее языковых элементов, их следование и взаиморазмещение, их комбинирование, их контактное и дистантное взаимное притяжение и отталкивание. Под динамикой речи — ее развертывание в соответствии с движением сознания автора.
Конечно, организация и динамика речи в пределах небольшой газетной статьи, или ученического сочинения, или устной информации о результатах экзамена по математике едва ли могут стать заметно разнообразными. Но речь большого выступления, популярной научной статьи или книги, в особенности речь художественного произведения, открывают перед их авторами большие возможности разнообразия организации и динамики речевых структур. Вспомним хотя бы о том, как меняет талантливый, хорошо владеющий языком писатель организацию и динамику своей речи на протяжении произведения (романа, повести, поэмы, рассказа) — в зависимости от меняющегося идейного содержания, характера героя, картин природы, быта людей и человеческих нравов и психологических конфликтов.
Еще больше возможностей для разнообразия организации и динамики речи открывают ряд произведений, написанных одним и тем же автором, все его творчество. Здесь нельзя не вспомнить имя Пушкина, совокупность произведений которого содержит такое богатство организации и динамики речевых структур, что подчас начинаешь недоумевать, как все это могло быть создано одним человеком, возьмем как иллюстрацию лишь три строки известных стихотворений:
«Я помню чудное мгновенье...», «Буря мглою небо кроет...», «Духовной жаждою томим...»).
И еще отчетливее динамика и организация речи как слагаемые ее богатства и разнообразия видны в совокупности произведений литературы разных жанров, использующих разные функциональные языковые стили (организация и динамика диалогической разговорной речи, организация и динамика речи делового отчета, организация и динамика речи повести с острым, динамичным сюжетом).
Перечисляя структурно-языковые пласты совокупного речевого богатства, нельзя не упомянуть и об информативной насыщенности речи, ее языковой структуры. Конечно, информативная насыщенность зависит не только от избранного автором речи языкового материала и его применения, но и от его «насыщения» мыслями, чувствами, различными состояниями сознания. Леность мысли, скольжение ею по поверхности явлений, равнодушие и притупленность чувств неизбежно ведут за собой серость, однотонность, скудость речи, обедняют и лексику, и семантические связи, и синтаксис, и интонацию, и организацию и динамику речи.
Таким образом, богатство (разнообразие) речи как ее коммуникативное качество может быть понято на основе соотношения речь—язык и речь—сознание, и оно (богатство речи) не может быть разъяснено через обращение лишь к одной структурной области языка, например лексике. Богатство речи многослойно, и нужно различать в совокупном речевом богатстве богатство лексическое, семантическое, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики языковых средств в речи, богатство ее информативной насыщенности. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации; степень богатства речи может меняться в значительных пределах и зависит прежде всего от усвоения автором речи языка и навыков его применения, активности работы авторского сознания, от глубины и самостоятельности понимания автором речи ее предмета (объекта).