Пенсионная реформа сегодня

Среди важнейших преобразований социальной политики государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Пенсионная система является отражением тех экономических возможностей, которыми располагает страна в конкретный момент времени.

Пенсионная система является важнейшим элементом системы доходов и социальной защиты населения, а ее ресурсы одними из наиболее значимых на финансовых рынках.

Современная пенсионная модель в России основана на трех важнейших компонентах:

¾ Пенсионная подсистема базовых пенсий, организованная на принципах перераспределения страховых взносов в пользу низкодоходных слоев населения, предназначенная для борьбы с бедностью;

¾ Пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного социального страхования на основе условно накопительных способов учета пенсионных прав, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах

¾ Пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного страхования доходов населения на основе капитализации финансовых ресурсов и индивидуального выбора инвестиционных программ, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах

Российское законодательство определяет две основные сферы социального обеспечения: обязательное социальное страхование и государственная социальная помощь. В Российской Федерации социальная защита населения представляет и социальную помощь и социальное страхование.

Пенсионная система представляет собой совокупность правовых организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между застрахованными лицами (наемными работниками, индивидуальными предпринимателями) работодателями и государством. Эти отношения призваны обеспечить реализацию долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.

Основными источниками финансирования являются бюджеты разных уровней и государственные социальные внебюджетные фонды.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой пенсии.

Пенсионная система в РФ состоит из трех уровней:

1) Государственное пенсионное обеспечение – предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели право на трудовую пенсию: инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам достигшим возраста 60 лет, гражданам из числа малочисленных народов Севера и т.д. Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются для компенсации вреда нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении установленной выслуги лет

2) Обязательное пенсионное страхование – в его рамках назначается и выплачивается трудовая пенсия. Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат утраченных ими из-а наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется законодательством.

Основной акцент реформирования пенсионной системы был сделан на механизм формирования средств. Страховая система должна была снизить участие государственного бюджета в формировании пенсионных доходов за счет расширенных пенсионных накоплений. За годы реформы этого не добились, так как все последние годы основным источником доходов ПФР были средства федерального бюджета, что видно из таблицы.

Таблица

Удельный вес федеральных субвенций

в доходах Пенсионного фонда РФ в 2005-2010 гг.

Показатель            
Поступление средств всего, млрд. руб.            
Субвенции из федерального бюджета, млрд. руб.            
Удельный вес субвенций, % 51,3 50,9 47,3 53,4 60,4 54,1

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии не менее 5 лет страхового стажа.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы в течение которых за работника уплачивали страховые взносы в ПФР.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Существуют три вида пенсий по обязательному пенсионному страхованию:

· Трудовая пенсия по старости

· Трудовая пенсия по инвалидности

· Трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Обязательное пенсионное страхование осуществляется за счет страховых вносов работодателей за своих работников в ПФР.

3) Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды.

Основные принципы функционирования государственной пенсионной системы: единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; всеобщность; обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования; государственная гарантия для всех застрахованных лиц; солидарность материальных и финансовых обязательств (между поколениями, отдельными организациями, отдельными гражданами, отраслями экономики, территории); общенациональный (Федеральный) характер собственности на уплаченные страховые взносы; автономность бюджета пенсионного фонда РФ от государственного бюджета; поддержание уровня жизни пенсионеров (сохранение покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни); эквивалентность страховых взносов и пенсионных выплат; зависимость развития размера пенсии от трудового вклада при назначении пенсии (размера заработной плата, продолжительности трудового стажа); целевое использование страховых платежей на выплату пенсий и пособий; возвратность пенсионных накоплений; индивидуальный учет уплаченных страховых взносов.

На практике происходит утрата отдельных принципов – это объективные причины современных проблем пенсионной системы.

При оценке эффективности функционирования национальных пенсионных систем обращают внимание на следующие аспекты:

· Уровень пенсий (средемесячная пенсия по старости в тыс. дол.США; в России-0,4; Германия 1,3; Франция-1,4);

· Охват работающего населения пенсионным страхованием (в России 100 млн.чел.);

· Объем и удельный вес финансовых ресурсов пенсионной системы по отношению к величине ВВП (в России-5,5%; Германия-8,7%; Франция-10,9%);

· Коэффициент замещения - отношение средней пенсии по старости к средней заработной плате, % (в России-30,3%; Германия-45,0%; Франция-45,7%)

· Финансовая устойчивость пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе.

Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 15-20% ВВП. Например, расходы на государственные пенсии составляют: В Германии 16,8% ВВП, во Франции – 17,8%, в Австрии – 18%, в Италии – 20%, в России – 7%.

Правоотношения между застрахованными лицами, работодателями и государством регулируются законодательством Российской Федерации:

¾ Конституцией Российской Федерации;

¾ Федеральным законом от 15.12.2001 № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

¾ Федеральным законом от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

¾ Федеральным законом от 15.12.2001 №166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

¾ Федеральным законом от 24.07.2002 №111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: