Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 7 страница

Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса (например, депутаты не имеют права заниматься коммерческой деятельностью). Тогда говорят о возникновении ролевого конфликта – это ситуация противоречия между требованиями разных ролей, исполняемых личностью. Например, у работающих родителей может возникнуть конфликт профессиональной и семейной ролей.

Конфликт личностно-ролевой – ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли (например, человек не любит свою профессию).

Следствия этих конфликтов – ролевая напряженность, которая выражается в плохом выполнении роли, стрессах, нервно-психических расстройствах, деморализации и попытках найти утешение в алкоголе, наркотиках и т. п.

22. КЛАСС КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ

ОСНОВА ОБЩЕСТВА

В социологии понятие класс употребляется, как правило, в нескольких смыслах: во-первых, как теоретическая (аналитическая) категория, лежащая в основе классовых теорий общества; во-вторых, как самое общее понятие в теориях социальной стратификации для обозначения определённого положения в социальной иерархии (высший, средний и низший классы).

Наиболее активно категория «класс» используется в марксизме. Тем не менее ни у Карла Маркса, ни у Фридриха Энгельса нет чёткого определения данного понятия. В их трактовке класса нередко переплетаются экономические, политические и философские аспекты его содержания. Так, в «Манифесте Коммунистической партии» сказано: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу…»[29].

В целом из работ Маркса следует, что важнейшим признаком класса он считает место в системе общественных отношений, в производстве, а существенным проявлением классовых отношений – эксплуатацию одного класса другим.

Позже, в 1919 г. Владимир Ильич Ленин (1870-1924) дал достаточно чёткую формулировку понятию «класс», которая стала классическим определением данной категории и широко использовалась в марксистской теории XX века: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства»[30].

Из всего вышесказанного следует, что в марксизме понятие «класс» используется как довольно общее понятие, характеризующее место индивидов в общественной системе, и прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов является собственность на средства производства, а все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататоров и эксплуатируемых. Отношения между ними носят антагонистический характер, вследствие чего классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений.

Таким образом, марксизм рассматривает классы не только как удобную аналитическую категорию, но и как вполне реальные социальные силы, способные изменять общество.

Стоит сказать, что аналитический подход Маркса основывается, прежде всего, на объективных факторах, однако имеют место и субъективные факторы, которые сам он назвал классовым сознанием.

Нередко, утверждал Маркс, существует расхождение между объективными обстоятельствами и субъективным осознанием, которое имеют люди о своём положении в классовой системе. Достаточно часто люди могут заблуждаться относительно своей реальной позиции в обществе. На этом основании Маркс выделяет понятия «класс в себе» – класс, члены которого ещё не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» – класс, выработавший классовое самосознание, состоящий из рабочих с классово осознанным взглядом на мир и готовый преднамеренно вступить в классовый конфликт с капиталистами.

Последовательный оппонент Маркса Макс Вебер (1864-1920) выдвинул собственную альтернативную марксизму теорию классов. Вебер отказался от философской интерпретации понятия «класс», акцентировав внимание на его экономическом содержании. Он признавал правомерность деления на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и средства производства, однако считал его недостаточным.

Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре. В то же время отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, а главная роль отводится различиям в рыночных позициях.

Принадлежность к определённому классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров (что определяется размерами собственности) и рынке труда (что определяется уровнем квалификации).

Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные жизненные возможности, прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы.

Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим – квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: класс собственников капитала; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких предпринимателей и собственников и, наконец, рабочий класс.

Помимо экономических факторов, Вебер предлагал учитывать и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В качестве важнейших он отмечал престиж и власть.

Поэтому, помимо «экономических классов» и классовой структуры, в обществе возможно существование и других иерархических структур и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах. Поскольку положение по экономическому признаку, престижу и власти может не совпадать, социальная структура превращается из классовой в многомерную иерархию[31].

Впоследствии эти критерии стали учитываться в разработке современных систем стратификации – распределении больших групп людей не по классам, а по слоям общества.

Главными признаками выделения классов у современных западных теоретиков по-прежнему служат отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений. На этой основе выделяют:

1) высший класс (Upper Class), отличающийся наиболее высоким уровнем благосостояния и власти;

2) рабочий класс (Working Class), объединяющий всех работников физического труда, независимо от сферы занятости;

3) низший класс (Underclass), включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также женщин, занятых на наиболее низкооплачиваемых и наименее привлекательных рабочих местах;

4) средний класс (Middle Class), который поначалу понимали в виде достаточно аморфной общности работников, не включаемых ни в верхний, ни в рабочий, ни в низшие классы.

Однако во второй половине XX века эта аморфная общность численно возросла настолько, что превысила три других указанных класса. Внутри этой общности начала чётко прослеживаться иерархия достаточно дифференцированных групп («белые воротнички», «синие воротнички», представители свободных профессий и др.). На этом основании некоторые американские исследователи стали выделять уже шесть классов, дополнительно разделяя средний класс на высший средний, класс предпринимателей и низший средний класс[32].

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов.

Большинство специалистов признаёт, что такое крупномасштабное деление не позволяет проводить детальный анализ динамики социальных процессов.

Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение – только в современном индустриальном обществе, главным образом капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества.

Постиндустриальное общество часто определяется как «пост-классовое», подчёркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, классовый анализ продолжает существовать и развиваться.

23. НЕРАВЕНСТВО И СТРАТИФИКАЦИЯ

Стратификация (от лат. stratum – слой, пласт и facere – делать) – процесс и результат неравенства – дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.

Существует два основных подхода к рассмотрению природы неравенства – марксистский и теория социальной стратификации.

Согласно первому подходу, классовая принадлежность определяется, в основном, по отношению к собственности на средства производства

Согласно второму подходу, понятие «класс» не годится для анализа структур современных постиндустриальных обществ, в которых отношения собственности оказались размытыми и применяется более конкретное понятие «страта». При этом страта рассматривается как основной элемент социальной структуры – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти или престижу.

В основу деления на страты положены многие критерии (профессия, доход, образование, власть, престиж и др.). Критерии подразделения общества на слои могут быть объективными (уровень образования, дохода) и субъективными (самооценка личностью своей общественной позиции).

Термин «социальная стратификация» употребляется тогда, когда надо подчеркнуть неравенство.

В социологии принято выделять девять типов стратификационных систем:

1) физико-генетическую,

2) культурно-символическую,

3) рабовладельческую,

4) кастовую,

5) сословную,

6) этакратическую,

7) классовую,

8) культурно-нормативную,

9) профессиональную.

1. В основе физико-генетической – дифференциация по демографическим признакам. Отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом, наличием физических качеств – силы, красоты, ловкости. Более слабые занимают низкое положение, неравенство утверждается угрозой физического насилия, закрепляется в ритуалах, обычаях (убийство слабых младенцев в Спарте).

Существовала в простых обществах, но сохранилась до сих пор. В настоящее время поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой (конкурсы красоты). Физически привлекательные люди воспринимаются как более благополучные и социально желательные.

Усиливается во время войн или в случаях, когда общество борется за физическое выживание.

2. Культурно-символическая. Дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, из способностей или возможностей быть носителями сакрального знания (мистического или научного). Жрецы, маги, знахари, шаманы; в Средневековье – служители церкви; в Новое время – ученые, партийные идеологи, все, кто имеет возможность манипулировать сознанием и действиями других членов общества.

3. Рабовладельческая. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Рабы приравнены к вещам, лишены этих прав совершенно. Положение чаще всего передается по наследству.

Античное рабство, холопство на Руси, плантационное рабство в США до гражданской войны, средневековый Китай; советский ГУЛАГ (рабовладение в скрытых внеюридических формах).

4. Кастовая. Индия (юридически система каст отменена в 1950 г.). В ее основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свои функции в системе разделения труда, ей отводится строго определенное место в общественной иерархии. В Индии 5000 подкаст. Члены касты могут заниматься строго определенным перечнем занятий. Передается по наследству.

В более сглаженном виде существует в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости были в фашистском государстве, где арийцам отводилась роль высшей касты, а некоторым другим народам – низшей.

5. Сословная стратификация. Группы различаются юридическими правами, жестко связанными с их обязанностями. Права прямо зависят от этих обязанностей. Одни сословия обязаны нести чиновничью службу, другие – военную, трудовые повинности государству и т. п. Передается по наследству. Пример: феодальная Россия, средневековая Европа.

6. Этакратическая система (от фр. и греч. – государственная власть). Группы различаются по положению во властно-государственных структурах (политических, хозяйственных, военных), по привилегиям, которые эти группы способны извлекать из властных позиций. Прочие различия – демографические, культурные, этнические – играют второстепенную роль.

Пример: в древности – общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа).

7. Классовая. Различия в группах – характер и размер собственности на средства производства и уровне полученных доходов и материального благосостояния. Выделяют классы: капиталисты (крупная буржуазия), мелкая буржуазия (хозяева лавок, сервис, мелкие услуги), менеджеры (фактически управляют, участвуя в получении прибавочного продукта), наемные работники. Принадлежность к классам не передается по наследству, передается только собственность.

8. Культурно-нормативная. Дифференциация основана на различиях в уважении конкретного человека, которое возникает в зависимости от его образа жизни, норм поведения, которым он следует. В основе социального деления – личные качества, образ жизни, манеры, привычки, отношение к труду, вкусы и т. п.

Например, в крестьянской общине, где все формально равны между собой, существуют люди уважаемые, живущие “по совести”, «по обычаю», «исправные хозяева» и лодыри, отщепенцы, перекати-поле, чудаки. Люди, не соблюдающие нормы поведения, ритуалы, ранжируются ниже, становятся изгоями. Главное – соблюдение норм, традиций, отсюда и название – культурно-нормативная. Существует до сих пор в каждой группе.

9. Профессиональная. Основа социального неравенства – закрепленность групп людей за сферами деятельности, различными по престижности. Существовала всегда: в Древнем Риме – 8 более или менее привилегированных гильдий; средневековые гильдии (например, в Англии – торговая гильдия – наиболее привилегированная).

Профессиональная стратификация связана с оценкой ролей и соответствующим размещением наград (доход, привилегии, культурные ресурсы, собственность). Различные виды человеческой деятельности вознаграждаются неравным образом. Виды деятельности ранжируются в зависимости от господствующей в обществе системы ценностей.

Одним из главных различий между стратификационными системами является наследуемость или ненаследуемость соответствующих позиций виерархии. Рабовладельческая, сословная, кастовая – юридически закрепленное пожизненное наследование, прочие – нет.

Однако во всех стратификационных системах высшие группы стремятся закрепить положение, сделать его передаваемым по наследству.

В профессиональной, культурно-символической, нормативной положение передается по наследству через образование, воспитание, передачу опыта (например, профессиональные династии).

Все девять типов, используя терминологию М. Вебера, – «идеальные типы». Любое реальное общество – их сложное смешение, комбинация.

Три основные ценности, которые стремятся получить люди: власть, собственность и престиж. Социальная стратификация отождествляется с процессом их распределения в обществе. Разделение общества на классы объясняется неравным доступом к таким ценностям.

Власть. Власть как социальный феномен многообразна. Власть – способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов; распоряжаться материальными, информационными ресурсами общества (это имеет ключевое значение); формировать и навязывать правила и нормы поведения; предоставлять полномочия, услуги, привилегии.

Собственность. Собственность есть форма экономической власти. Определяет экономические отношения между субъектами: власть владельца предмета, средств производства над теми, кто их не имеет.

Социальный престиж. Это понятие раскрывает сравнительную оценку обществом, группой и ее членами социальной значимости различных объектов, явлений, видов деятельности в соответствии с общепринятыми в данной культуре социальными нормами и ценностями. На основе такой оценки определяется место группы или индивида в социальной иерархии.

«Престижные» группы наделяются определенным почетом, властью, привилегиями, символами и т. д. Особенно широко исследуется престиж профессий в различных обществах и на его основе – профессиональное неравенство. Профессионально-квалификацион-ная стратификация порождает экономическую стратификацию (расслоение), которая выражается в различии доходов, уровня жизни, неодинаковом экономическом статусе членов группы.

Чем оправдываются привилегии отдельных профессий или должностей? Для наиболее социально значимых профессий и тех, выполнение которых требует большой подготовки, необходим отбор кандидатов (конкурс, конкуренция). Поэтому число кандидатов должно превышать число имеющихся позиций, а для этого необходимо обеспечить привлекательность и предоставить большее число материальных и социальных благ. Экономическая и профессиональная стратификация, как правило, тесно переплетены. Люди, принадлежащие к верхнему слою по одному критерию, обычно принадлежат к тому же слою и по другому, и наоборот. Представители более высоких профессиональных слоев одновременно относятся и к более высоким экономическим слоям. Низшие слои профессиональной иерархии получают и самые низкие доходы.

Анализ стратификации важен потому, что она влияет на все аспекты жизни людей. Принадлежность к классу определяет сознание и поведение индивида. Разделение труда порождает различия в потребностях, средствах их удовлетворения и структуре непроизводственной деятельности (демографическое воспроизводство, воспитание детей, психофизиологическое обеспечение, досуг). Поэтому у представителей одного рода деятельности – общность условий существования, свои ценности и нормы, сходство интересов, досуга, образа жизни, ментальности.

Исследование стратификации ведется для научно-познавательных целей и практических (прогноз поведения электората, проектирование жилой среды, разработка социальных программ – помощи, охраны материнства и проч., определения предпринимательского потенциала населения и т. д.).

Методы исследования стратификации можно разделить наобъективные и субъективные.

Объективные: изучение дохода, числа лет образования, профессиональной квалификации, уровня власти и т. п. Используются данные статистики.

Субъективные: изучение мнений индивидов о своем месте в обществе. Однако все методы не дают объективных данных (и данные статистики и субъективные оценки могут быть неточны).

Теоретически можно представить общество без социального неравенства (первобытные общества, современные коммуны).

История показывает, что неравенство является мощным стимулом общественного развития, прогресса. Люди на низших позициях стремятся вверх по социальной лестнице, что побуждает их развивать свой потенциал, эффективно выполнять обязанности, учиться.

Однако, если экономическое неравенство становится слишком сильным, может возникнуть социальная напряженность в обществе.

24. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальный институт (от латинского «institute» – установление) в более общем смысле подразумевает совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальные институты представляют собой относительно устойчивый тип деятельности людей и требуют необходимых условий для эффективного функционирования социальной структуры:

1) наличия специфических социальных норм, регулирующих поведение людей в рамках данного института;

2) интеграции социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет осуществить социальный контроль.

3) наличия материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами, и осуществления социального контроля.

Институционализированное поведение регулируется социальными институтами, представляющими собой специфические связки ролей или нормативные комплексы.

Социальные институты охватывают только часть нормативно регулируемого поведения людей. Другие типы поведения, относящиеся, в основном, к досугу, подвергаются неформальному социальному контролю и регулируются неинституционализированными социальными нормами – обычаями, традициями, привычками, общественными правами и др.

  Потребности общества Воспитать Производить Распределять Обучать Контролировать Защищаться Лечить Выработать знания … Семья Экономика Государство Школа Право Армия Медицина Наука …

Социальные институты характеризуются наличием цели, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, набором социальных ролей и статусов, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Этим обеспечивается удовлетворение социальных потребностей общества.

Например, экономические институты удовлетворяют потребности общества в производстве товаров и услуг, обеспечение равновесия (стабильности) между спросом и предложением и пр.

Институты также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество, например, природных ресурсов, труда и знаний людей, средств производства. Организация, координирующая эти три вида ресурсов, называется экономикой. Кроме экономики, есть еще один важный социальный институт – политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти.

Процесс формирования и развития социальных институтов называется институционализацией.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется. Вместе с тем одновременно с ним необходима интернализация – освоение членами общества норм, прав и обязанностей на уровне собственной системы ценностей индивида.

Социальный институт является интегрирующим и координирующим элементом социальной структуры общества, выполняя определенные функции.

Под функциями социального института понимают различные аспекты их деятельности, последствия таких деятельностей, которые определенным образом влияют на сохранение и поддержание стабильности социальной системы.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. В обратном случае она дисфункциональна.

Со временем функции социального института могут меняться или переходят от одного института к другому.

Выделяют следующие явные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция – передавать социальный опыт другим поколениям.

5. Коммуникативная функция. Информация должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля соблюдения норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Помимо этого, в частности, А.И. Кравченко выделяет главные (например, экономика) и неглавные институты (рынки, частная собственность, маркетинг и пр.). Последние входят в общую структуру главных институтов и выполняют специализированную задачу.

25. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Процесс мобильности включает в себя социальные перемещения личности или социальной группы.

Различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социаль­ной позиции к другой, находящийся на том же уровне.

Например, пе­реход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства не меняет социальный слой или социальный статус индивида, к которым он принадлежит.

Вертикальная мобильность представляет собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Типичными формами вертикальной мобильности являются: повышение или понижение в должности (карьерная вертикальная мобильность); существенное улучшение или ухудшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность); переход в более высокий или низкий уровень власти (политическая вертикальная мобильность) и пр.

Статус одних индивидов в обществе может возвышаться или пони­жаться. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую вертикальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.

Восходящие формы профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах.

1. Индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший.

2. Создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.

Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности.

Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени ».

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения.

В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей.

В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение (кастовое общество в Древней Индии).

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин. Но даже в современных обществах существуют социальные группы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Такой относительно закрытой группой может выступать элита – верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т. д. Вместе с тем как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: