ТЕМА 12. Социальная обусловленность политического сознания

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Социальная обусловленность политического сознания. – Индивидуальное, групповое, массовое политические сознания – Уровни политического сознания. – Функции политического сознания. – Идеология и степень ее научности. – Функции идеологии. – Виды идеологий.

Политическая культура и ее производное - политическое поведение самым непосредственным образом связано с политическим сознанием индивидов, групп, общностей. Оно возникает у человека при сравнении своих групповых интересов с интересами и потребностями других социальных групп, а также при понимании им того факта, что достижение этих интересов возможно при вступлении в определенные отношения с властью и ее носителями. В результате у индивида формируется соответствующее представление о том, как он должен поступать, защищая или расширяя свои групповые интересы, каковы границы этих поступков, может ли он их переступить, какие методы, приемы допустимо использовать, на какие аргументы при этом ссылаться и т.д. Все эти и другие представления индивида о своем отношении к политике, в которую он включен сам, а также связанные с ним состояния и действия и определяются как политическое сознание.

Обусловленность политического сознания индивида объективными групповыми интересами свидетельствует о том, что оно по природе своей не может быть результатом оторванных от жизни, кабинетных размышлений, голой теорией. Будучи фундаментальной основой политического сознания, групповые воззрения все же не исчерпывают всего его содержания. Политическое сознание непременно включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления, чье наличие обусловлено универсальными интересами человека.

Вместе с тем наличие и степень влияния общечеловеческих и индивидуальных воззрений и ориентиров в политическом сознании отражают ее открытый характер, т.е. способность к восприятию чужого социального опыта, инокультурных ценностей и традиций. Замкнутые же в рамках только корпоративных, локальных, групповых норм и целей политические взгляды человека являют собой закрытый тип политического сознания.

Формирование политического сознания происходит сложным и противоречивым путем критического осмысления индивидом социальной действительности, обобщения имеющейся у него информации, либо за счет сознания целей партийного или политического движения, т.е. присоединения к уже сформулированным оценкам и нормам гражданского поведения. При этом у индивида всегда остается возможность оторваться от влияния, исходящего извне и проявить личностное отношение к политическим явлениям.

Изучение политического сознания прежде всего включает исследование его субъектов – носителей, выделяя при этом его три формы сознания: индивидуальное, групповое и массовое.

В последнем случае политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и «общих ориентаций») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении - это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий, во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т. д.), в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т. д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления массового политического сознания - опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Крупное политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, чем масса, конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, «правительственная военная хунта», политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих исследователя групп.

Индивидуальное политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

Исследуя политическое сознание, наука выделяет у него три уровня. Теоретический уровень политического сознания представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

- ставить и решать ее важнейшие цели и задачи – как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

- определять средства и методы их достижения;

- определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;

- вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

- корректировать политику с учетом данных практического опыта.

Теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение. Эта система объясняет окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции. Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.

Эмпирический уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей и отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: размытостью, «смутностью», спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Обыденному уровню политического сознания присущи ярко выраженные социально-психологические черты – настроения, чувства, эмоции. Это придает обыденному уровню политического сознания особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Политическое сознание исполняет ряд важных функций:

- когнитивную - выражение потребности человека и общества в отражении и уточнении групповых и коллективных интересов. Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания;

- информационную - оперативное пополнение знаний и навыков, переработка информации и выбора, в том числе и политического, определение своего места в общественно-политической жизни;

- прогностическую - способность группы или индивида к планированию и прогнозированию политического развития и своего участия в политических процессах;

- регулятивную - регулирование социального поведения людей на основе восприятия действительности и совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений;

- мобилизующую - политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов;

- воспитательную, задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем ли иным идеалам класса, нации, государства.

Реализации функций политического сознания зависят от многих причин, но прежде всего оттого, осуществляются они в стабильных или нестабильных общественных условиях. Так, например, в переходных общественных условиях, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации своих властно значимых интересов, резко увеличивается роль идеологической функции, но ослабевает коммуникативная функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов. В нестабильных условиях также падает политическое значение различного рода прогнозов, особенно долгосрочных, основная нагрузка ложится на политическое сознание элитарных кругов, при постановке общественных целей и требований увеличивается значение нормативных (в противоположность ценностным) ориентиров политического поведения.

Применительно к политическому поведению индивида принято выделять рациональные, рационально-ценностные, аффективные, а также традиционные формы политической мотивации (М. Вебер). В зависимости же от характера сознательной мотивации действий граждан в сфере власти выделяют открытые (носящие характер прямого политического действия, например, участие в выборах, партийных акциях и т.д.) и закрытые (уклонение от выполнения гражданских обязанностей, абсентеизм) формы политического поведения, нормативные (ориентирующиеся на господствующие или официальные нормы и девиантные (отклоняющиеся от доминирующих норм), традиционные (где доминируют рутинные, постоянно воспроизводящиеся мотивы), инновационные (с преобладанием творческих, самодеятельных мотивов) формы политического поведения.

Для раскрытия особенностей политического поведения социальных и национальных групп и иных макросоциальных общностей важны мотивационные особенности таких форм политического сознания, как политическая идеология.

В научный оборот термин «идеология» был введен французским ученым Лестютом де Грасси (1754 – 1836). Современная политология, имея различные толкования идеологии как важной составляющей политической жизни Нового и Новейшего времени, в целом сходится во мнении, что политическая идеология – одна из форм коллективного политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений. Она представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти.

Учитывая значимость идеологии как силы, организующей (через соответствующее формирование политического сознания) людей на участие в политической жизни, политология обосновала степень ее научности. При некотором расхождении оценок, в целом современная политология не считает идеологию системой научных знаний или методом научного познания человеческого общества. В тех или иных своих элементах идеология может содержать научное знание – иначе она не оказывала бы такого влияния на людей. Но в целом идеология как определенная совокупность идей неадекватно отображает действительность. М. Вебер относил идеологию, как и иные мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым даже постановку вопроса о ее научности.

Глубже понять сущность идеологии, то, чем она собственно является, дают выявленные политологией ее функции. Исходя из того, что главная цель идеологии – овладеть политическим сознанием населения, наука выделяет следующие ее функции:

- оправдание притязания какой-либо группы на власть путем создания позитивного образа проводимой политической жизни;

- выражение и духовная защита интересов определенной социальной группы (артикуляция интересов);

- интеграция, способность идеологии сплачивать людей, наделяя политическое действие коллективным смыслом за счет возможностей агрегирования интересов;

- мотивация политического поведения людей на целенаправленные действия;

- мобилизация: обоснование мотивов политической деятельности для активных действий социальных групп;

- аккумуляция энергии людей для последующих действий;

- амортизация социальной напряженности: политические идеологии ослабляют социальную напряженность, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, социально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:

- теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства;

- программно-политический, где национально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, союзов, объединений, созданных для трансляции политических требований приверженцев данной идеологии;

- актуализированный, когда определяется степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Именно этот уровень позволяет элите путем изучения общественного мнения (особенно в обществе с открытыми идеологиями) определить степень влиятельности, надежности политической идеологии, которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества.

Идеология, начиная с конца XVIII – начала XIX вв., - неотъемлемая составляющая политической жизни все большего количества обществ и государств. За это время она прошла не только этап своего формирования как некая целостность, но и обрела свое видовое разнообразие. Наиболее научно осмысленными и признаваемыми различными политологическими теориями являются следующие виды идеологий.

Наиболее влиятельной идеологией в современном мире является либерализм. Как понятие, как термин, обозначающий определенную совокупность идей, теорий, программ, установок, ценностей относительно устройства общества и власти, либерализм вошел в политический словарь Европы в 30-40 – е гг. XIX в. Либерализм как идеология прошел значительный путь своего развития, представ в различных своих вариантах. Но при всей своей многовариантности либерализм имеет общие истоки и определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности делающих его особым типом общественно-политической мысли. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации. У его истоков стояли такие личности, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит,
В. Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, А. де Токвиль и др.

Идейно-нравственное ядро «классического» либерализма образовали следующие положения:

- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

- сущностная рациональность и добродетель человека;

- существование определенных неотчуждаемых прав человека - таких, как право на жизнь, свободу, собственность;

- создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека;

- договорный характер отношений между государством и индивидом;

- верховенство закона как инструмента социального контроля;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность прежде всего от государственного вмешательства частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.

Современное политологическое знание трактует либерализм в широком и узком значении этого понятия.

Либерализм в широком значении – это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм стал доминирующим типом политической культуры Запада. Он воплотился в структурных характеристиках и принципах функционирования важнейших политических институтов и получил специфические проявления в основных идейно-политических течениях современного Запада от консерватизма до социал-демократии.

В более узком значении либерализм - это идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г. К девятнадцати партиям-учредителям, принявшим «Манифест либералов», позднее присоединились еще более десяти партий. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В ряде стран либералы являются правящими партиями или входят в правительственные коалиции.

В противоположность либерализму консервативная идеология, также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на основе частного владения, сделала акцент на обеспечении стабильности ранее сложившихся отношений. Термин «консерватизм» ввел французский писатель Шатобриан в период Великой французской революции. Однако истоки консервативной идеологии находятся в традиционализме – религиозно-монархическом охранительном течении XVII в., защищавшем традиционные ценности монархического общественного устройства. Традиционализм в XVIII в. положил начало классическому консерватизму, возникшему в Англии как ответ на идеологию просвещения, либерализма и Французской революции. Его крупнейшим представителем явился Э. Берк (1729 – 1797) – сторонник «старых добрых» нравов, традиций, незыблемого порядка и противник революции как источника порчи нравов абсолютной демократией. Впоследствии консерватизм разделился на партийное политико-идеологическое течение, формально представленное многими республиканскими, христианско-демократическими и другими партиями нашего времени, и на политико-идеологическую теорию.

В настоящее время консерватизм понимается политологией как идейное и социально-политическое течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форм общественного и политического устройства, его принципов, устоев и традиций и на противодействие серьезным инновациям, переустройствам в обществе и государстве.

Основа консерватизма - абсолютизация момента преемственности, традиционности, стабильности в общественном развитии, неверие в социальный прогресс, в возможность его достижения путем сознательного преобразования социальной и политической жизни. В зависимости от конкретной ситуации консерватизм может играть как отрицательную, так и положительную роль. Например, в условиях назревших преобразований отстаивание консерватизмом отживших, устаревших социальных и политических форм выступает как тормоз, препятствие общественному прогрессу. В то же время в условиях приверженности постоянным, многочисленным, необоснованным, субъективистским переменам та или иная доля консерватизма необходима именно для предотвращения своеволия и произвола и обеспечения действительного прогресса.

Современный консерватизм, или неоконсерватизм, отказался от многих крайностей старого, традиционного. Неоконсерватизм более гибко решает проблему соотношения преемственности и новаторства, вбирает в себя целый ряд важнейших идей либерализма и особенно неолиберализма. Это позволило ему в последние десятилетия серьезно укрепить и расширить свое влияние в ряде развитых стран мира, поскольку людей в этих в целом благополучных странах не может не привлекать отстаивание консерватизмом существующих порядков, его отказ от социальных потрясений, приверженность эволюционным и тщательно продуманным общественным изменениям, ориентация на сохранение традиционных человеческих ценностей и норм. Будучи в целом антиподом либерализма и тем более социализма, консерватизм сам крайне неоднороден.

В частности, современный консерватизм представлен христианско-демократической идеологией, связывающей политическое развитие с деятельностью свободных и равноправных граждан, руководствующихся в своем поведении нормами религиозной морали. Взаимодействуя с либерально - консервативными идеологиями, эти воззрения оказывают решающее воздействие на массовые умонастроения в странах Запада. Под их влиянием в развитых индустриальных странах формируется новый политический менталитет, сочетающий взгляды и ценности, нормы и суждения людей о свободе, власти, средствах руководства и управления, ранее относящихся к отдельным идеологическим доктринам. Радикалистские же, конфронтационные и догматические идеологии пользуются популярностью у крайне узкого круга людей и находятся, по сути, на периферии политической жизни.

Влиятельной идеологией Новейшего времени был марксизм, который также представлен различными течениями. Основные его положения были разработаны в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Их идеи были дальше развиты многочисленными последователями – Э. Бернштейном, Г. В. Плехановым, В.И. Лениным, К. Каутским и многими другими.

Возникнув в середине XIX в. и будучи обусловлен начальным, наиболее острым этапом борьбы рабочего класса и буржуазии, марксистская идеология особое внимание уделяла революционным методам перехода от капитализма к социализму, обоснованию необходимости диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционного рабочего движения. Не говоря даже о внутренних противоречиях теоретического метода К. Маркса, в значительной мере предопределивших малореалистическое и весьма поверхностное видение исторического процесса, надо отметить, что, по сути, на всем протяжении идейной эволюции данной доктрины ее приверженцам - и особенно «марксистам-ленинцам», как наиболее односторонним интерпретаторам и догматическим последователям этих идей, так и не удалось выйти за рамки философии насилия, ориентации на силовые методы упрочения социализма и коммунизма. Как одна из самых конфронтационных идеологий, марксизм-ленинизм, отгородив себя от интеллектуального и культурного общения с иными системами политических воззрений, обрек себя на неминуемое духовное вымирание и вытеснение с политической арены.

В отличие от марксизма социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан, независимо от их общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества, необходимости отказа от классовой борьбы неразрывно связывались в этой доктрине с пониманием первостепенной значимости народной власти в политической и экономической жизни, усилением социальной защищенности трудящихся и поощрением рабочего самоуправления. Социал-демократии присущи и сильная акцентация этических стимулов политического развития, и отрицание социальных преимуществ граждан при толковании их прав и свобод. Основную теоретическую платформу этой идеологии составляют категории справедливости, свободы и солидарности.

Социал-демократия появилась в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на началах обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости и т. д. Отдельными ее представителями признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма. Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама жизненная практика, которая заставляла ее учитывать общественно-исторические реальности, позволяла убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой к новой общественной системе, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее, интегрировавшись в ее структуры и приняв многие из ее ценностей, норм, принципов.

С самого начала для большинства социал-демократических партий было характерно совмещение революционных лозунгов с оппортунистической, прагматической политической практикой. Постепенно в их программах брали верх оппортунизм, прагматизм, реформизм. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России 1917 г., которая перед всем миром продемонстрировала драматизм революционного пути перестройки общества.

Социал-демократия и коммунизм, выросшие практически из одной и той же социальной базы и одних и тех же идейных источников, по важнейшим вопросам мироустройства оказались по разные стороны баррикад. Как бы предвидя возможность появления авторитарного социализма (согласно марксистской идее диктатуры пролетариата), руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический лексиконы в конце XIX в. и включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграций рабочего движения в существующую систему.

Одна из центральных идей социал-демократической идеологии – это доктрина демократического социализма, основными ценностями которого провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость. Условием утверждения социализма считается осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной. Цели демократического социализма должны достигаться мирными, демократическими средствами, путем постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического государства.

___________________________________

Вопросы самоконтроля знаний по теме:

1. Чем обусловлено политическое сознание? Каким образом оно связано с политической культурой и политическим поведением?

2. Охарактеризуйте политические сознания.

3. Какие функции присущи политическому сознанию? Раскройте их содержание.

4. Дайте краткий анализ содержания либерализма, консерватизма как идеологий.

5. В чем принципиальные отличия марксистской идеологии от либеральной и консервативной?

6. Какие функции исполняют идеологии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: