Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 6 страница

А. Шюц стал исследовать проблему адаптации индивидов к своей социальной группе, после того, как индивид туда возвращается после долгого отсутствия. Эта тема изложена в его работе «Возвращающийся домой». Все возвращающиеся уже не те, какими они были раньше, они усвоили иные ценности и у них иное восприятие социального мира.

Согласно этому подходу индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных представлений, приобретенных в процессе социализации. Каждый индивид обладает уникальным индивидуальным опытом, запасом знаний, свойственным только ему одному. Каждый интерпретирует и действует исходя из здравого смысла.

Обыденное знание – феноменологический термин, которым характеризуется присущий членам общества здравый смысл. В повседневной жизни индивид действует именно на основе обыденного знания. А. Шюц утверждает, что формирование нашего обыденного знания происходит в процессе накопления уникального жизненного опыта, является продуктом биографии. Задача социологии – изучать обыденное знание людей, накопленное в течение жизни, и упорядочить эти знания.

Социология, должна изучать не скрытые от нашего сознания процессы, а те представления, которые возникают в нашем сознании при непосредственном восприятии мира. Эти представления так же уникальны, как уникальна биография человека. Почему людям трудно найти взаимопонимание? Потому что представления о социальной реальности часто несовместимы у разных людей, особенно людей разных социальных групп. Как личный опыт человека уникален, так уникальны его интерпретации социальных ситуаций. Человек одной социальной группы оценивает социальные явления иначе, чем человек из другой социальной группы.

Социальный мир – это продукт человеческого творения, совокупность представлений и образов. Общество рассматривается как явление, постоянно создаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Процесс «создания мира» постоянен и непрерывен. Мы каждый раз организуем его на основании «здесь и сейчас», на основании отдельной ситуации и места – «проекта», по терминологии А. Шюца. Такое индивидуальное «создание мира» составляет основу мира социального.

Переход от личности к обществу описывается следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе «само собой разумеющихся понятий», создавая то, что А. Шюц вслед за Э. Гуссерлем называет «живым миром». Мы его создаем и изменяем в нашем социальном взаимодействии и передаем из поколения в поколение через процесс социализации.

Идея «социального конструирования» мира, осуществляемого в ходе межличностного взаимодействия, принадлежит другому представителю данного направления Морису Мерло-Понти, который понимал человека как существо, которое вырабатывает собственное понимание предметов, наполняет ими «свой мир» и действует на этой основе «внутримирским» образом.

Попытка построения феноменологической теории общества представлена в работе Питера Бергера (род. в 1929 г.) и Томаса Лукмана (род. в 1927 г.) «Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания».

«Само собой разумеющиеся» значения продолжают рассматриваться как основа социальной организации, но авторы больше обращают внимание на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «над индивидом». Основу этих значений они видят в религиозных верованиях.

Общество, таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные «надстоящие» ценности и значения, которых в последствии и придерживается.

Идеи, ценности и нормы видятся центром социальной жизни. Они развиваются в рамках социальных институтов, позволяя социализировать членов общества, вынужденных подчиняться этим «вне-меня-надо-мной» ценностям.

Критики феноменологии обвиняют ее в том, что эта методология по своей природе не способна к анализу объективных социальных процессов, что идет подмена объективности социальных явлений субъективными образами этих явлений.

Однако феноменологический подход продуктивен там, где трудно найти общепринятую точку зрения. Например, сейчас в России идет очень сложный процесс реформ и каждая социальная группа имеет свои собственные образы происходящих перемен. Причем эти образы, убеждения оказываются подчас противоположными, несовместимыми друг с другом. Однако они реальны в трактовках россиян, в сознании индивидов этот мир объективен. Социологам необходимо исследовать эти представления, чтобы получить представления о нашей социальной жизни.

Подход продуктивен также при изучении поведения и мнений эмигрантов, беженцев, иностранцев, путешественников, военнослужащих, представителей национальных меньшинств, то есть всех тех, кто может иметь необычный жизненный опыт и особое восприятие социального мира.

Этнометодология подход, разработанный Гарольдом Гарфинкелем(род. в 1917 г.) на основании феноменологической социологии А. Шюца и лингвистической философии Людвига Витгенштейна (1889-1951). Термин «этнометодология» он ввел для обозначения методов, которые используют люди в повседневной жизни с целью описания и осмысления своих собственных действий.

Сущностные черты теоретического подхода данного направления видны из названия: этнометодология – изучение методов, которыми люди создают социальный порядок.

Но если порядок для Шюца – это результат совместного общего знания, то для этнометодологов даже оно обладает внутренней нестабильностью, позволяющей каждый раз создавать нечто новое. Каждое продолжительное социальное взаимодействие есть создание этого «нечто», поэтому задачей исследователя становится выяснение средств и способов, которыми это достигается.

Подход появился в противовес ортодоксальной социологии, которая исходит из того, что люди действуют согласованно благодаря общему пониманию ситуаций. Гарфинкель поставил под сомнение возможность общего понимания социальной жизни. Для этнометодологии значения – ценности, нормы, верования и т.п. – не являются неизменными элементами. Они изменяются, устанавливаются, умирают. Смысл значения зависит от контекста, в который оно помещено, значений, которые его окружают, ситуации, в которой оно используется. Таким образом, мы не можем рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся».

Подчеркивается многозначность и неопределенность языка и действия. Сторонники этнометодологии полагают, что люди не способны четко понимать значения слов или поступков других людей.

Один из наиболее интересных представителей данного направления Аарон Сикурел (род. в 1928 г.) утверждал, что наше восприятие объемно (многоаспектно), тогда как наша речь одномерна.

Таким образом, человеческая деятельность может быть представлена как процесс «трансляции» (перевода) чувственного восприятия (всегда более полного, богатого и глубокого) в лингвистические категории, словесные описания (всегда более бедные и одномерные). Поэтому описание события никогда не будет полностью совпадать с ним самим. А. Сикурел впервые так четко поставил проблему отношений между языком и восприятием, словом и чувством.

Каждый вкладывает свой смысл в слова и поступки, в результате каждый человек имеет свое понимание социальной жизни. Каждый сам конструирует для себя социальный мир и социальный порядок.

Все являются в какой-то степени социологами, поскольку постоянно пытаются анализировать и объяснять социальную жизнь.

Практические теоретики – термин этнометодологии, отражающий как раз тот факт, что мы все находимся в поиске смысла окружающего нас мира.

Люди, даже принадлежащие к одной и той же социальной группе, конкретные ситуации трактуют по-разному. Ситуации имеют множество характеристик. Каждый выбирает те характеристики ситуации, которые кажутся ему наиболее значительными. Все зависит от того, считают этнометодологи, каков этот внутренне сконструированный социальный мир. Например, одинаковую зарплату один будет считать нищенской подачкой, другой – вполне приемлемой платой, а третий будет ею очень доволен.

В процессе общения людям приходится работать над выяснением смысла, и в каждой ситуации необходимо добиваться общего понимания вещей. То, что социальная жизнь упорядочена, есть следствие того, что люди очень активно пытаются понять ее смысл. Социальная жизнь, с точки зрения этнометодологов, представляет собой постоянный поиск взаимопонимания.

Хотя одним из объектов изучения социологии являются субъективные представления людей, их интерпретации социальных фактов, критика этнометодологии сводится к тому, что этот подход отрицает возможность получения объективного знания о социальном мире.

Более того, по мнению этнометодологов, сами ученые не могут быть объективными в своих выводах, поскольку они также субъективно оценивают явления. Да и в целом наука развивается не как объективный процесс, поскольку на этот процесс оказывают влияние личность и социальные характеристики ученых.

19. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

В развитии отечественной социологии принято выделять три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

Несмотря на то что среди основателей современной социологии нет российских учёных, общественная мысль в России заинтересовалась социологическим проектом О. Конта уже в 40-е годы девятнадцатого столетия. Русские учёные-обществоведы переписывались и полемизировали практически со всеми отцами-основателями социологии.

Первоначально, как и на Западе, российская социология развивалась в рамках философских подходов. За период с конца 60-х годов XIX века до 20-х годов ХХ века можно выделить три этапа.

На первом, в 60–80-е годы XIX века доминирующим направлением являлся позитивизм. Он привлекал отечественных мыслителей не только «научностью», но и конструктивностью, поскольку обещал на строго научной основе построить новое справедливое общество. Проблемы разложения феодального строя и развитие промышленного капитализма были наиболее острыми вопросами русского обществоведения.

В научных трудах того времени стал появляться термин «социология», широко использовались данные земской статистики, многочисленных опросов крестьян. Как и в мировой социологии, в России был представлен широкий спектр методологических подходов: от органицизма (П. Лилиенфельд, А. Стронин) и психологизма (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев) до географической школы (Л.Мечников) и социопсихологизма (Е. Де Роберти).

Со второй половины 80-х до 90-х гг. XIX века усиливается критика натуралистических концепций, развиваются марксизм и антипозитивистские течения (Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Л. Петражицкий). П. Лавров и Н. Михайловский создают субъективную школу в социологии, стремясь обосновать идеи русского социализма и народничества. Сформировались социокультурная теория (Н. Данилевский), социологическая концепция русского консерватизма (К. Леонтьев), теоретиков анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин), генетическая социология (М. Ковалевский) и др.

В 1896-97 учебном году профессор Санкт-Петербургского университета Н.И. Кареев подготовил первый в России систематический курс социологии.

Третий этап развития социологии в России занимает первые два десятилетия ХХ века. Важным событием этого периода следует считать публикацию двухтомного труда Максима Максимовича Ковалевского (1851–1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, он попытался синтезировать позитивные стороны различных социологических школ и течений на почве теории социального прогресса.

В ряде российских университетов начинают регулярную работу социологические семинары, кружки. Социология начинает включаться в программы некоторых средних учебных заведений, училищ.

В 1908 году в негосударственном Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге открылась первая кафедра социологии. В 1916 году, сразу же после кончины наиболее известного русского социолога М.М. Ковалевского при Петербургском университете образовано Русское социологическое общество его имени.

После революции 1917 года в течение нескольких месяцев в России выходят научно-популярные брошюры, газетные и журнальные статьи социологического содержания.

В мае 1918 года было принято постановление Совнаркома «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было установлено «одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском университетах».

Начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов и расширяется круг учебных заведений, где вводится её преподавание. В 1920 году П.А. Сорокин издаёт свою монументальную «Систему социологии», и в том же году выходит из печати в Ярославле упрощённая её версия, специально для образовательных учреждений – «Общедоступный учебник социологии».

Институционализация российской социологии того времени завершается созданием на базе факультета общественных наук Петроградского университета первого социологического факультета. Его организатором, первым деканом и ведущим лектором до высылки из России в 1922 году был П.А. Сорокин.

Основным направлением содержательной деятельности социологов становится попытка выявить соотношение русской социологической мысли и социологии марксизма. На развернувшуюся дискуссию решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1923), где социология отождествлялась с историческим материализмом и становилась составной частью марксистского учения.

В конце 20-х – начале 30-х годов в Советской России ещё проводились эмпирические социологические исследования, среди которых следует отметить работы А. Гастева и его Центрального института труда (ЦИТ), С. Струмилина, впоследствии – академика, написавшего фундаментальные труды по социальной истории общественного труда и бюджетам времени.

Несколько особняком стоят выдающиеся работы в области экономической социологии, принадлежащие перу Н.Д. Кондратьева, в частности, посвященные цикличности в экономике.

После выхода в свет «Краткого курса истории ВКПб» И.В. Сталина социология была объявлена «буржуазной лженаукой», враждебной марксизму, и исключена из общественной жизни на три десятилетия.

Первые шаги по возрождению социологии в нашей стране после длительного перерыва были сделаны лишь в шестидесятые годы ХХ века. Под названием «конкретные социальные» стали проводиться эмпирические социологические исследования, охватывавшие широкую проблематику – от динамики социальной структуры, изменения профессионально-квалификационного состава рабочего класса до социальных проблем труда и досуга, социального развития.

В 1960 году в Институте философии АН СССР было создано первое социологическое подразделение – сектор исследований новых форм труда и быта, впоследствии выросший в Институт конкретных социальных исследований АН СССР. В 1966 г. вышел в свет двухтомник «Социология в СССР».

В середине 60-х годов начали действовать социологические лаборатории на крупнейших предприятиях страны – ЛОМО и «Светлана» в Ленинграде, «Красный пролетарий» в Москве, Пермский телефонный завод и др.

С 1974 года начал издаваться журнал «Социологические исследования», появление которого способствовало распространению социологических знаний в обществе. В 1989 году открыт социологический факультет МГУ, к 1998 году в стране насчитывалось 780 вузовских кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». К 2003 году число студентов, специализирующихся по социологии, возросло до 12 тыс. человек.

Вместе с тем в последние годы проявилась тенденция снижения статуса социологии как учебной дисциплины высших учебных заведений. Наглядным свидетельством этого является перевод её из обязательных предметов в факультативные, снижение количества часов на лекционные и практические занятия.

Существенную роль в падении авторитета социологии в российском обществе играют коммерциализированные и политизированные широкомасштабные опросы общественного мнения, дающие результат, нужный заказчику.

20. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Structura (лат. – строение) – строение, расположение, порядок; совокупность элементов, связей и зависимостей, составляющих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Это относится и к изучению социальной структуры. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов.

Социальная структура – это внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, групп, институтов и устойчивых отношений между ними. По мере развития общества социальная структура становится всё более многообразной и сложной.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, социальные характеристики индивидов, наличие специфических потребностей, интересов, ценностей и норм, образа жизни различных социальных групп.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (социальные статусы) и выполняющие социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы и общности. Различными аспектами социальной структуры выступают классовая структура, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая и т.д.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, то есть формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социальном взаимодействии они занимают неравное положение. Слои, классы, группы располагаются выше или ниже других, т.е. структура общества иерархична.

В теоретической социологии преобладают два подхода к определению сущности социальной структуры – ценностно-нормативный и категориальный.

Ценностно-нормативный подход представлен школой структурного функционализма. Для представителей данного социологического направления основными элементами социальной структуры являются социальные институты, представляющие собой совокупность организованных образцов поведения.

Поскольку общество у функционалистов рассматривается как бесконечное множество взаимодействий, то для решения вопроса о его строении ими выделяются наиболее устойчивые и повторяющиеся его элементы. В качестве таких элементов выступают позиции, занимаемые индивидами в социальной системе. Занятие тех или иных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса. Упорядоченность социальных позиций в любой социальной системе обеспечивается различием статусов. Таким образом, социальная структура, в концепции структурного функционализма, представляет собой статусно-ролевую структуру, где её элементами выступают индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие соответствующие функции (роли).

Категориальный подход в качестве основных компонентов социальной структуры рассматривает большие группы людей, объединенных схожими социально значимыми признаками, – классы, социальные слои (страты), большие социальные группы (демографические, профессиональные, этнические и т.п.).

Одной из наиболее влиятельных социологических концепций в рамках данного подхода является марксистская теория классов. В качестве главных компонентов социальной структуры марксизм выделяет базис и надстройку, а также связанную с ними классовую структуру общества. При этом главным признаком, определяющим классовую принадлежность, является наличие или отсутствие собственности на средства производства. Совокупность социальных групп со схожими социально значимыми признаками, а также отношений между ними образует социальную структуру.

Большой вклад в развитие взглядов на структуру общества внесли социологи Вильфредо Парето, Гаэтано Моска, Роберт Михельс, создавшие теорию элит.

Вильфредо Парето делил всё общество на элиту, психологически предрасположенную к управлению, и неэлиту – управляемое большинство. В свою очередь, Гаэтано Моска (1858-1941) считал, что управляющему классу (элите) необходима опора в обществе – более многочисленный класс, составляющий подножие, фундамент элиты[25].

Другим широко распространённым подходом к анализу социальной структуры является стратификация, в соответствии с которой общество подразделяется на различные социальные слои (страты). Согласно данному подходу, понятие «класс» не подходит для анализа структур современного общества, для этого исследователи оперируют более конкретным и гибким понятием «страта».

Особого внимания заслуживает концепция социальной стратификации Питирима Александровича Сорокина[26]. В ней он вводит понятие социального пространства, называя этим термином совокупность всех социальных статусов данного общества. Обобщённый социальный статус каждого из элементов этого пространства – будь то индивид или целая социальная группа – определяется одновременно тремя статусами: экономическим, политическим и профессиональным, каждый из которых образует своё социальное подпространство.

Таким образом, концепция П. Сорокина является, фактически, интеграцией категориального и ценностно-нормативного подходов к проблеме анализа социальной структуры.

Одна из последних концепций социальной структуры, претендующей на обобщённый характер, предложена известным современным социологом Петром Штомпкой.[27]

Общественная жизнь, по его мнению, категория наблюдаемая, эмпирическая. В отличие от неё «социальная структура» – категория абстрактная, объяснительная, глубинный слой социальной реальности. Социальную структуру Штомпка определяет как скрытую сеть устойчивых и регулярных социальных связей, подчёркивая, таким образом, её латентный характер.

Вслед за Сорокиным он утверждает, что в силу сложности социальной реальности не может быть одного основания для анализа социальной структуры и предлагает рассматривать её в четырёх измерениях: нормативном, идеальном, интеракционном и измерении интересов. При этом все они взаимосвязаны и изменения в одном из них влияют на все другие. Нормативное измерение – сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов. Идеальное измерение – совокупность идей, убеждений, взглядов членов общности. Интеракционное измерение – типичные для данной общности формы взаимодействия. Измерение интересов – измерение, касающееся различных интересов в доступе к общественным благам: власти, престижу, знаниям и т.п. Каждая позиция структуры может быть рассмотрена и в каком-то смысле измерена по всем четырём направлениям.

Представители феноменологической социологии, и в частности Питер Бергер (р. 1929), предлагают собственную концепцию «социального конструирования реальности» [28]. В ней социальная структура характеризуется «не как нечто, способное стоять само по себе, отдельно от создавшей её человеческой деятельности». Здесь социальная структура конструируется и переконструируется людьми, в процессе их взаимодействий.

Как мы видим, в социологии имеется множество теорий и концепций, посвящённых изучению социальной структуры. Само понятие имеет множество несовпадающих определений. Так или иначе социальная структура является одной из важнейших категорий социологии, отдельные элементы которой будут нами рассмотрены ниже.

21. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

Социальный статус – это социальное положение человека или социальной группы в обществе, характеризующееся определёнными правами и обязанностями.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, квалификацию, экономическое положение, политические возможности, демографические характеристики человека или социальной группы (национальность, возраст), семейное положение, родственные связи и многое другое. Все социальные характеристики индивида Р. Мертон назвал «статусным набором».

Статус (социально-экономический индекс позиции) измеряется в эмпирических исследованиях: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования. Оценка статусов производится через изучение общественного мнения: уровень престижности позиции, предпочтительности, уровень популярности. Один из важнейших показателей в оценке престижа той или иной социальной группы – образ жизни.

Предписанный (приписанный ) статус статус,который индивид получает независимо от своей воли, как правило, от рождения (пол, раса, возраст, национальность и др.).

Достигаемый (достигнутый, приобретенный) статус – статус, который человек получает в течение жизни, как правило, благодаря собственным усилиям, желанию или удаче.

Смешанный статус обладает чертами того и другого (например, безработный). Чем больше достигаемыхстатусов в обществе, тем оно демократичнее. Раньше в европейских странах было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов. Следует отметить, что это деление несколько условно в силу того, что в современном обществе можно менять национальность и даже пол.

Каждый человек может иметь несколько статусов, поэтому выделяют главный статус. Главный статус, как правило, связан с профессией человека.

От социального статуса следует отличать личный статус. Личный статус ( социально-психологический ) – положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, поведению, отношениям с членами группы. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей.

Личный и социальный статус могут совпадать, а могут не совпадать. Человек может иметь высокий социальный статус и низкий личный, и наоборот. Личный статус определяется методом социометрии.

Статус является важнейшим условием самоутверждения себя как личности. Положение людей в обществе играет самую важную роль, вплоть до оказания заметного влияния на внутреннее психологическое состояние человека (например, люди с высоким статусом больше ощущают себя счастливыми, у них выше субъективное ощущение здоровья).

Потенциально криминогенной частью общества являются маргиналы – личности, не имеющие определенного социального статуса, утратившие принадлежность к какой-либо конкретной общности (бомжи, беженцы). Маргинальный слой (от лат. margo – край, граница; marginalis – находящийся на краю) – слой промежуточный по отношению к каким-либо социальным общностям – классовым, национальным, культурным. Когда маргиналов становится много, говорят о криминализации социальной структуры общества.

Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется ролью.

Другими словами, роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Содержание социальной роли составляет совокупность усвоенных в процессе социализации и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения. Каждый статус обычно включает несколько ролей (Р. Мертон назвал это ролевым набором). Разучивание ролей происходит в процессе социализации.

Роль – один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества. Общество выдвигает ролевые ожидания по отношению к человеку, они закрепляются в предписаниях, правилах, законах и нормах морали. Существуют формальные ролевые ожидания (законы) и неформальные (этика поведения, правила этикета).

Совокупность выполняемых социальных ролей формирует общественные отношения и связи. Роль предполагает наличие пары с определенными отношениями: родитель-ребенок, преподаватель-студент, работодатель-наемный работник и т. д.

Человек стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Окружающие ждут поступков в соответствии со статусом и не ждут тех, которые не вяжутся с представлениями о данном статусе. От этого зависит отношение к нему, но и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Поведение людей, занимающих определенные статусы, задается в большей мере этим статусом, чем их индивидуальными характеристиками. Особенно сильный отпечаток накладывает профессиональная роль.

Если поведение людей не соответствуют ожиданиям, применяются санкции.

Санкции как реакции на нарушения ролевых ожиданий делятся на:

- формальные – штрафы, формальные наказания;

- неформальные – ухмылки, неуважение, замечание, отказ от общения.

Санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Когда человек действует в соответствии с ролевыми ожиданиями, он получает социальное вознаграждение (уважение, деньги). Однако награда не всегда адекватна социальной позиции. Такое явление носит название «статусная несовместимость». Многолетние исследования выявили ряд закономерностей:

1) индивидуальная реакция человека на статусную несовместимость, как правило, характеризуется наличием стрессовой реакции человека, переживающего несправедливую оценку своего труда;

2) поведение избирателей во время выборов показали, что такие люди чаще выражают радикальные политические взгляды, оказывая поддержку кандидатам либерального и радикального толка.

Если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: