Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека. Миф понимают как способ осмысления природной и социальной деятельности, освоение пространства и времени. Неслучайно представление о времени и пространстве впервые выражены в мифах. Мифотворчество - это познание человеком мира путем соотношения его с собой, с тем, что известно, понятно, переживаемо. Оно создается методом аналогии, соотнесения внешнего мира с собственным, духовным. Это не только вымышленный мир, выразительный, интересный, но и мир, понимаемый как находящийся в гармонии с человеком. Здесь интуитивно проявляется мнение, что окружающий мир живет по тем нормам, порядкам, что и сам человек.
Значение ритуала и табу в первобытности
Важную роль в жизни первобытного коллектива выполнял ритуал (установленный обрядовый порядок действия), который объединял соплеменников. Поскольку при исполнении ритуала присутствовали все члены коллектива. В первобытном обществе были собственные механизмы контроля и регулирования отношений между полами, с соплеменниками. Табу – это религиозный запрет, налагаемый на предмет, действие, слово, нарушение которого приводит к наказанию со стороны сверхъестественных сил. Табу были связаны с неприкосновенностью жилища, с правами и обязанностями отдельных членов общества. Исследователи приводят многочисленные примеры (Дж.Фрейзер), когда нарушения запрета приводило к смерти нарушителя. Например, нечаянно съев объедки обеда новозеландского вождя, соплеменник умирает в мучительных страданиях. Практически во всех племенах существовало табу на новинки (новации) любого рода, что соответствует консервативной логике первобытного человека, поэтому первобытность самый продолжительный период развития в истории человечества.
|
|
Выводы по теме
1. Материальная и духовная культура первобытности создаются как нерасчлененное, взаимосвязанное целое;
2. В первобытной культуре впервые оформляются такие верования как фетишизм, анимизм, магия;
3. Важность этого периода в истории человечества связана с тем, что многое создаваемое человеком было востребовано последующими поколениями как в материальной культуре (колесо, посуда, типы хозяйственной деятельности), так и в сфере духа.