Калькуляция себестоимости

Составной частью плана по себестоимости продукции являются плановые калькуляции, на основе которых определяются затраты на производство и реализацию отдельных видов продукции, подлежащих выработке предприятием в планируемом году. Для калькулирования себестоимости продукции используется группировка затрат предприятия по калькуляционным статьям, каждая из которых характеризует не только целевое назначение затрат, но и место их образование.

В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие статьи затрат:

1. сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются из стоимости сырья);

3. покупные полуфабрикаты;

4. топливо на технологические цели;

5. энергия на технологические цели;

6. итого материальных затрат;

7. основная зарплата производственных рабочих;

8. дополнительная зарплата;

9. отчисления на социальные нужды;

10. общепроизводственные расходы:

а) расходы на подготовку производства и освоение новых изделий;

б) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

в) цеховые расходы;

г) потери от брака.

11. цеховая себестоимость;

12. общехозяйственные расходы;

13. производственная себестоимость;

14. внепроизводственные расходы (коммерческие);

15. полная себестоимость.

Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использование прогрессивных норм расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты. Необходимы также нормативы общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов.

Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяется суммированием прямых и косвенных затрат по формуле

где С - себестоимость изделия;

М – прямые затраты на материально-топливо–энергетические ресурсы;

Зо – основная зарплата;

Зд - дополнительная зарплата;

В - процент отчислений на социальные нужды;

К3 - процент доплат к зарплате по тарифу;

К1 - процент общепроизводственных расходов;

К2 - процент общехозяйственных расходов;

К4 - процент внепроизводственных расходов.

На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимости выпускаемой продукции. В общем виде ее можно определить по формуле:

;

где Сn – себестоимость изделия;

Nг -годовой объем производства продукции;

n – количество видов выпускаемой продукции.

При разработке плана себестоимости продукции нужно выявить резервы снижения издержек производства за счет влияния технико-экономических факторов. Учитываются как внешние, так и внутренние факторы, а именно:

1) изменение объема производства и структуры производственной программы;

2) повышение технического уровня производства;

3) повышение уровня организации производства и труда;

4) улучшение качества продукции;

5) изменение природных условий;

6) народнохозяйственные и отраслевые факторы

Расчет себестоимости по технико-экономическим факторам ведется следующим образом:

1. Определяют затраты на 1 рубль товарной продукции в базисном году:

,

где Зб – затраты на 1 р. товарной продукции в базисном году;

Сб – издержки производства;

ТПб - объем товарной продукции в стоимостном выражении.

2. Устанавливают себестоимость товарной продукции планового года в ценах и условиях базисного года:

Спл б= Зб∙ Тпл,

3.Вычисляют годовую сумму изменений затрат (понижающих и повышающих), включаемых в себестоимость продукции под воздействием технико-экономических факторов SЭ.

4. Из себестоимости товарной продукции, исчисленной по уровню затрат базисного года (Сплб) вычитают общую сумму экономии, рассчитанную по факторам (SЭ), и определяют себестоимость товарной продукции в условиях производства и реализации планируемого года (С пл).

С пл = Сплб - SЭ

5. Подсчитывают уровень затрат на 1 рубль товарной продукции планируемого года (Зпл). Для этого себестоимость товарной продукции планируемого года (Спл) делят на ее объем в оптовых ценах предприятия:

6. Определяют снижение затрат в процентах на один рубль товарной продукции (со знаком минус) по сравнению с уровнем их в базисном году:

ТЕМА 11. Финансовое планирование

Планирование прибыли на предприятии

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связа­но с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или сово­купный доход. Главная задача каждого предприятия заключается в организации производст­венно-фи­нансовой деятельности с целью удовлетворения потребно­сти населения в своей продукции и получение наибольшей прибыли. В свободных экономических отношениях любой субъект рынка может выступать в качестве продавца или покупателя. Продавец или произ­водитель стре­мится реализовать свою продукцию или услугу, а по­купатель или потребитель — удовлетворить свой спрос на необхо­димый продукт. Развитие новых рыночных отношений требует уси­ления роли финан­сов в функционировании производственных пред­приятий и фирм.

Финансы предприятия представляют собой сис­тему денежных от­ношений, выражающих формирование и использо­вание производст­венных фондов и ресурсов в процессе хозяйствен­ной деятельности. Задачей каждого предприятия является планиро­вание и использова­ние финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособ­ности и рыночной устойчивости. Финансы предприятий служат важ­ным звеном в рыночной экономической сис­теме, поскольку именно на этом уровне создаются основные денеж­ные ресурсы страны. Они являются в условиях рынка не только важ­нейшей экономической категорией, но и одновременно выступают плановым регулятором производственно-коммерческой деятельно­сти, расширения самостоятельности и свободы фирм на рынках това­ров и услуг. Основой финансового механизма каждого предприятия служит система взаимодействия таких общеэконо­мических процессов, методов, и расчетов, как организа­ция, планиро­вание и стимулирование рационального использова­ния денежных средств в процессе производства товаров и услуг.

В финансовом отношении каждая производственная корпорация или фирма выполняет две основные функции: потребляет экономиче­ские ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции. На каждом предприятии существует сложная система про­изводственно-технических, социально-трудо­вых и финансово-эконо­мических отношений между подразделе­ниями и категориями персо­нала. В конечном счете финансовые внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

1) обмен денег на труд наемных работников;

2) обмен денег на товары и услуги поставщиков;

3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сей­час от инвесторов и арендодателей;

5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;

6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования.

С финансово-экономических позиций произведенное предприя­тием или фирмой богатство является разницей между производством и потреблением, между результатами и затратами. Следовательно, доход предприятия или прибыль фирмы явля­ется в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производст­венно-коммерческой деятельности корпорации и со­циально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли фирмы является определяющей конечной це­лью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. В связи с этим представляется весьма важным рас­смотреть на микроэкономи­ческом уровне основные организаци­онно-экономические возможно­сти или теоретические положения максимизации прибыли на про­мышленном предприятии.

В современной рыночной экономике среди главных источников по­лучения больших доходов первые места по праву занимают труд, ка­питал и организация. Существует множество организационных форм человеческой деятельности, когда источником возникновения прибыли является единственный фактор производства — труд людей. Например, многие российские предприниматели («чел­ноки») покупают заграничные товары с целью их немедленной пе­репродажи на отечественном рынке. Труд здесь вкладывается в при­обретение товара, его доставку на рынок и в организацию его скорейшей продажи путем рекламирования и расхваливания, а при­быль образуется за счет разности в ценах первоначальной по­купки и последующего сбыта.

Однако производственная деятельность предприятий и фирм, осу­ществляемая с целью получения прибыли, основывается обычно на привлечении многочисленных экономических ресурсов или факто­ров производства, прежде всего, труда и капитала, а также таких комплексных рыночных категорий, как организация производства и рабочее время. С экономических позиций действуют только два фак­тора производства — природа и человек. Капитал и организация яв­ляются результатом труда человека. Из этого вытекает, что настоя­щая прибыль, доход или избыток возникают при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факто­рами про­изводства, в особенности капиталом, их первоначальной стоимости. Это в свою очередь предполагает необходимость четкого различия между валовой и чистой прибылью. Первая – определяет величину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесце­нивания капитала. Вторая – представляет собой валовой до­ход за вычетом затраченных средств, в том числе отло­женных на вос­становление израсходованных средств производства. Сле­дует также различать показатели валового и предель­ного дохода, относящиеся к конечным общеэкономическим норма­тивам или стандартам.

Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированное к реализации. Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции.

В теории рыночной экономики существуют известные принципы планирования объема производства продукции, при котором любая фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки. Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издержек, второй — предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода являются универсальными и могут быть применены не только в чисто конкурентных условиях, но и во всех других рыночных структурах. При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса:

1) следует ли планировать производство данного продукта на предстоящий период;

2) какое количество продукции необходимо планировать к выпуску;

3) какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?

В процессе планирования прибыли на каждом предприятии долж­ны быть найдены экономически обоснованные ответы на все выше по­ставленные вопросы. На первый вопрос теория внутрифирменного планирования дает такой ответ: фирме следует осуществлять про­изводство в краткосрочном периоде, если она может получить либо максимальную прибыль, либо минимальные убытки, и которые будут нахо­диться в пределах постоянных издержек. На второй вопрос ответ так­же очевиден: в планируемый краткосрочный период фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. На третий во­прос ответ состоит в выборе фирмой варианта максимизации прибы­ли за счет развития производства или минимизации убытков путем своевременного прекращения выпуска данной продукции.

Приведем разработанные в рыночной экономике основные пра­вила или типовые модели производственного поведения фирмы, ко­торые с успехом могут быть использованы на отечественных пред­при­ятиях при планировании прибыли от реализации продукции

1. Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена превышает сред­ние валовые издержки.

2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше мини­мума средних валовых издержек фирмы.

3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продук­ции предельным издержкам на ее производство.

4. Фирма будет иметь убыток, если средние валовые издержки ста­новятся выше цены продукции.

5. Наименьшие убытки возникают на фирме, если цена меньше ми­нимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек.

6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже мини­мума средних переменных издержек.

Эти рекомендации можно подтвердить ана­ли­тиче­скими расчетами максимальных показателей прибыли. Валовая экономическая прибыль оп­ределяется раз­ностью соответству­ющих доходов и издержек по формуле

ВП = ВВ - ВИ,

где ВП — валовая прибыль;

ВВ — валовая выручка;

ВИ — валовые издержки.

Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой ко­нечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, ос­нов­ных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих рас­ходов по ним.

Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без на­лога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж.

Налоговое планирование основано на праве каждого налого­пла­тельщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обяза­тельств перед государственными и муниципальными органами управ­ления. Процесс такого планирования включает следую­щие эта­пы управленческой и финансовой деятельности экономи­стов-менед­жеров:

1) принятие решения о создании нового предприятия соответству­ющей организационно-правовой формы;

2) выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;

3) обеспечение текущего налогового планирования на основе ис­пользования имеющихся налоговых льгот и передовых методов хо­зяйствования и механизма финансирования;

4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

Правильное налоговое планирование предполагает максимально возможное использование всех разрешенных законом льгот, оценку позиции налоговой администрации и основные направления улуч­шения налоговой и инвестиционной политики государства в теку­щий и предстоящий период производственно-хозяйственной, финан­сово-экономической и административно-правовой деятельности. В отечественной предпринимательской практике наиболее распрост­раненным способом сокращения выплаты налоговых отчислений стал выбор формы хозяйствования и вида производственно-финан­совой деятельности, а также свободной экономической зоны или рыночной страны, представляющих так называемое налоговое убе­жище для раз­мещения фирмы. Там обычно действуют меньшие на­логовые ставки по сравнению с национальными, льготный налог на прибыль, нуле­вой налог на проценты, дивиденды и гонорары, бес­пошлинный ввоз товаров, меньший подоходный налог с физических лиц и т.д. Льготные налоги применяются и в сво­бодных экономических зонах, распространяемые как на иностран­ных граждан, так и на ме­стных предпринимателей. Кроме того, наши предприниматели могут осуществлять хозяйственную дея­тельность на основе федерального налогового законодательства че­рез несколько собственных фирм, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость и име­ют льготы по налогу на прибыль, и др.

В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно использовать различные источники по­крытия установленных налогов. В зависимости от назначения дейст­вующих налогов предприятие может использовать следующие финан­совые источники их покрытия:

- налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земель­ный налог, транспортный налог, налог на использование ав­томобиль­ных дорог, налог с владельцев транспортных средств;

- налоги, относимые на выручку от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;

- налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия, целевые сборы на содер­жание милиции, нужды образовательных учреждений;

- налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятий: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензи­он­ный сбор за право торговли и др..

Все планируемые выплаты предприятия отражаются в годовых или квартальных отчетах об использовании финансовых результатов. Кроме установленных государственных форм отчета, предприятия могут применять уп­рощенные отчетные данные о распределении балансовой прибыли. В их состав включаются следующие показатели о прибыли и убыт­ках предприятия за отчетный год:

1) чистая сумма продажи (после вычета всех скидок и стоимости рекламаций);

2) товарно-материальные запасы на начало года;

3) сырье и материалы;

4) заработная плата;

5) амортизационные отчисления;

6) прочие расходы;

7) за вычетом материальных запасов на конец года;

8) всего сумма издержек;

9) валовая прибыль;

10) проценты;

11) прибыль после выплаты процентов;

12) налоги;

13) чистая прибыль после вычета налогов;

14) за вычетом дивидендов по привилегированным акциям;

15) чистая прибыль держателей обычных акций;

16) за вычетом дивидендов по обычным акциям;

17) резервный капитал;

18) фонды предприятия.

Приведенная система отчетных показателей наиболее полно ха­рак­теризует динамику основных финансовых операций предприятия, определяет структуру его затрат и результатов, отражает величину чистой прибыли, а также порядок ее распределения и использования в текущем или планируемом финансовом году. За счет чистой при­бы­ли на предприятиях и фирмах формируются фонды. Фонд потребления явля­ется источником материального поощрения и социального развития пер­сонала предприятия. Фонд накопления предназначен для созда­ния нового имущества, приобретения основных фондов и оборотных средств, дальнейшего развития предприятия. Резервный фонд слу­жит для покрытия кредиторской задолженности на случай прекра­щения деятельности фирмы.

Планирование рентабельности производства

Рентабельность производства – один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности пред­приятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относитель­ных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, эко­номической и финансовой деятельности тех или иных предпри­ятий и фирм, компаний и корпораций. Для экономической оцен­ки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные по­казатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльно­сти предприятия, уровень его доходности, т.е. соотношение доходов на единицу расходов.

Показатель рентабельности представляет собой от­ношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На россий­ских предприятиях рентабельность принято выражать в двух пока­зателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, по­лученной от производства или реализации соответствующей продук­ции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных произ­водственных условиях рентабельность различных видов продукции может быть рас­считана по формуле

,

где Ри — рентабельность изделия;

Ци — рыночная цена изделия;

Си — полная себестоимость изделия.

Рентабельность производства является относительным показате­лем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. На предприятиях общая рентабельность производства опреде­ляется по следующей формуле:

,

где Ро — общая рентабельность производства;

П — совокупная прибыль предприятия;

Фо — среднегодовая стоимость основных произ­водственных фондов предприятия;

Ос — среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

Показатель рентабельности производства более объективно отра­жает общий уровень эффективности производственно-хозяйствен­ной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов про­дукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразде­ляет­ся на два вида: общая рентабельность, которая находится отно­шени­ем балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фон­дов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотноше­нием чистой прибыли предприятия к этим затратам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: