Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования являетсяпрогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей во внешнем финансировании.
Обозначим основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:
1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.
2. Составление прогноза переменных затрат.
3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.
4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
|
|
Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый — за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги?
Существует два главных метода финансового прогнозирования. 0дин из них — так называемый бюджетный — основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Второй метод, обладающий преимуществами простоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом «методе процента от продаж» (первая модификация) и «методе формулы» (вторая модификация).
Итак, все вычисления делаются на основе трех предположений:
1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов, что означает, кстати, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.
3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).
|
|
Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами — это и будетпотребная сумма дополнительного внешнего финансирования. ПОТРЕБНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ= прогнозируемые активы - прогнозируемые пассивы Рассчитать эту сумму можно также по формуле:
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ = Афакт*ТЕМП ПРИРОСТА ВЫРУЧКИ – Пфакт* ТЕМП ПРИРОСТА ВЫРУЧКИ – ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬфакт/ВЫРУЧКАфакт*ВЫРУЧКАпрогн*(1 – ДИВИДЕНДЫфакт/ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬфакт),
где Афакт – изменяемые активы отчетного баланса,
Пфакт - изменяемые пассивы отчетного баланса.
Формула свидетельствует, что потребность во внешнем финансировании тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.
Кстати говоря, по желанию можно брать в расчет будущую (желательную) чистую рентабельность реализованной продукции, а также прогностическую (опять же желательную) норму распределения чистой прибыли на дивиденды.
Рассмотрим все это на примере.
Заложим в прогностический баланс 5-процентную рентабельность продаж и 40-процентную норму распределения чистой прибыли на дивиденды и рассчитаем потребность в дополнительном финансировании сначала на основе трех предположений (см. выше а затем — по формуле. Фактическая выручка — 20 млн. руб., прогнозируемая — 24 млн. руб., (темп прироста выручки — 20%, ИЛИ 0,2). Расчеты сделаем для ситуации полной загрузки производственных мощностей в отчетном периоде. Одновременно предположим для простоты, что основные активы для обеспечения нового объема продаж должны возрасти на 20% (т. е. на 0,2).
1. Составим прогностический баланс на основе отчетного по «методу процента от продаж»
(млн. руб.)
Отчетный баланс | Прогнозный баланс | |
Актив Текущие активы Основные активы | 2,0 (10% выручки) 4,0 (20% выручки) | 2,0+2,0*0,2=2,4 либо (24,0*0,1)= 2,4 4,0+4,0*0,2=4,8 либо (24.0*0,2) =4,8 |
БАЛАНС | 7.2 | |
ПАССИВ Текущие обязательства Долгосрочные обязательства Уставный капитал Нераспределенная прибыль | 2,0 (10% выручки) 2,5 0,3 1,2 | 2,0+2,0х0,2=2,4 либо(24,0х0,1)=2,4 2,5 0,3 1,2+24,0х0,05- -24,0х0,05х0,4= 1,92 |
БАЛАНС | 6,0 | 7,12 |
ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ = 7,2 - 7,12 =0,08 млн. руб.
2. Теперь просчитаем потребность во внешнем финансировании по «методу формулы»:
0,8 +2,0 * 0,2 - 2 * 0,2 - 24,0 * 0,05 * (1 - 0,4) = 0,08 млн. руб.
Итак, чтобы обеспечить прогнозируемый объем продаж, требуются новые капвложения в сумме: (4,8 — 4) = 0,8 млн. руб. Одновременно необходимый прирост оборотных активов должен составить: (2,4 — 2,0) = 0,4 млн. руб. Прирост же текущих обязательств: (0,4 млн. руб.) и нераспределенной прибыли: (0,72 млн. руб.), к сожалению, не в состоянии покрыть возрастание долго- и Краткосрочных финансовых потребностей на (0,8 + 0,4) = 1,2 млн. руб. Образуется дефицит в сумме: (1,2 — 0,4 — 0,72) = 0,08 млн. руб.
Результаты сошлись трижды. Финансистам предприятия придется изыскать 0,08 млн. руб. собственных или заемных средств.
3.4. Общий бюджет предприятия: