Выводы и рекомендации

По результатам написания данного учебного пособия его авторы пришли к следующим выводам.

1. По данным официальных статистических источников ежегодно примерно четверть всех ДТП, случающихся на автодорогах нашей страны, прямо или косвенно связаны с неудовлетворительным техническим состоянием автодорог и дорожных условий. В пособии указаны конкретные, наиболее опасные в отношении их влияния на возможность возникновения ДТП дорожно-технические факторы.

Особое внимание к себе привлекают дорожно-технические факторы как потенциальные причины ДТП еще в том аспекте, что с вводом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС за причинение вреда от ДТП при отсутствии аналогичного механизма страхования «владельцев» дорог за причинение вреда от ДТП владельцам ТС, потерпевший в ДТП от «дороги» оказывается в отношении реального получения компенсации за причиненный ему вред в гораздо худших условиях, чем потерпевший от неправомерных действий другого водителя.

Все вышеизложенное говорит о необходимости уделения особого внимания судебно-экспертному исследованию технического состояния автодорог (дорожных условий) на участках ДТП и об особой роли этого вида СДТЭ (САТЭ) в доказывании при расследовании (рассмотрении) дел о ДТП.

2. Очевидно, именно поэтому приказом №114Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003г. в перечень видов судебных экспертиз в род САТЭ был введен новый вид «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП (САДЭ)».

Однако в приложении №2 к этому приказу, которое содержит перечень специальностей, по которым присваивается право самостоятельного производства экспертиз, из пяти видов САТЭ (приложение №1) было образовано четыре специальности путем объединения двух видов «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» и вышеуказанного вида в одну специальность 13.3 «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП».

В пособии авторами показано, что с технической, юридической и сугубо практической точки зрения такое объединениеявляется нецелесообразным и бесперспективным; поэтому дана рекомендация об изменении данного приказа путем приведения в соответствие экспертных автотехнических специальностей видам САТЭ как по их числу, так и по содержанию.

В этом же разделе пособия поставленные видовые задачи судебной автодорожно-технической экспертизы наполнены методическим содержанием и иллюстрированы практическими примерами.

3. С учетом достаточно близкой аналогии в общенаучных диагностических методах исследования таких технических объектов автотехнической экспертизы как автомобиль и автодорога, авторами разработаны и предложены тактические приемы и методы поиска, а также оценки технических дефектов элементов автодорог, приняв за основу тактико-технические схемы поиска и оценки неисправностей автомобиля.

При этом в качестве базовой методики на этапе экспресс-диагностики предложена методика комплексной оценки дороги (дорожных условий) через коэффициент безопасности (раздел 3); на этапе поэлементной диагностики - частные методики определения и оценки основных характеристик автодорог, влияющих на безопасность дорожного движения: сцепных качеств покрытия, ровности покрытия, кривых в плане и профиле, уклонов и др., уточнены и адаптированы для экспертных исследований (раздел 4); на этапе углубленных исследований особое внимание уделено разделению судебно-экспертной и правовой компетенции, с одной стороны, и отграничению экспертных знаний в дорожно-технической области от дорожно-технологических знаний, с другой стороны (разделы 2 и 3).

4. По тексту данного учебного пособия даны методические рекомендации, относящиеся к особенностям области компетенции судебного эксперта по данному виду СДТЭ (САТЭ) при решении вопросов об оценке технического состояния автодороги на участке ДТП и вопросов об оценке действий должностных и иных лиц дорожных организаций по обеспечению безопасности движения при эксплуатации, содержании и ремонте автодорог.


Литература

1. ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог». М.: Транспорт, 1989. Введены с 01.01.89.

2. ВСН 25-96 Минавтодора РСФСР «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». М.: Транспорт, 1988. Введены с 01.05.87.

3. ВСН 20-86 Минавтодора РСФСР «Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах». М: Транспорт, 1988. Введены с 01.01.87.

4. ВСН 38-77 Минавтодора РСФСР «Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью». М.: Транспорт, 1978. Введены с 01.01.78.

5. ВСН 4-69 Минавтодора РСФСР «Указание по защите и очистке автомобильных дорог от снега». М.: Транспорт, 1970. Введены с 01.01.70.

6. ВСН 39-70 Минавтодора РСФСР «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог». М.: Транспорт, 1980. Введены с 01.01.70.

7. ВСН 179-73 Минавтостроя СССР «Инструкция по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог». М.: Транспорт, 1974. Введены с 01.04.74.

8. ГОСТ Р50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». М.: Госстандарт РФ, 1993. Введен с 01.07.94.

9. ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения». М.: Госстандарт СССР. Введен с 01.01.87.

10. Инструкция по ограждению мест в условиях дорожного движения в городах. М.: Минжилкоммунхоз РСФСР, 1985. Введена с 01.07.85.

11. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. М.: Транспорт, 1995.

12. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Третий Рим, 2003.

13. СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги». М.: Госстандарт СССР, 1986. Введены с 01.01.87.

14. СНиП 2-07-01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». М.: Госстрой СССР, 1989. Введены с 01.07.89.

15. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». М.: Госстрой СССР, 1986. Введены с 01.06.86.

16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «Ось-89», 2002.

17. «Автотранспортные правонарушения, преступления, причинение вреда. Правовая квалификация и судебно-экспертная оценка». Сборник научных трудов МАДИ (ГТУ). М., 2002.

18. Бабков В.Ф. «Дорожные условия и безопасность движения». М.: Транспорт, 1994.

19. Байэтт Р., Уоттс Р. «Расследование дорожно-транспортных происшествий»: пер. с англ. М.: Транспорт, 1983.

20. Боровский Б.Е. «Безопасность движения автомобильного транспорта. Анализ дорожных происшествий». Л.: Лениздат, 1984.

21. Газета «Московская среда» №45 (53), 26 ноября - 2 декабря 2003.

22. «Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках дорожно-транспортных происшествий (дорожных условий), влияющих на безопасность дорожного движения». Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Под ред. Суворова Ю.Б. М.: ВНИИСЭ, 1990.

23. Дорожная терминология: Справочник. Под ред. М.И. Вейцмана. М.: Транспорт, 1985.

24. Кристи Н.М. Методические рекомендации по некоторым вопросам производства автотехнической экспертизы. М.: ЦНИИСЭ, 1971.

25. Кузнецов Ю.В. «Определение коэффициента сцепления дорожного покрытия портативными приборами». В кн.: «Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах». Сб. научных трудов МАДИ. М.: 1981.

26. «Основы судебно-экспертного исследования технического состояния транспортных средств (Судебная автотехническая экспертиза. Часть III. Выпуск 1)». Сост. Г.В. Жилинский. Под ред. А.Б. Разумова. К.: НИИСЭ, 1987.

27. «Расследование дорожно-транспортных происшествий». Под ред. Федорова В.А., Гаврилова Б.Я. М. Издательство «Экзамен», 2003.

28. «Российская газета» №181, 11 сентября 2003.

29. Россинская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002.

30. Сильянов В.В. «Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог». М.: Транспорт, 1984.

31. Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы. Под ред. Педенчука А.К.М.: ВНИИСЭ, 1988.

32. Суворов Ю.Б., Косолапов А.С. «Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Экспертное исследование столкновений транспортных средств, следовавших в попутном направлении». Учебное пособие. МАДИ (ГТУ). М., 2003.

33. Суворов Ю.Б. «Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Предмет, объект, состав и возможности. Роль и место в процессе доказывания по делам о ДТП». Учебное пособие. МАДИ (ГТУ). М., 2003.

34. Суворов Ю.Б. «Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП». Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон», 2003.

35. Суворов Ю.Б. «Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Технико-юридический анализ причин дорожно-транспортных происшествий и причинно-действующих факторов». М. Издательство ПРИОР, 1998.

36. «Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Экспертное исследование обстоятельств ДТП, совершенных в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях или в особых дорожных условиях». Материалы в помощь экспертам. Под ред. Суворова Ю.Б. М.: ГУ РФЦСЭ МЮ РФ, 2003.

37. «Экспертная техника (выпуск 117). Задачи судебной автотехнической экспертизы. Поиск и решения». Под ред. Чава И.И. М.: ВНИИСЭ, 1990.

38. «Экспресс-диагностика систем автомобилей и автобусов на местах дорожно-транспортных происшествий». Методические рекомендации. Сост. Г.В. Жилинский и др. К.: РИО МВД УССР, 1986.

39. Энциклопедия судебной экспертизы. Под ред. Аверьяновой Т.В., Россинской Е.Р. М.: Юристъ, 1999.

Контрольные вопросы

1. Какие меры предпринимаются по повышению безопасности автодорог в настоящее время?

2. Назовите основные ДТФ, влияющие на ДТП.

3. Каким образом были определены интегральные коэффициенты весомости каждого фактора в ДТП?

4. Поясните роль ДТФ в ДТП.

5. Дайте определение САДЭ и ответьте, что составляет объект и предмет САДЭ?

6. Решение каких основных задач входит в состав данного вида СДТЭ?

7. По какому критерию и на какие две категории разделены нормы, предъявляемые к автодороге с позиции обеспечения БДД?

8. Покажите разграничение компетенций САДЭ и дорожно-технологической экспертизы.

9. В чем заключается тактика поиска технических дефектов элементов автодорог?

10. Охарактеризуйте три основных состояния автодорог по характеру повреждений, которые могут образоваться в результате ДТП.

11. Раскройте зависимость тактики поиска технических дефектов элементов автодорог от состояния участка дороги, представленного для экспертного исследования.

12. Назовите методы поиска (исследования) технических дефектов элементов автодорог, что они позволяют выявить?

13. В чем заключается тактика оценки технических дефектов элементов автодорог?

14. В чем состоят особенности методов исследования технического состояния элементов автодорог?

15. Дайте определение работоспособности и исправности технического элемента автодороги. В каких возможных состояниях может находиться технический элемент автодороги?

16. Проведите экспертное диагностирование одного из элементов автодороги или дорожных условий на участке ДТП, влияющего на БДД (по указанию преподавателя или вашему выбору).

приложения

приложение 1

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации

от 14 мая 2003 г. № 114 г. Москва

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 мая 2003 г.

Регистрационный № 4596

Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня экспертных специальностей,

по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации


В целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России приказываю:

1. Утвердить Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, согласно приложению № 1.

2. Утвердить Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, согласно приложению № 2.

3. Приказ Минюста России от 30.11.2000 № 363 «Примерный Перечень видов экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» считать утратившим силу.

Министр

Ю. Чайка


Приложение № 1

Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации

…Автотехническая экспертиза

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Исследование технического состояния транспортных средств

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия

Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости…

Приложение № 2

Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации

№/№ п/п Роды судебных экспертиз Экспертные специальности
     

13 Автотехническая 13.1 Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

13.2 Исследование технического состояния транспортных средств

13.3 Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП

13.4 Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости

приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: