Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 8 страница

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от норм, ценностей и принятой идеологии общества, в котором он живет. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие – в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды.

Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни.

2. Развитие типичного статусного поведения.

3. Изменение социального окружения.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя.

Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Однако развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов. Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения.

Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и новым ограничениям. Еще более важен разрыв связей в первичных группах при вертикальной мобильности, когда дети достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Таким образом родители, способствующие продвижению ребенка, убеждаются в том, что между ними и детьми появляется социальный разрыв, вызывающий конфликты. Нисходящая мобильность в еще большей степени, чем восходящая, может вызывать не­приятные последствия для индивидов.

26. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Социальное взаимодействие – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов, групп или общества в целом в данный момент и в будущем.

Оно выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.

Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. В отличие от действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, социальное взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными дей­ствиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида:

• физическое действие;

• вербальное, или словесное действие;

• жесты как разновидность действия;

• мысленное действие.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют крите­риям социального действия М. Вебера: они осмыслены, мо­тивированы, ориентированы на другого.

Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия, следовательно, выделяют следующие виды взаимодействий:

• физическое;

• вербальное;

• жестовое.

По способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты, различают три основные формы взаимодействия – кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперация – сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения обшей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальным. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, они не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение интересов конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами.

Специфическая черта взаимодействия, которая отли­чает его от просто действия, это обмен. Любое взаимодей­ствие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знака­ми внимания, словами, жестами, символами, материаль­ными предметами. Структура обмена:

агенты обмена – два или более человека;

процесс обмена – совершаемые по определенным пра­вилам действия;

правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки вни­мания и т. п.;

место обмена – заранее условленное или спонтанно воз­никшее место встречи.

В общем виде социальное взаимодействие можно определить как – сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают. Теория обмена Джорджа Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

Социальные взаимодействия реализуются, в частности в коллективном поведении, которое проявляется в следующих формах:

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по нефор­мальным каналам. Разновидностью слухов выступают сплетни.

Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоор­динированные реакции. Участники паники действуют не­зависимо, часто мешая и травмируя друг друга.

Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром – спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча – самосуды, устраиваемые тол­пой белых над провинившимися неграми.

Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

В социальных взаимодействиях выделяются также формы организованного протеста.

Протест – активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

открытый активный протест (митинги, демонстрации,
забастовки, стачки);

скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Одной из форм протеста являются демонстрации. Демонстрация – временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного плани­рования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределения ролей, выбора маршрута движения и ораторов.

27. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ

Личность – это целостная совокупность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, а также обретения социальной идентичности – одним словом, в процессе социализации.

Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для её воспроизводства. Личность определяется как системное качество человека, обусловленное его включённостью в систему социальных отношений, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности. В обоих случаях личность формируется в процессе взаимодействия людей с окружающим миром[33].

В качестве субъекта социальных отношений личность имеет определённую независимость, автономность от общества, дающую возможность не только чувствовать себя частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу.

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определённые роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Всё это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

В субъективном плане ядром личности выступает её «Я» (образ-Я или Я-концепция), а в объективном – её социальный статус. Таким образом, социология устанавливает зависимость свойств личности от объективных экономических, социокультурных и деятельных особенностей социализации индивидов.

Стоит заметить, что понятие «личность» используется в целом ряде научных дисциплин. Тесная связь психических и социальных свойств личности нашла своё отражение в том, что первоначально разработанные в рамках психологических теорий концепции личности в настоящее время включаются в предметное поле социологии. Так, например, психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда присутствует во всех популярных западных учебниках по социологии.

Учитывая сложность такого объекта, как личность, в социологии сложился ряд теорий, объясняющих формирование личности и описывающих социальное поведение и социальные взаимодействия.

Ролевая теория личности получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в интеракционизме и структурно-функциональном анализе. Главными ее представителями являются:Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид, Ральф Линтон, Тамотсу Шибутани, Джекоб Морено, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон.

В рамках данной концепции личность выступает агентом социальных отношений, а её основными характеристиками являются такие понятия, как «социальный статус» и «социальная роль». Данные исходные понятия впервые были введены в научный оборот известным учёным Ральфом Линтоном (1893-1953) ещё в 30-х гг. XX века.

Исходя из основных положений ролевой теории, социальный статус характеризует положение личности в системе социальных отношений.

Социальная роль, в свою очередь, выражает динамическую сторону статуса, а точнее, нормативно одобряемый способ поведения личности.

Социальный статус реализуется, как правило, в целой системе социальных ролей – ролевом наборе. Важным стимулом к устойчивому выполнению ролей выступают ролевые ожидания – ожидания поведения, соответствующего статусу индивида. Ролевое поведение является результатом исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей. В случае расхождения между реальным поведением и ролевыми ожиданиями могут возникать ролевые напряжения и конфликты.

Таким образом, социально-типические свойства личности, являющиеся предметом социологии, находят выражение в системе статусно-ролевых отношений, а социальные роли, выполняемые индивидом, становятся наиболее существенной характеристикой его личности. В своей полной совокупности социальные роли, выполняемые людьми, представляют общество в целом, господствующие в нём отношения.

Интеракционизм переносит акцент со стандартизированного ролевого поведения на конкретные, ситуационные свойства взаимодействия людей. Представители: Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) рассматривал личность как социальный продукт, обнаружив механизм её формирования в ролевом взаимодействии. Формирование личности, по мнению учёного, начинается с рождения ребёнка и проходит три стадии:

1. Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно.

2. Игровая стадия. В этот период у ребёнка настолько развиваются абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают применять определённые роли (папы, космонавта, военного). Эту стадию Дж. Мид называл ещё стадией ролевых игр.

3. Стадия коллективных игр. На данной стадии ребёнок учится уже распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам – все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определённого действия при этом полностью социален: ребёнок исходит из своего положения и игровой ситуации, положения партнёров, противников.

Структура сформировавшейся личности, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов: «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я-меня» – осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. На этом основании строится образ «обобщённого другого», благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми. Таким образом, необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я».

Теория «зеркального Я» – одна из первых концепций личности, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Создателем теории считается американский учёный, профессор Мичиганского университета Чарльз Хортон Кули(1864-1929). Впоследствии его взгляды были развиты и систематизированы Дж. Г. Мидом.

У истоков теории стояла идея Уильяма Джеймса (1842-1910) о «социальном Я» человека, которая сводилась к тому, каким признают человека окружающие. Согласно данной идее, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится.

Развивая эти взгляды, Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность выделять себя из группы и осознавать своё «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей. Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нём окружающих. Его собственное «Я» – воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

«Я» состоит из трёх элементов:

Ø представление о том, как нас воспринимают другие;

Ø представление о том, как нас оценивают другие;

Ø представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение), или унижение.

Всё это складывается в «чувство личной определённости» человека – «зеркальное Я» (looking-glass self). «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его «интеракций» с социальной средой.

Кули исходит из признания изначального единства личности и общества. Личность понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли.

Психоаналитическая ориентация в социологии – направление, включающее в себя социально-философские и социологические идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов, а также конкретные социологические исследования, основанные на принципах психоанализа.

Из курса психологии всем хорошо известна концепция личности, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно ей личность состоит из трёх компонентов: Ид, Эго, Супер-Эго. В своей концепции австрийский учёный рассматривал личность как существо, деятельность которого обусловлена, прежде всего, врождёнными инстинктами. Несколько иначе трактовали понятие личности последователи Фрейда – Альфред Адлер, Карен Хорни, Гарри Стэк Салливан, Эрих Фромм. Они стали рассматривать личность, прежде всего, как социально-психологическое существо, что противоречило допущению Фрейда о том, что поведение человека управляется врождёнными инстинктами, и утверждению Карла Густава Юнга (1875-1961) о том, что человек руководствуется врождёнными архетипами.

По Альфреду Адлеру (1870-1937), личность изначально является социальным существом. Она выступает как единое целое, стремящееся к совершенству и творчеству. Однако социальные интересы имеют врождённый характер.

Карен Хорни (1885-1952), в свою очередь, развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Основу личности, по её мнению, составляют невротические потребности. Преграды экономического, правового, этического характера, возникающие перед человеком при стремлении к цели, усиливают у большинства людей чувство тревоги, вызывают стремление к безопасности. Поиск путей выхода из этого конфликта порождает, согласно Хорни, формирование трех типов личности. В зависимости от отношения к окружающим людям они делятся на агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества типы.

Гарри С. Салливан (1892-1949) рассматривал личность как совокупность социальных масок, отрицая её индивидуальность. Духовный мир большинства людей заполнен иллюзорными престижными ценностями, и личность формируется под их воздействием. Число типов личностей у каждого человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.

С точки зрения Эриха Фромма (1900-1980), понимание личности должно основываться на анализе человеческих (экзистенциальных) потребностей, которые вырастают из условий его существования. Личность развивается в соответствии с возможностями, которые ей предоставляет общество. От этого зависит её социальный характер.

Необихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – общеметодологическая ориентация, распространённая в американской социологии. Представители:Эдвард Чейс Толмен, Кларк Леонард Халл, Беррес Фредерик Скиннер. В так называемой концепции социального поведения личность рассматривается как система реакций человека на внешние стимулы.

Так, например, американский учёный Беррес Скиннер (1904-1990) сделал попытку создать технологии поведения. В частности, он выделил два типа поведения: респондентный, который вызывается стимулами S, связанными с безусловными и условными рефлексами; и оперантный, обусловленный реакциями R, являющимися результатом произвольного выбора человеком полезных свойств окружающей среды. Именно благодаря R-реакциям, обусловливающим произвольный характер поведения, человек приспосабливается к условиям внешней среды. На этом основании Скиннер формулирует свою теорию социального научения, в которой главным средством формирования у личности навыков к новому поведению считает подкрепление как «последовательное наведение на нужную реакцию».

Поведением можно управлять, устанавливая контроль за подкреплениями. Отсюда следуют два вывода: 1) поведение может быть изучено посредством моделирования окружения; 2) окружением можно манипулировать[34]. Согласно Скиннеру, оперантное научение может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

На субъективном уровне основными характеристиками личности выступают диспозиции (субъективные позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности – устойчивая направленность на определённые ценности. Диспозицияэто субъективная установка или предрасположенность личности к определённому типу поведения.

Теория диспозиций была предложена известным социальным психологом Гордоном Олпортом (1897-1967). Приведём основные идеи его диспозиционной теории:

· каждый человек обладает уникальным набором черт, во многом определяющим его поведение в различных ситуациях. Следовательно, человек демонстрирует определённое постоянство в своих действиях, мыслях, эмоциях независимо от течения времени, событий и жизненного опыта;

· каждый человек уникален. В мире невозможно найти людей, абсолютно идентичных друг другу[35].

В личности Г. Олпорт выделял общие черты, характерные для данной культуры, и индивидуальные черты – диспозиции. Последние он подразделял на три типа: кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; центральные, из которых строится ядро личности (проприум) и которые определяют её индивидуальность; вторичные, то есть имеющие произвольный характер (привычки, особенности в одежде, еде, поведении)[36].

В свою очередь, диспозиции личности характеризуются интенцией (направленностью), которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и др.).

В социологии основателями диспозиционной теории личности считаются американские исследователи Уильям Томас (1863-1947) и Флориан Знанецкий (1882-1958). В частности, они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения.

На положениях теории Олпорта базируется диспозиционная концепция регуляции поведения личности известного отечественного социолога Владимира Александровича Ядова (р. 1929)[37]. Он выделяет четыре уровня диспозиций:

1) низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей – потребностей в еде, жилище и др.;

2) социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях;

3) базовые (обобщённые) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов;

4) система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида.

В итоге сущность своей концепции Ядов сводит к следующему:

1) в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы чётко, человек руководствуется элементарными установками;

2) в более сложных ситуациях, где действуют определённые нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентаций);

3) в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.

Другими словами, личность осуществляет выбор линий поведения в зависимости от той или иной ситуации; в конкретных ситуациях ей «помогают» простейшие или элементарные диспозиции, а в более сложных – обобщённые и высшие.

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Социальная типология личностей – это выявление существенных черт личностей, обусловленных образом жизни, системой жизнедеятельности людей.

Свойства социально-исторических типов личности соотносятся с особенностями культуры, с типом общественной системы. Соответственно черты личности, которые обусловлены классовой принадлежностью, составляют основу социально-классовой типологии; социально типические особенности национального характера выступают продуктом исторического развития народа. Точно так же условия и содержание труда представителей различных профессий образуют личностные черты профессионального типа.

В социологии принято выделять:

Идеальный тип личности – выражает требования общественного идеала, закреплённые в религиозных верованиях и нравственных нормах.

Нормативный тип личности – выражает черты личности, формирование которых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно в конкретных исторических условиях.

Реально распространенный тип личности – это эмпирически обнаруживаемый, регистрируемый исследованиями статистически доминирующий тип личности, который, как правило, заметно отличается от нормативного и идеального.

Ральф Линтонявляется не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепций базисной личности [38] и статусной личности. С его точки зрения, совокупность стандартизированных ролей, культурно закреплённых в обществе заданным статусом, порождает статусную личность или определённую конфигурацию личности, свойственную в данном обществе большинству индивидов, занимающих данный статус.

Общие элементы статусных личностей того или иного общества рассматривались им как базисный тип личности данного общества. При этом базисная структура личности передаётся из поколения в поколение посредством культуры.

В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена, так как многие исследователи подвергли сомнению возможность найти единый определитель базисного типа личности. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик американскими учёными Францем Боасом (1858-1942) и Корой Дюбуа (1903-1991) было введено понятие модальная личность.

Модальная личностьнаиболее распространённый тип личности, определяемый статистически, то есть тот тип, к которому относится наибольшее число членов данного общества. Принципиальное отличие модальной личности от базисной личности состоит в том, что первая поддаётся эмпирической проверке, а вторая – практически нет.

В социологической литературе большой известностью пользуется типология личностей, предложенная Робертом Мертоном (1910-2003).

Основой для неё послужила разработанная им типология способов индивидуальной адаптации. Так, изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил своё внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институциональных средствах достижения этих целей. Противоречия между целями и средствами, по его мнению, влияют на то, принимают ли люди общественные цели и используют ли они нормативные средства для их достижения. Таким образом, Р. Мертон выделяет пять типов адаптации и пять соответствующих им типов личности.

1. Если личность подчиняет себя целям данной культуры и общества, не сумев в полной мере освоить их, сделать «своими», если личность стремится осуществлять свои цели и цели общества лишь общественно одобряемыми средствами, то она демонстрирует конформистскую (приспособленческую) модель адаптации. Человек с таким типом личности именуется конформистом.

2. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, зачастую, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения характеризуется направленностью «цель оправдывает средства». Человек, действующий в рамках данной модели, именуется новатором.

3. Ритуализм, как форма личностной адаптации, проявляется в том, что человек, даже не признавая цели и ценности своего сообщества, соблюдает «правила игры» и ведёт себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Тип личности, соответствующий такой модели, естественно называть ритуальным.

4. Ретритизм (от англ. retreat – отступление) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам. Человек с таким типом личности именуется ретритистом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: