Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 10 страница

Формируются и развиваются организации под воздействием внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся все факторы социальной среды: демографический, национальный состав населения, тип населенного пункта (город, поселок), уровень образования населения.

Культура общения, наличие тех или иных традиций влияет на характер взаимоотношений; дифференциация в обществе сказывается на дифференциации внутри организаций.

Характер руководства и подчинения в организациях во многом является прямым отражением политического режима в обществе в целом.

К внутренним факторам можно отнести цели, задачи деятельности, характер технологии, стиль руководства, содержание и ситуации деятельности, субъект руководства (личностные качества руководителя) и объект руководства (состояние вверенного ему персонала). Важнейшим фактором среди них является содержание труда. Оно определяет социальные группы, а также отношения и связи в организации. Тем самым содержание труда определяет социальные различия.

Объективной предпосылкой образования и изменений структуры организаций является разделение труда, которое обусловливает создание определенных подразделений (отделов, служб и т. д.) и отражается в формальной организационной структуре.

Для социальной структуры организации определяющей является профессионально-квалификационная структура.

Специфика основной выполняемой деятельности накладывает отпечаток на социальную структуру организации: квалификационно-образовательный уровень, меру взаимодействия и деловых контактов, коммуникации, руководство и лидерство.

По одной из классификаций выделяют категории персонала: рабочие, служащие, инженерно-технические работники, управленческий персонал. Каждый из этих слоев или групп, в свою очередь, подразделяется на множество подгрупп.

По принятой в мире методике работники подразделяются по уровню квалификации на высококвалифицированных, квалифицированных, мало- и неквалифицированных работников.

Группообразующим признаком является также стаж работы: в целом, по данной профессии или специальности, на данном предприятии.

Другим видом социальных структур является половозрастная структура. Она определяется социально-демографическими условиями, в частности, производственной специализацией, региональной спецификой, особенностями демографической ситуации, правовыми нормами, социокультурными нормами и т. д. Анализ возрастной структуры, включающий три контингента (молодежь, зрелый возраст и старший), раскрывает трудовой потенциал организации, позволяет выявить динамику его развития.

Представив организацию в виде структурированной модели, можно затем проводить корреляционный анализ. Ответы респондентов, полученные в ходе опросов, соотносят со структурированной моделью организации. В результате получаем представление об оценках респондентов как в целом по выборке, так и по группам, что позволяет увидеть как общие тенденции в оценках, так и различия между ними. Различия определяются во многом статусной принадлежностью респондента к той или иной профессиональной социальной группе.

Социологические исследования показывают различия в оценках разных социальных групп условий труда, удовлетворенности трудом, организацией труда и другими параметрами деятельности организации.

Группы и отдельные работники связаны определенными социальными и социально-психологическими связями и отношениями. Можно выделить следующие основные формы этих связей: формальные и неформальные.

В число формальных отношений попадают отношения между работниками, которые трудятся в организации на соседних местах, между структурными подразделениями (отношения по горизонтали), между работниками и их непосредственными руководителями (по вертикали). Эти отношения называются формальными, так как их права и обязанности предусматриваются правовыми нормами, управленческими решениями, фиксируются в документах. Ярким примером формальных отношений и формальной организации является бюрократия.

Неформальная связь возникает на основе межличностных контактов, не предусмотренных служебными предписаниями, они складываются спонтанно. Первый признак появления неформальной организации – это появление неформального лидера.

Главным образом, неформальная организация возникает как ответ на социальную потребность – потребность людей к объединению друг с другом. Неформальные организации имеют следующие особенности:

1. Неформальные организации функционируют как органы социального контроля. Они генерируют культуру, в основе которой находятся определенные нормы поведения, соответствующие запросам членов группы.

2. Неформальные организации имеют свои специфические статусы и структуру коммуникаций, не обязательно совпадающие с формальными. Поэтому коммуникационные сети являются обязательным объектом изучения социологов.

3. Выживание неформальных организаций требует стабильных продолжительных связей между людьми в них, поэтому члены неформальных организаций часто сопротивляются изменениям. Преодоление сопротивления неформальной организации может стать серьезной проблемой для руководства.

4. Ключевой вопрос при анализе неформальной организации – это изучение неформальных лидеров: кто является неформальным лидером, как он выполняет свою роль, какие характеристики ему присущи и как он может помочь руководителю в выполнении его обязанностей.

Любой организации свойственно сосуществование формальных и неформальных отношений. От соотношения и развития различных форм социальных связей во многом зависит как содержание межличностных отношений, так и эффективность всей деятельности предприятия. Связано это, главным образом, с возможностью нововведений. В настоящее время от организаций всё чаще требуется быстрая и радикальная перестройка внутриорганизационных отношений, а формализация отношений между подразделениями ее затрудняет.

Если в организации в значительной степени доминируют формальные связи в ущерб неформальным, там складывается неблагоприятный морально-психологический климат, падает сплоченность, тем самым взаимодействие людей менее эффективно. Чрезмерная формализация отношений осложняет условия для адаптации организации к быстро меняющейся ситуации во внешней среде.

Недостатки формальной организации могут быть восполнены спонтанными неформальными связями. В организациях с достаточно высокой степенью самостоятельности подсистем проблемы организационных перестроек решаются значительно проще. Однако формальные отношения способствуют стабильности деятельности организации. Поэтому необходимо сочетание тех и других типов отношений. В этом случае неформальные отношения между подразделениями способствуют реализации нововведений и процессу развития организации, а формальная организация – ее стабильности.

33. ОБЩЕСТВО, ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВ

Существует ряд классификаций обществ по различным критериям и сходным признакам, что связано с большим многообразием обществ и трудностью однозначной трактовки сущности понятия «общество».

По числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) различают общества простые (минимальное расслоение, простая система управления) и сложные (много уровней управления, высокая степень расслоения).

По политическим критериям можно определить демократические, тоталитарные, авторитарные общества; по религии – христианские, мусульманские; по языку – англоязычные, франкоязычные и др.

Согласно марксистской традиции общества классифицируют по способу производства и форме собственности, выделяя следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Если взять за критерий классификации основной способ получения средств к существованию, то можно выявить следующие типы обществ и характерные для них признаки (эта типология впервые была предложена Г. Ленски и Дж. Ленски в 1970 г.):

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Этот тип существует самое продолжительное время, сотни тысяч лет. Для них характерен кочевой образ жизни; основные занятия – собирательство и охота. У них примитивные орудия труда, минимум имущества, которое можно унести с собой. Политической структуры практически не существует, во главе управления стоит вождь или старейшина. Вся социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Семья является единственными социальным институтом.

2. Огороднические (садоводческие) общества – переходная форма от добывания готовых продуктов к их выращиванию. В примитивных огороднических обществах не используются металлические орудия труда, в более развитых металлические орудия и оружие есть, но плуги не используются. Основой социальной структуры также являются родственные связи, но структура усложняется: возможны несколько уровней иерархии управления; много родственных кланов со сложными взаимосвязями, включая брачные отношения, которые регулируются правилами.

3. Скотоводческие (пастушеские) общества. Существуют одновременно с огородническими и схожи с ними по признакам. Основное занятие – скотоводство.

4. Земледельческие (аграрные) общества. Впервые возникли в Древнем Египте. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для появления крупных городов, развития торговли, ремесел. Возникли государства, классы. Система родственных связей перестала быть структурообразующей, хотя и сохранила свое значение. Семья продолжает быть основной производственной единицей. Крупные должности переходят от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий являются семейными[42].

5. Индустриальные (промышленные) общества стали возникать примерно 200 лет назад (с конца XVIII века) в результате промышленной революции. Огромный прибавочный продукт, производимый в условиях высокотехнологичного производства, дает возможность обеспечивать жизнь миллионов людей, сосредоточенных в крупных городах. В индустриальных странах высокоразвитые системы государственного управления, включая бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы; различные сферы общественной жизни регулируются развитыми социальными институтами.

Немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855-1936) все общества разделил на два типа: «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезельшафт» (Gesellschaft). Первый тип (его можно перевести как «общинность») – допромышленные, традиционные общества, сельская община. В них решающее значение имеют традиции, верования, неписаные законы. Общественная жизнь регулируются общинными принципами, например принципом бесплатной взаимопомощи семей и соседей друг другу. Разделение труда минимально и осуществляется, в основном, по признаку пола и возраста и связано с семейными ролями (муж, жена, дети имеют свои обязанности). Главные социальные институты – семья, община.

Второй тип (переводится как «общество») – современные, промышленно-городские общества. Эти общества основаны на рационализме, формальном праве; социальные отношения в большей степени носят обезличенный характер. Отличаются узкой специализацией профессиональных ролей и отделением их от ролей семейных. Эти общества высокоинституционализированы. Семья как социальный институт утрачивает свои функции и значение.

Американский социолог Дэниел Белл предложил следующую известную типологию: доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные общества.

Для традиционного общества характерны:

· неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ;

· высокая структурная устойчивость, социальная мобильность ограничена;

· отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феодальной иерархией;

· основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества;

· регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободы личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

· в мировоззрении господствует догматизм.

Описывать особенности индустриального общества можно на основе контраста с традиционным обществом по перечисленным выше характерным чертам. Кроме того, в обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом.

Основные черты постиндустриального общества, отделяющие его от индустриального общества: преобладает сфера услуг; определяющую роль играет информация; базовым, системообразующим институтом является творческое знание.

Тип общества определяет преобладающие ценности, социальные отношения. Так, в качестве главных особенностей традиционного общества Ф.Тённис называл поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи, регулирование этих отношений простыми нормами нравственности, решающее влияние религиозных ценностей и верований, доминирование института родства. В индустриальном обществе же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональном интересе, формальном праве.

Ф. Хайек, в свою очередь, выделяет в истории человечества две социокультурные системы: «родовой строй», который сменяется в ходе истории «расширенным обществом» или «расчлененным строем». «Родовой строй», или традиционное общество, характеризуется обращенностью в себя, замкнутостью и самодостаточностью, где социальное поведение определяется усвоенными всеми индивидуумами едиными социальными целями, человеческие взаимоотношения основываются на чувстве групповой солидарности и бескорыстных отношениях внутри группы.

В системе современного общества («расчлененного», «расширенного» строя) социальная взаимосвязь индивидуумов становится менее интенсивной. «Расширенное общество» Ф. фон Хайека – общественная система, в которой люди заняты исключительно достижением своих личных целей, необходимое согласование общественных сил определяется их взаимодействием. Источником власти становится не государство, а закон, и только власти закона нужно подчиняться. Законное государство характеризуется властью закона, а не властью людей.

Переход от традиционных обществ к обществам индустриальным, или процесс модернизации, сопровождается ситуацией отрыва от корней, дезориентацией, ощущением утраты целостности: простые нормы, руководящие людьми, первостепенность взаимоотношений между людьми в традиционных обществах сменяются разветвленной социальной структурой и безличностью институтов индустриального общества.

34. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Проблема социальных отклонений тесно связана с понятием нормативного поведения. Поведение будет нормативным, если поведение соответствует требованиям нормы, независимо от причин, которыми оно вызвано, будь то совпадение интересов лица с требованиями нормы, привычка, выгода, боязнь санкции и пр.

С точки зрения одних, тот или иной поступок оценивается негативно, а другими этот же поступок может быть одобрен. Необходимыми элементами нормы являются:

- общественная необходимость, полезность;

- обязательность, желательность;

- фактическая выполняемость.

Только после рассмотрения этих обязательных условий конкретные поступки можно расценить как «нормальные» или «отклоняющиеся».

Отклоняющееся поведение, вызывающее раздражение, осуждение и прочее может быть названо девиантным поведением.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, направлению или наказанию. Девиация как социальное явление рассматривается, прежде всего, как социальное отклонение. Девиантность определяется соответствием поступков социальным ожиданиям.

Сложившаяся в социальной литературе точка зрения на «позитивные отклонения» (иногда этот феномен называют культурно одобряемыми отклонениями) дает одностороннее толкование понятия «норма». Установлено, что неточной здесь является именно трактовка понятия «норма» как привычного образа действия. То, что выходит за рамки нормы, в том числе новаторство, рационализаторство и прочие прогрессивные поступки, называется отклонением.

Теории отклоняющегося поведения рассматривают негативные и позитивные отклонения от социальных норм с позиций различных нормативных систем. В рамках определенной нормативной системы всякое отклонение от нее негативно рассматривается социальной общностью, создавшей эту систему. Напротив, отклонение от нормы может быть признано позитивным только с точки зрения более прогрессивной системы.

Отечественная культура в своем историческом развитии демонстрирует различие двух нормативных систем (советской и современной российской культур):

       
   
Оценка с позиции советской культуры
 
 


Общество, развивающееся на демократических началах, все позитивные изменения, такие как рационализаторство, новаторство, конструктивный плюрализм, рассматривает не как отклонение, а как норму. Это означает, что для культуры «нормальное» есть позитивное, а отклонение от нормы в рамках этой культуры становится негативным. Поведение, которое в советской культуре оценивается как негативное, в современной российской культуре будет оценено позитивным отклонением от советской системы оценки норм, а не просто позитивным отклонением, тем более не позитивным отклонением от системы оценки норм в современной России.

Кроме этого, девиация имеет временные и пространственные особенности. Это означает, что на данный момент конкретное поведение можно рассматривать как «нормальное», несмотря на оценки прошлых времен, когда такое поведение в этой же культуре расценивалось как девиантное.

Что касается пространственной особенности девиации, то в рамках одной культуры поступки могут быть расценены в различных условиях по-разному. Нельзя, к примеру, надеть вечернее платье на деловую встречу или прийти на работу в вызывающей одежде, хотя этот же наряд нормально воспринимается окружающими на вечеринке, не одобряется употребление спиртных напитков в рабочее время, а в ресторане за это никто никого не осуждает.

Также при рассмотрении девиации нельзя не учитывать ее динамику. Во-первых, по статистическим данным подвергается анализу изменение уровня девиантных поступков; во-вторых, устанавливается изменение структуры девиантных отклонений – одни поступки уступают место другим. В настоящее время наркомания стала одной из самых актуальных социальных проблем, а до 80-х годов этой проблемы как таковой не существовало; до 90-х годов воровство преобладало среди прочих видов преступности, а в 90-е годы на первый план выходит убийство.

В теоретическом анализе феномена “девиация” выделяются 3 обязательных элемента:

1. Субъект, индивид, группа, совершающая определенные поступки.

2. Субъект, реагирующий на поведение, оценивая его.

3. Норма, ожидания, по которым оценивается поступок субъекта[43].

В экономической сфере девиация проявляется как нарушение субъектом (юридическим или физическим лицом) правил экономической деятельности, в том числе несоблюдение обязательств, вызывающее негативную реакцию у других субъектов, институтов и общества в целом. Такой тип поведения называется девиантным экономическим поведением.

Девиантное трудовое поведение рассматривается как отклонение от трудовых, организационных, субординационных и других социальных норм, связанное с трудовой деятельностью и ведущее к формальным и неформальным санкциям. Основными видами трудовой девиации являются:

1. Административно-управленческое поведение, связанное с превышением прав и полномочий, с прямым невыполнением обязанностей или злоупотреблением служебным положением.

2. Дисфункциональное поведение, объясняемое профессиональной некомпетентностью.

3. Индивидуальное или групповое поведение, связанное с сохранением консервативных привычек и традиций, которые в той или иной степени сдерживают инициативу, творчество, новаторство.

4. Групповое поведение в ущерб интересам коллектива и общества (групповой эгоизм).

- I уровень: корпоративность – объединение в замкнутые группы с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарным руководством с целью противопоставления себя другим группам и получения социальных и экономических преимуществ.

- II уровень: мафиозность – срастание корпоративной самоорганизации с официальным управлением обществом или организацией с целью получения незаконный социальных и экономических преимуществ.

5. Имитационное поведение, порождающее феномен псевдоактивности.

6. Отклоняющееся поведение, связанное с реализацией асоциальных привычек и склонностей (алкоголизм, хищение имущества, использование рабочего времени, оборудования, сырья и других ресурсов в личных целях и др.).

35. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено Эмилем Дюркгеймом. По Э. Дюркгейму, во время кризисов и радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и все это способствует девиантному поведению.

Причиной девиации является социальная дезорганизация. Социальная дезорганизациясостояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Аномия – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезориентацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности.

Согласно теории аномии Мертона, причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например рэкету, спекуляции на финансовом рынке, торговле наркотиками.

Таблица

Типология Мертона

Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Бунт + +

Конформизм – согласие индивидов с целями общества и применение законных способов их достижения.

Подчеркивается, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами и культурами. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Но почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры?

Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей (преступности обучаются). Если друзья или родственники человека занимаются преступной деятельностью, существует большая вероятность, что он тоже станет преступником.

По мнению автора теории стигматизации Г. Беккера, девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения.

Социальные группы создают девиацию, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией: они навязывают эти правила определенным людям, которым «наклеиваются ярлыки».

С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Ч. Ломброзо, У. Шелдон рассматривали причины девиации с биологических позиций. Другие исследователи предлагали психологические, социологические и культурологические объяснения девиации.

36. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальный контроль – это система способов воздействия общества, социальных групп и людей на личность с целью регуляции ее поведения и приведения ее в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

Социальный контроль подразумевает усилия окружающих по предупреждению девиантного поведения, а также наказание и исправление людей, совершивших девиантные поступки.

Первоначальный термин был введен французским социологом Г. Тардом, который рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем социальный контроль он стал рассматривать как один из факторов социализации личности.

Т. Парсонс выделял 3 метода социального контроля:

1. Изоляция – цель – отлучение девианта от других. Не предусматривает реабилитации (тюрьма).

2. Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная изоляция от общества (психиатрическая больница).

3. Реабилитация: есть возможность вернуться к нормальной жизни.

В социологии различают социальный контроль:

- групповой и универсальный;

- открытый и скрытый;

- сплошной и избирательный;

- гибкий, жесткий и слабый;

- формальный и неформальный.

Социальный контроль осуществляется формальными и неформальными методами. Формальный контроль осуществляется организациями и правилами, предназначенными для защиты порядка, например правоохранительными органами – милицией, таможней, судом, тюрьмой и т. д.

Неформальный контроль – неофициальное социальное давление.

Выделяют 4 основных типа неформального контроля:

1. Социальные вознаграждения – выражаются в улыбках, одобрительных кивках, служат для поощрения конформности.

2. Наказание – недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы.

3. Убеждение.

4. Переоценка норм.

Инструментом социального контроля являются социальные нормы. Социальные нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.

Исходя из тех средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, социальные нормы делятся на:

1) социальные предписания;

2) технические правила.

Социальные предписания определяют отношение индивида к другимлюдям. Социальные предписания имеют две части: диспозицию и санкции.

Диспозиция – это правило поведения, которое предписывается нормой. Санкция предусматривает лишение нарушителя диспозиций известных благ.

Право, обычаи и мода – это особые виды социальных предписаний.

Право – совокупность социальных предписаний, чьи санкции обеспечивает государство. Совокупность правил, которые формируются в неорганизованных социальных группах в результате длительного сохранения определенного поведения, считающегося обязательным для членов этой группы, называются обычаями. Обычаи – это установившийся порядок поведения.

Мода представляет собой социальное предписание, которое устанавливает новый и необычный способ поведения. Она регулирует поведение людей относительно материальных и поведенческих сторон жизнедеятельности. Мода меняется быстрее всех других социальных предписаний, а санкции за нарушение ее правил являются относительно мягкими – насмешка, упрек и пр.

Социальными предписаниями также могут быть:

- привычки – установившийся стереотип поведения в определенных ситуациях;

- традиции – все то, что унаследовано от предшественников;

- ритуалы – сильно стилизованный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого;

- обряды – совокупность действий, установленных обычаями или ритуалом;

- правила этикета, регулирующие манеру одеваться и способ общения с людьми (санкции за нарушение этих правил выражаются в ощущениях стыда).

Технические правила регулируют отношение человека к природе.

Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют деятельность человека по преобразованию природы. Технические правила представляют собой своего рода инструкцию по поводу того, каким образом индивиду следует поступать.

Социальный контроль как способ профилактики и регуляции девиантных поступков осуществляются различными социальными институтами, обеспечивающими социализацию личности в данном обществе. К таким институтам, в первую очередь, необходимо отнести:

1. Нормативно ориентирующие институты – семья, дошкольные учреждения, школа, религия, армия, трудовой коллектив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: