Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 9 страница

5. Мятеж также является специфической моделью поведения. Поведение такого типа направлено на активное противостояние и опровержение норм общественной организации. Такая модель поведения характерна для мятежного типа личности.

Другой социолог Ральф Дарендорф, отталкиваясь от термина, введенного Аристотелем homo politicus (человек, участвующий в общественной жизни, в управлении, – в отличие от «простолюдина» или раба), предложил свою типологию личностей. Поскольку, личность, так или иначе, есть продукт развития культуры, социальных условий, базовой категорией для обозначения личности как таковой выступает homo sociologicus. Эта базовая категория конкретизируется в следующих четырёх типах:

1. Homo faber – в традиционном обществ «человек трудящийся»: крестьянин, воин, лекарь, т.е. личность, несущая общественное бремя.

2. Homo consumer – массовый потребитель, личность, сформированная современным массовым обществом.

3. Homo universalis – человек, способный заниматься возможно более широким спектром деятельности, в концепции К. Маркса – свободно меняющий самые разнообразные занятия.

4. Homo soveticus – человек, зависящий от тоталитарного государства, типичный для эпохи авторитарной плановой экономики в СССР.

«Человека организации» как современный социальный тип описал американский социолог Уильям Уайт (1917-1999). Этот тип отличается высоким чувством корпоративности, преданности своей организации и наиболее характерен для японской системы пожизненного найма[39].

У Эриха Фромматипы личности исследуются сквозь призму его концепции социального характера.

Социальный характер – это то общее для большинства представителей одной и той же культуры, что образует относительно стабильную систему неинстинктивных стремлений, ориентаций, установок, которая функционирует так, как того требуют общественные структуры в данный исторический момент[40]. Э. Фромм отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера. Разница заключается в том, что индивидуальный характер отличает людей, принадлежащих одной культуре, друг от друга, а социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой.

Далее Э. Фромм предлагает разграничивать социальные характеры плодотворной и неплодотворной ориентации. Под характером плодотворной ориентации учёный имеет в виду способность человека использовать свои силы и реализовывать заложенные в нём возможности, подразумевая, что человек должен быть свободен и независим.

Говоря о характере неплодотворной ориентации, Фромм выделяет следующие его типы:

Ø рецептивный, при котором люди надеются на помощь других в решении своих проблем;

Ø эксплуататорский – стремление получить желаемое силой или хитростью;

Ø стяжательский, при котором люди стремятся как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать;

Ø рыночный – доминирующий сегодня тип характера, модель которого задаётся рынком и его экономической функцией в современном обществе.

Теоретические идеи Эриха Фромма оказали большое влияние на современную ему социологическую мысль. Так, американский социальный психолог Дэвид Рисман (1909-2002) в своей теории социального характера выделил три его основных типа, соответствующих трём типам общественного устройства:

1) «традиционно ориентированный» – консервативный, приверженный ценностям своего сословия, присущий доиндустриальному обществу;

2) «ориентированный изнутри» – характерен для периода становления индустриального общества с ослабленными традициями, слабым контролем со стороны первичных групп. Личность, являющаяся «носителем» этого типа характера, оказывается сильной, целеустремлённой, предприимчивой, склонной к нововведениям и переменам;

3) «ориентированный извне» – характерен для условий потребительского общества с его массовой культурой, иллюзорными ценностями. Поведение личности с таким типом характера обусловлено влиянием СМИ, моды, господствующей системы связей и отношений. У такой личности отсутствует сильное самостоятельное «Я», тем более «сверх-Я». Это обезличенная стандартизированная фигура, объект манипулирования и результат отчуждения.

Поэтому наиболее привлекательной Д. Риcману представляется «автономная личность», чуждая внешним манипулятивным влияниям, конформизму, имеющая волю и чёткие цели.

29. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной деятельности в данном обществе. Другими словами, социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь.

Ресоциализацией называется процесс усвоения личностью новых знаний, ролей, навыков вместо прежних.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Феральные люди (маугли) – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация осуществляется под влиянием ближайшего окружения человека, ее осуществляют те, кто связан с нами личными отношениями.

Вторичная социализация осуществляется под воздействием учреждений и институтов, формального окружения.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Агенты первичной социализации – родителя, родственники, братья и сестры, учителя, друзья и т. п.

Агенты вторичной социализации – администрация школы, университета, армия, церковь, СМИ и т. п.

Агенты первичной социализации универсальны, выполняют множество функций; агенты вторичной – одну-две функции.

Семья – основной агент социализации.

Вторым после семьи агентом социализации в западной традиции считается церковь.

З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, подкрепление, чувство стыда и вины.

Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения (родителей, родственников, друзей).

Идентификация – это осознание принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение окружающих, их нормы, ценности как свои собственные.

Подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, какие – нет.

Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Социализация представляет противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности. Особенно остро это противоречие проявляется в подростковом возрасте.

Таким образом, существует конфликт между идентификацией личности в обществе и обособлением ее в обществе, стремлением к уникальности. Каждый человек сам ищет баланс между двумя полюсами.

Человек, полностью адаптированный и не приобретший второй составляющей, – конформист. В то же время человек, не адаптированный в обществе, становится девиантом: преступники, диссиденты, бомжи. Это все жертвы социализации.

Жертвами социализации могут быть: дети с физическими и психическими дефектами и отклонениями, сироты (в первую очередь); дети, растущие в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнем. Потенциальные жертвы – дети мигрантов, беженцев, переселенцев (из села в город), дети инонациональных групп в местах проживания одного этноса. У них могут формироваться ущербные отношения с собой, миром, неадекватные отношения с людьми.

Воспитание в семье очень влияет на социализацию. Репрессивное, строгое воспитание с большими ограничениями негативно влияет на ребенка. Именно оно может привести к формированию вышеописанных типов. Если человек полностью идентифицируется, то развиваются конформизм, ханжество, морализм, в лучшем случае – неадекватные отношения с окружающими (неумение общаться). В другом случае у детей может проявиться негативизм, нигилизм (отрицание норм).

Почти 70% «неблагополучных» родителей сами же воспитывались в тех же условиях. К негативным условиям можно отнести: низкий культурный, образовательный, часто и профессиональный уровень, примитивный круг интересов (ТV, карты, домино и т. п.), пьянство, наркотики, семейные скандалы, жестокость с детьми, воспитание детей без родителей, внебрачное рождение ребенка, вовлечение детей родителями в попрошайничество, проституцию, преступную деятельность.

Исследования трех поколений неблагополучных семей показали: каждое новое поколение, по сравнению с предыдущим, отличается повышенной склонностью к девиантному поведению. Если среди дедушек и бабушек к девиации были склонны 21,5 %, то среди их детей – 50%, а среди внуков – почти 75 % подростков[41].

Есть биологические предпосылки к девиации. Исследования показывают, что существует природная предрасположенность человека к алкоголизму, наркомании, правонарушениям. По американским данным, 15% детей вообще не поддаются воспитанию.

Плохо на процесс социализации влияют ограничения социальных контактов. Исследования показывают, что дети, ходившие в детские сады, более коммуникабельны, легче адаптируются в новой среде по сравнению с детьми, которые воспитывались дома.

30. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ

Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения и отделенные от других общностей определенным принципом обособления.

В широком смысле социальная группа охватывает любое объединение людей – от семьи до государства и даже всего человечества. Но чаще её понимают в узком смысле – как подсистему внутри общества, представляющую собой совокупность взаимодействующих людей, объединенных ради реализации определенных личных, групповых и общественных интересов и целей.

Одни и те же индивиды в разных связях образуют и разные социальные группы.

Системообразующим признаком социальной группы является «интерес». Под «интересом» в социологии понимаются социально обусловленные потребности – экономические, политические, духовные. Интересы могут быть осознаны или нет индивидом, но они существуют и определяют поведение людей, делают их схожими по стилю жизни, межличностным связям; общим чертам ментальности, сходной мотивации.

Групповые интересы – интересы отдельных групп населения, члены которых объединены какими-либо общими признаками. Индивид может иметь интересы нескольких групп, начиная с классовых интересов в широком смысле и кончая профессиональными, религиозными, региональными, этническими интересами. Групповые интересы составляют основу политических симпатий. Политики, как правило, опираются в своих действиях на те или иные групповые интересы.

Встречаются разные классификации групп. Группы подразделяются:

- по численности: большие (этнические, религиозные и т. д.) и малые (до 30 чел.). Для малых характерна пространственная близость, длительность существования, общность ценностей, норм поведения. Наиболее эффективно взаимодействующей считается группа из 5-7 человек;

- по характеру взаимоотношений – первичные и вторичные.

В первичных – непосредственные, эмоционально окрашенные мажличностные контакты (семья, класс, студенческая группа). Это разновидность малой группы.

Во вторичных отсутствуют эмоциональные отношения, отношения подчинены достижению целей. Здесь главное – не эмоциональный контакт, а умение выполнять функции. Главный тип – организация.

По способу организации и регулирования взаимодействия – формальные (юридически оформленные) и неформальные (официально не регламентированы, складываются на основе симпатии, общности интересов). Неформальные называют еще психологическими (эмоциональными), или группами по интересам (группа друзей, сверстников).

При изучении групп выделяют также условные группы – произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа для целей статистического учета и научных исследований. В таких группах люди не ощущают своей принадлежности к ней.

В отличие от них реальные группы – это такие объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков и в которых люди определенным образом осознают свою принадлежность к группе.

Американский социальный психолог Г. Хаймен выделял группы членства, где индивид пребывает реально, и референтные группы, поведение которых, система ценностей и норм служит образцом для группы членства. Индивид может не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим эталоном. Выбор референтной группы играет важную роль в процессах социализации и идентификации.

Выделяют еще ингруппы (группа, к которой индивид принадлежит, идентифицирует себя с ней и определяет ее как «свою») и аутгруппы (группы, которые индивид считает «чужими»).

Разновидность группы – квазигруппа, слабо организованное, неустойчивое, кратковременное объединение людей случайного состава (толпа, публика в театре).

Особое место занимают статусные группы (классы, слои), возникающие на основе социального неравенства и играющие важную роль при определении социального положения, статуса личности.

Общность – совокупность людей, характеризующаяся какими-либо едиными признаками (интересы, условия жизни и деятельности, близость взглядов, общая вера и т. п.).

Выделяют территориальные (городское и сельское население), этнические, расовые, демографические, религиозные (конфессиональные) и иные общности.

Самая большая общность – общество.

Есть общности устойчивые (этнические, территориальные) и неустойчивые, представляющие собой дисперсную массу (массовые движения, аудитория, толпа).

Есть мнение, что различия между общностью и социальной группой условны, и эти понятия можно употреблять как синонимы. Согласно другой точке зрения, общности делятся на две большие подгруппы:

1. Массовые социальные общности – дисперсионные образования с неопределенным составом, часто неустойчивы, изменчивы, имеют разнородный социальный состав (массовые социальные движения, фанаты, болельщики спортивных команд и т. д.).

2. Социальные группы. Они более стабильные, сплоченные, более однородные по своему социальному составу.

Особой общностью (самостоятельной единицей) является территориальная общность, то есть совокупность людей, живущих на одной хозяйственно освоенной территории.

Территориальная общность объединяет людей, несмотря на многообразие их профессиональных, экономических, демографических и иных различий в силу некоторых общих социальных и культурных черт и интересов. Каждая из них обладает своеобразием в социальном составе населения, специфическими традициями труда и досуга, организации семейного быта и общения; разной профессиональной подготовленностью людей, культурой.

В городе значительно различаются по образу жизни коренные горожане и мигранты в первом поколении, жители социально различающихся внутригородских районов (элитарные районы, частное домовладение, городские трущобы и т. д.).

31. МАЛЫЕ ГРУППЫ

По численности социальные группы делят на большие и малые. Есть разные точки зрения на то, каковы численные границы малой группы. Но в целом под малыми группами принято считать группы от 2 до нескольких десятков человек (примерно до 30).

Малые группы еще называют контактными, т. к. для них характерны непосредственные личные контакты между индивидами, интенсивность межличностных взаимодействий, а также длительность существования, высокая степень общности ценностей, норм поведения. Примеры малых групп: семья, класс, компания друзей, студенческая группа, отдел, бригада.

По характеру взаимоотношений группы могут быть первичными и вторичными.

Малые группы можно классифицировать в основном как первичные, для которых характерны непосредственные, эмоционально окрашенные межличностные отношения.

Однако они могут быть и вторичными, в которых отношения подчинены достижению целей группы, и хотя там тоже присутствуют межличностные отношения, в них главное – не эмоциональный контакт, а умение выполнять функции (напр., бригада, отдел).

Большое прикладное значение исследование малых групп имеет для менеджмента. Большинство целей, реализуемых в организации, достижимы только в случае коллективного взаимодействия. В организациях рассматриваются такие вопросы и проблемы, как эффективность групп, лидерство, статусы и роли членов групп, социально-психологический климат, явления конформизма, рестрикционизма, другие групповые эффекты.

Малые группы удовлетворяют двум основным потребностям людей в организации: в достижении коллективных целей и в принадлежности к группе.

По способу организации и регулирования взаимодействия малые группы могут быть формальными (юридически оформленными) и неформальными (официально не регламентированы, складываются на основе симпатии, общности интересов).

Формальные – это группы, имеющие юридический статус, создаваемые руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации, роль и место которых в общем трудовом процессе определены в нормативных документах типа «Положения о подразделении», инструкциях, распоряжениях руководства.

В менеджменте среди формальных групп выделяют команды – соподчиненные группы руководителя-лидера и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания, комитеты – специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т. п. (совет директоров, правление банка, комитет профсоюза).

Неформальные малые группы в организациях образуются спонтанно на основе общих интересов, симпатии и т. п. Их еще называют психологическими (эмоциональными), или группами по интересам (напр., группа друзей, сверстников).

Существует три основных причины включения людей в неформальные группы:

1) группа повышает эмоциональную удовлетворенность работников;

2) группа обеспечивает личностную поддержку;

3) группа обеспечивает работника необходимой информацией.

Люди испытывают потребность в близких и прямых контактах, которые могут быть удовлетворены только в малых группах (в большой группе контакты приобретают формальный характер).

Например, в организациях неформальные группы могут возникать для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства, и т. п.) не находят удовлетворения в рамках формальной группы – в причастности, понимании причин принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации.

Малая группа – это защита рядовых работников от организационного стресса, т. к. он находится среди таких же, как он, может выразить себя свободно в сочувствующей и доброжелательной обстановке.

Различные эксперименты, проведенные преимущественно в США, показали, насколько благоприятным оказывается воздействие такого фактора, как возможность самому выбрать себе партнера по работе, следовательно, самостоятельно определить свою принадлежность к группе. Путем тщательного подбора сотрудников, входящих в группу, в большинстве случаев можно избежать противоречий, возникающих в результате общения людей с различными характерами.

Исследования выявили специфические факторы, вызывающие возникновение неформальных малых групп:

1. Размещение. Группу скорее образуют люди, имеющие постоянные межличностные контакты. Поэтому пространственное размещение на предприятии или в офисе является важным фактором в определении того, кто в какой группе окажется.

2. Занятие, профессия, статус являются ключевыми факторами, определяющими состав неформальных групп. Имеется тенденция к объединению в группы людей, близких по статусу, выполняющих одинаковую работу.

3. Интересы являются еще одним фактором для образования неформальной группы. Даже если люди будут размещены совместно, будут выполнять одинаковую работу, разница в их интересах объясняет, почему вместо одной большой группы возникает множество малых.

4. Ситуационные факторы часто влияют на формирование неформальных групп, но они должны учитываться отдельно от трех названных ранее, так как в отличие от них вызывают появление непостоянных групп. Например, таким фактором может стать конфликт, который на какое-то время вызовет образование групп по их отношению к предмету конфликта. В этом случае могут объединиться люди, которые не обязательно имеют общие интересы, единую работу или размещение.

В западной терминологии популярно понятие «команда», под которой понимается согласованно и продуктивно действующая общность единомышленников, в которой очень высокая степень «сыгранности», общности ценностей, интересов. Члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение. В команде удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если успех не личный, а совместный. Факторы более высокой эффективности таких команд в сравнении с формальными группами в том, что команда сочетает преимущества формальной группы (обеспечивает достижение целей организации) и неформальной группы (обеспечивает удовлетворение социальных потребностей ее членов).

Однако поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации. В западной социологии утвердилось понятие «клика» – это неформальная группа членов организации, чьи нормы поведения и ценности могут противоречить утвердившимся в организации и которые могут препятствовать достижению ее целей.

Наиболее эффективно действующей группой считается группа из 5-7 чел. В таких группах наименьшая степень конфликтности, они в большей степени представляют единое целое, меньше подвержены делению на группировки. Группы из 14 человек эффективны в случае необходимости найти решение типа «эврика», т. к. в них больший спектр мнений, предложений. В таких группах также выше эффективность обучения.

Группа с численностью свыше 21 человека является пределом функционирования группы как единого целого. При большем количестве человек группа обязательно распадается на подгруппы, в них возникают организационные и координационные проблемы.

Одним из основных методов исследования малых групп является метод социометрии, который позволяет выявить личный статус членов группы, неформальных лидеров, отношения людей друг к другу, определить социально-психологический климат.

Мнения членов коллектива друг о друге формируют структуру личных статусов (статусную структуру). Человек может иметь высокий, средний, низкий личный статус. В западной социологии и социальной психологии была принята, например, схема разделения членов группы на «звезд», «средних», «изолированных» и «отверженных». Личный статус определяется не только деловыми качествами, но и совокупностью других показателей – общительностью, нравственными качествами, внешним видом и т. д. «Звезда», т. е. человек с самым высоким личным статусом, часто является неформальным лидером и может оказывать сильное влияние на жизнедеятельность группы.

32. ОРГАНИЗАЦИИ

В современном развитом обществе доминирующей социальной общностью является организация.

Существует ряд подходов к определению организации.

Согласно одному из них организация (от лат. organizo – сообща, стройный вид, устраиваю) – совокупность индивидов и групп, объединенных для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.

Согласно наиболее распространенному пониманию организации ее трактуют как синоним понятию учреждения.

Согласно более широкому пониманию организации ее трактуют как любую социальную систему, социальный институт, который направлен на достижение целей и выполнение социальных функций.

А.И. Пригожин выделяет три типа организации по признакам формализации отношений, подвижности целей, возможности для работников влиять на принятие решений и постановку цели организации.

Административные организации: с жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями, ограниченными возможностями для работников влиять на них. Пример: фирмы, заводы, учебные заведения и т. п.

Общественные организации: в отличие от административных, цели в них более подвижны, членство добровольно, структуры менее формализованы. Члены организации имеют больше возможности влиять на конечные цели. Пример: политические партии, профсоюзы, клубы по интересам.

Ассоциативные организации: степень формализации отношений минимальна, структуры подвижны, цели не декларированы, влияние индивидов на них велико. Пример: семья.

Согласно другой классификации, организации делят на утилитарные, добровольные и принудительные.

Утилитарные обеспечивают своим членам средства к существованию, люди вступают в такие организации ради того, чтобы получать зарплату.

Добровольные (например, клубы, общественные организации) объединяют людей по интересам, единомышленников, обеспечивают своим членам эмоциональное удовлетворение, отдых и т. п. Как правило, деятельность в таких организациях не оплачивается, и даже наоборот, человек платит взносы за членство в подобных организациях.

В принудительные организации человек попадает не добровольно. Это вся пенитенциарная система (тюрьмы, колонии), психбольницы.

Признаками организации, как любой системы, являются:

♦ множество элементов,

♦ единство главной цели для всех элементов,

♦ наличие связей между ними,

♦ целостность и единство элементов,

♦ структура и иерархичность,

♦ относительная самостоятельность,

♦ четко выраженное управление.

В индустриальном обществе наибольший интерес появляется к производственным организациям, поэтому рассмотрим их более подробно.

Организация может разделяться на ряд подсистем – экономическую, техническую, социальную. Каждая подсистема является средством регулирования социального поведения человека в организации.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие механизмы и машины. Степень жесткости в технической подсистеме во многом определяет степень организованности поведения работника на производстве. Примером жестких технологий может выступать конвейер, металлургическое производство, мягких – строительство. В строительстве человек не привязан к рабочему месту, в результате влияние технической подсистемы на дисциплину труда ослабевает.

В экономической подсистеме источником воздействия на социальный объект выступают товарно-денежные отношения. Важность экономических средств регуляции поведения не вызывает сомнений.

Социальная подсистема – способ объединения индивидов и социальных групп в целостную общественную систему; определенный порядок взаимодействия и соподчинения между людьми и социальными группами; система правил, норм и санкций, регулирующих поведение людей. Социальная подсистема существенно опережает другие по разнообразию функционирования и степени неопределенности в результате реализации решений. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется особенностями функционирования сознания человека, различиями в реакциях на одинаковые ситуации.

Единственным действенным путем изучения организации является подход к ней как к системе тесно взаимосвязанных переменных.

Термин «социальная система» применительно к организации подчеркивает, что организация представляет собой комплекс взаимозависимых и изменяющихся факторов. Эти факторы включают индивидов, их склонности и мотивы, работы, физическую нагрузку, формальную и неформальную организацию.

Организация обладает определенной социальной индивидуальностью – традициями, характером взаимоотношений, нормами поведения, ценностными ориентациями и т. п.

Состав организации как социальной системы целесообразно исследовать в таких аспектах или направлениях: профессионально-квалификационная, социально-демографическая, социально-психологическая структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: