Составление баланса доходов и расходов

Баланс доходов и расходов — основной финансовый документ пред­приятия. Он представляет собой сводную характеристику его финан­сового состояния, раскрывающую источники формирования капита­ла и средства его размещения и использования в теку­щем или плановом периоде. В нем содержатся доходы и расходы пред­приятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значе­ний на тот или иной календарный срок. Понятие «баланс» оз­начает в данном случае полное равенство доходов и расходов пред­приятия. Основными факторами, определяющими равновесное фи­нансовое состояние всякой производственной или коммерческой фирмы, являются выполнение плана производства и реализации продукции, пополнение за счет полученной прибыли собственного капитала, а также ускорение оборачиваемости своих активов, повы­шение эффек­тивности производственной деятельности.

Ниже приведен для примера баланс доходов и расходов современного малого предприятия.

При планировании баланса доходов и расходов каждое предприятие должно правильно определить рыночную стоимость своих активов и пассивов.

Наименование показателей Сумма, тыс. р.
I. Доходы и поступления средств,  
1. Прибыль от реализации продукции и услуг 2. Прибыль от продажи прочих активов 3. Доходы от выбытия основных фондов 4. Доходы от долевого участия в совместном предприятии 5. Доходы по акциям и другим ценным бумагам 6. Доходы от продажи валюты и курсовой разницы 7. Амортизационные отчисления 8. Долгосрочные ссуды банка 9. Ссуды от прироста оборотных средств 10. Прочие доходы и поступления Итого доходов и поступлений  
II. Расходы и отчисления средств  
1. Налог на прибыль предприятия 2. Налог на имущество предприятия 3. Дивиденды акционерам 4, Долгосрочные капитальные вложения 5. Погашение ссуд и уплата процентов 6. Прирост оборотных средств 7. Уценка продукции 8. Резерв погашения безнадежных долгов 9. Отчисления в фонд потребления 10. Отчисления в фонд накопления 11. Образование резервного фонда 12. Создание фонда материальной помощи 13. Прочие расходы и отчисления Итого расходов и отчислений  

Активы состоят из двух основных частей: оборотных сред­ств и основного капитала. Оборотные средства называются те­кущими активами, которые в течение года превращаются в налич­ность или обо­рачиваются по схеме «ресурсы — деньги — товар» и т. д. Главными их эле­ментами являются денежные ресурсы и материаль­ные запасы. Основные средства, или фиксиро­ванные активы, служат длительное время и оборачиваются через несколько лет. Нематериальные активы складываются из стоимо­сти патентов, лицензий, торговых марок, репутации компании и других неосязаемых ценностей, которые в условиях рынка стано­вятся предметом купли-продажи.

Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный или акционерный капитал фирмы. Обя­зательства в свою очередь делятся на текущие, или краткосрочные, которые выплачиваются в течение года, и долгосрочные, распреде­ля­емые на более длительный срок выплат. Собственный капитал вклю­чает уставный фонд, привилегированные и обычные акции, прибыль и резервы. Уставный капитал представляет собой сумму вкладов уч­редителей предприятия. Его величина со­ответствует зафиксированной в учредительных документах денеж­ной сумме и мо­жет изменяться по решению учредителей. В качестве вкладов в устав­ный фонд предприятия могут быть внесены не только денежные сред­ства, но и любые материальные ценности: зда­ния, сооружения, обо­рудование, сырье, ценные бумаги и нематери­альные активы. Сумма вклада составляет долю учредителей в уставном ка­питале предприя­тия. В соответствии с этими долями или акциями происходит распре­деление прибыли между учредителями.

Баланс доходов и расходов предприятия, содержащий рыночную стоимость и движение всех активов и пассивов, отражается в дейст­вующей годовой или иной финансовой отчетности. Баланс служит не только отчетом за минувший период, но и является одновременно планом-ориентиром на предстоящий срок финансовой деятельности предприятия или фирмы. Составля­ется он на основе данных действующего плана производства и реали­зации продукции, капитальных вложений и инвестиций, тру­дового и социального развития предприятия и других разделов ком­плексного социально-экономического плана.

Бухгалтерский баланс предприятия также является одним из важных отчетных документов финансового планирования. Он мо­жет составляться как для внутреннего, так и для внешнего использо­ва­ния. Внутренний баланс предприятия обычно разрабатывается весьма подробно и отражает его истинное финансовое положение на уста­новленный отчетный период. Внешний баланс составляется в упро­щенном виде и предназначен для открытой публикации. Это тот един­ственный баланс с которым могут ознакомиться акционеры, креди­торы, работники предприятия, журналисты и общественность. Он мо­жет подвергаться в рамках балансовой политики предприятия соот­ветствующим изменениям и плановой корректировке тех или иных финансовых показателей.

ТЕМА 12. ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: