Финансовое прогнозирование

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансо­вого бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосроч­ных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансо­вом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования являетсяпрогноз продаж и соот­ветствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей во внешнем финансировании.

Обозначим основные шаги прогнозирования потребностей фи­нансирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема про­даж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыска­ние соответствующих источников с учетом принципа формирова­ния рациональной структуры источников средств.

Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый — за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги?

Существует два главных метода финансового прогнозирования. 0дин из них — так называемый бюджетный — основан на кон­цепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Второй метод, обладающий преимуществами про­стоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом «методе процента от продаж» (первая модификация) и «методе формулы» (вторая модификация).

Итак, все вычисления делаются на основе трех предположений:

1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязатель­ства при наращивании объема продаж на определенное количест­во процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов, что означает, кстати, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.

2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчиты­вается под заданный процент наращивания оборота в соответст­вии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозиро­вания, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.

3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозиру­ется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиден­ды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нерас­пределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, что­бы покрыть необходимые активы пассивами — это и будетпотреб­ная сумма дополнительного внешнего финансирования. ПОТРЕБНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ= прогнозируемые активы - прогнозируемые пассивы Рассчитать эту сумму можно также по формуле:

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ = Афакт*ТЕМП ПРИРОСТА ВЫРУЧКИ – Пфакт* ТЕМП ПРИРОСТА ВЫРУЧКИ – ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬфакт/ВЫРУЧКАфакт*ВЫРУЧКАпрогн*(1 – ДИВИДЕНДЫфакт/ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬфакт),

где Афакт – изменяемые активы отчетного баланса,

Пфакт - изменяемые пассивы отчетного баланса.

Формула свидетельствует, что потребность во внешнем финан­сировании тем больше, чем больше нынешние активы, темп при­роста выручки и норма распределения чистой прибыли на диви­денды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

Кстати говоря, по желанию можно брать в расчет будущую (же­лательную) чистую рентабельность реализованной продукции, а также прогностическую (опять же желательную) норму распреде­ления чистой прибыли на дивиденды.

Рассмотрим все это на примере.

Заложим в прогностический баланс 5-процентную рентабель­ность продаж и 40-процентную норму распределения чистой при­были на дивиденды и рассчитаем потребность в дополнительном финансировании сначала на основе трех предположений (см. выше а затем — по формуле. Фактическая выручка — 20 млн. руб., прогнозируемая — 24 млн. руб., (темп прироста выручки — 20%, ИЛИ 0,2). Расчеты сделаем для ситуации полной загрузки произво­дственных мощностей в отчетном периоде. Одновременно предположим для простоты, что основные активы для обеспечения нового объема продаж должны возрасти на 20% (т. е. на 0,2).

1. Составим прогностический баланс на основе отчетного по «методу процента от продаж»

(млн. руб.)

  Отчетный баланс Прогнозный баланс
Актив Текущие активы Основные активы   2,0 (10% выручки) 4,0 (20% выручки)   2,0+2,0*0,2=2,4 либо (24,0*0,1)= 2,4 4,0+4,0*0,2=4,8 либо (24.0*0,2) =4,8
БАЛАНС   7.2
ПАССИВ Текущие обязательства Долгосрочные обязательства Уставный капитал Нераспределенная прибыль   2,0 (10% выручки) 2,5 0,3 1,2   2,0+2,0х0,2=2,4 либо(24,0х0,1)=2,4 2,5 0,3 1,2+24,0х0,05- -24,0х0,05х0,4= 1,92
БАЛАНС 6,0 7,12

ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ = 7,2 - 7,12 =0,08 млн. руб.

2. Теперь просчитаем потребность во внешнем финансирова­нии по «методу формулы»:

0,8 +2,0 * 0,2 - 2 * 0,2 - 24,0 * 0,05 * (1 - 0,4) = 0,08 млн. руб.

Итак, чтобы обеспечить прогнозируемый объем продаж, требу­ются новые капвложения в сумме: (4,8 — 4) = 0,8 млн. руб. Одно­временно необходимый прирост оборотных активов должен со­ставить: (2,4 — 2,0) = 0,4 млн. руб. Прирост же текущих обязательств: (0,4 млн. руб.) и нераспределенной прибыли: (0,72 млн. руб.), к сожалению, не в состоянии покрыть возрастание долго- и Краткосрочных финансовых потребностей на (0,8 + 0,4) = 1,2 млн. руб. Образуется дефицит в сумме: (1,2 — 0,4 — 0,72) = 0,08 млн. руб.

Результаты сошлись трижды. Финансистам предприятия придется изыскать 0,08 млн. руб. собственных или заемных средств.

3.4. Общий бюджет предприятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: