Предмет политической экономии
Исходным пунктом экономических исследований российских экономистов и на втором этапе ее развития являлось выяснение предмета политической экономии. По мнению Ф.А.Бекетова (1787 – неизв.), «экономия политическая показывает, как рождается, распространяется и потребляется богатство; причины, благоприятствующие к его умножению или к уменьшению; влияние богатства на народонаселение и могущество государств, на благополучие или злополучие народов». Указывая на необходимость учета политэкономией природы человека, его потребностей и мотивов, он писал: «Политическая экономия есть наука, рассуждающая о законах естественных, служащих к благоденствию государств, т. е. к их богатству и гражданскому образованию. Действия, из которых оная выводит свои законы, принадлежат к нравственности, ибо они суть следствие действий человеческой природы»[95].
Бекетов внес определенный вклад в развитие теоретической экономии, подчеркивая ее неразрывную связь с природой человека, его потребностями и мотивами экономического поведения: «Политическая экономия, - указывал он, - есть наука, рассуждающая о законах естественных, служащих к благоденствию государств, т.е. к их богатству и гражданскому образованию. Действия, из которых оная выводит свои законы, принадлежат к нравственности, ибо они суть следствие действий человеческой природы».[96]
Будучи противником крайностей экономического либерализма, Бекетов подчеркивал важность государственного регулирования хозяйственной жизни: «Политическая экономия рассуждает об изыскании мер, посредством коих наибольшее число людей в государстве может пользоваться благосостоянием физическим, зависящим от Правительства».
Подобное решение вопроса о предмете политической экономии мы находим у А.В.Никитенко (1804–1877). «К числу наук, вновь образовавшихся, – отмечал он, – принадлежит и политическая экономия. Предмет сей науки... состоит в том, чтобы изложить законы в естественной их связи, по коим богатство народное производится, распределяется между членами общества и потребляется... Знаменитый Шторх говорит в своем курсе политической экономии, что наука сия “будучи основана на событиях нравственных, то есть на событиях, производимых способностями, нуждами и волею человека,... входит в область наук нравственных”»[97].
Рассуждая об источниках и условиях роста народного богатства, А. В. Никитенко отмечал[98]:
- «труд... при содействии сил природы, есть главный источник богатства». Основными видами общественного труда являются земледелие, мануфактурное производство и торговля;
- если труд есть главный источник богатства, то разделение труда, как «непосредственный способ усовершенствования оного, есть второй», заключающийся «или в увеличении количества вещей полезных и приятных, или в улучшении их качества»;
- стабильное развитие народного хозяйства может осуществляться только на основе превышения объема производства над объемом потребления, т.е. чтобы при «вычете ценностей потребленных из ценностей произведенных» оставался «остаток», - фонд накопления. «Сей-то остаток, называющийся собственно капиталом производительным, есть главный результат истин политико-экономических», именно в нем заключаются, так сказать, семена будущих приращений капиталов», экономического роста;
Возможность накопления капитала достигается благодаря двум условиям, первое из которых А.В.Никитенко связывает с «законом разума» и этот «закон есть закон бережливости».
Второе важнейшее условие накопления капитала, «предлагаемое «политико-экономами», состоит «в свободе обращения капиталов, или в свободе промышленности». Ее «сущность заключается, во-первых, в том, чтобы предоставить произволу каждого выбор занятий и рода промышленности; во-вторых, не стеснять последней какими-нибудь способами запретительной системы, как-то: пошлиной, монополиями и т.п.».
Автор «Политической экономии» понимает односторонность принципа laissez faire и пишет, что «свобода промышленности останется надолго не более, как предмет желания и надежды. Что же касается до частного приложения оной во внутренних отношениях государства, то само собой разумеется», что это «условие обогащения народного» может быть реализовано лишь постольку, поскольку «мудрость Правительств признает оную полезною и возможною».[99] Эта мысль А.В.Никитенко впоследствии найдет четкое выражение в концепциях «реалистической экономии» С.Ю. Витте и «дуализма общественного развития» П.Б.Струве.
Метод политэкономических исследований.
В процессе своих теоретических изысканий Ф.А.Бекетов, А.В. Никитенко, Т.Ф.Степанов, В.С.Порошин и др. продолжили анализ своими предшественниками метода экономических исследований. В частности, разделяя позицию А.К.Шторха, Ф.А.Бекетов писал: «Основываться на наблюдении действий частных, без приложения оных к общим, есть то же, что употреблять практику без теории; потому что теория есть не что иное, как собрание законов, соединяющих действия с причинами... И что такое есть практика без теории? Употребление средств, не зная, как и почему они действуют, есть опасный эмпиризм».[100]
В.С.Порошин (1809 – 1868)подчеркивал важное значение таких принципов изучения хозяйственных явлений, как:
-осуществление единства количественного, статистического и качественного анализа экономических процессов: если политическая экономия познает законы вещей, то статистика - их проявления, результаты действия этих законов.
Задачи первой всегда и везде одинаковы; вторая, не выражая общих истин, отмечает явления по мере того, как они встречаются;
- обеспечение единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям.
Предвосхищая некоторые идеи институционализма, Т.Ф. Степанов [101] акцентировал внимание на необходимости осуществления междисциплинарного подхода к анализу экономических проблем. По его мнению, ранее «писатели политической экономии обращали весьма мало внимания на этот предмет... Ганиль изложил несколько начал в отношении философии к политической экономии, - но весьма ошибочно. Наиболее писатели упоминали об истории и в особенности о статистике. Вообще писатели не показали тончайшие связи, соединяющие политические науки».[102]
Предлагая свое решение этого вопроса, Степанов отмечал: «чтобы верно обозначить границы какой бы то ни было науки, надо непременно показать ее связи с другими, более или менее к ней соприкасающимися. Так должно было сделать и относительно политической экономии.
Несомненно, что весь мир составляет одно целое; он есть произведение одного Верховного существа - Бога. Следственно, может ли быть, чтобы как вещи, составляющие мир, так и науки, исследующие вещи с разных точек, не имели существенной неразрывной связи? Связь эта бывает ближайшая и отдаленная, смотря по тому, с какой стороны последние, т.е. науки, рассматривают природу». На этом основании Степанов сделал вывод об органической связи политической экономии с другими гуманитарными науками - «философией, естественным правом, политикой, дипломатией, политической историей и статистикой». Например, необходимость знания права для ученого-экономиста объясняется тем, «что вопрос о праве собственности решается естественным правом», а «политическая экономия утверждается в своих коренных началах на праве собственности».[103]