ТЕМА 13. Международные отношения и их институционализация

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Международные отношения и их институционализация. – Субъекты мировой политики. – Глобальные проблемы современности. – Геополитика. – Национальные интересы. – Россия в современной геополитической ситуации.

Международные отношения всегда сохраняют в той или иной мере политический характер. Для обозначения такой составляющей и анализа совокупной внешнеполитической деятельности разных субъектов используется понятие «мировая политика». Последняя охватывает все процессы и явления в политической сфере международных отношений. Мировая политика - фактор, влияющий на развитие международных отношений, а международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.

Межгосударственный характер международных отношений сам по себе предполагал их политизацию, так как выражается в двух основных формах контактов: сотрудничестве и соперничестве (ассоциации и диссоциации) той или иной степени интенсивности.

Интенсивность ассоциаций и диссоциаций сторонников и противников остается серьезным фактором, играющим интегративную или, наоборот, дезинтегративную роль в совокупности международных отношений.

С одной стороны, внешнеполитический межгосударственный компонент в истории придавал определенную направленность и упорядоченность развитию международных отношений. С другой стороны, он предполагал придание особой значимости внешней политике. Например, у Римской республики, а затем империи, имевшей довольно развитую внешнеполитическую стратегию, было больше возможностей влиять на разные государства и мир в целом. Кроме того, политизация отношений связана и с серьезным различием внутренней и внешней политики. Если внутри страны государи строили отношения с подданными на принципе господства и подчинения, то во внешней политике приходилось считаться с волей сильных государств, применять в ряде случаев политические методы вместо военных. Ранее особенно часто практиковался раздел внешнеполитических сфер влияния. Так, договор между Испанией и Португалией в 1494-1529 гг. разделил между ними весь неевропейский мир и обусловил основные направления колонизации Латинской Америки и некоторых других территорий. После наполеоновских войн в результате победы союзников над Францией Венский конгресс определил систему международных отношений на долгие годы. Монархи России, Австрии, Англии, Пруссии, Франции формировали модель европейской политики, при которой сдерживалось резкое укрепление мощи одного из этих государств. В течение 100 лет не было общеевропейских войн. Это яркий пример сбалансированности сил сотрудничества и соперничества, реализации возможностей политической составляющей международных отношений.

Политическая наука определяет международные отношения как совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимодействий между народами, государствами и объединениями государств. С древних времен народы и этносы учились строить между собой отношения так, чтобы занять выгодное территориальное положение, например, близкое к водным путям сообщения, богатое какими-либо природными ресурсами, или же в районах, труднодоступных для врага. Также использовались различные средства для расширения сферы своего влияния. Для этого объявлялись войны, заключались союзы. Войны в древности были одним из важнейших источников доходов, в то же время они могли разорять народы, особенно если они велись долговременно, как, например, между Афинами и Спартой, Римом и Карфагеном.

За последние пять с половиной тысяч лет мир на земле царил лишь три столетия, а в остальное время шли войны. Их было более 15 тысяч. Только в Европе они унесли в XVII в. 3 млн., в XVIII в. - более 5 млн., в XIX в. - 6 млн., в XX в. - более 70 млн. жизней.

Со временем расширялся арсенал средств, позволяющий более широко применять вместо военных способов разрешения конфликтов способы политические (прежде всего - путем переговоров). Долгое время важнейшим элементом международных отношений были противоречия между капиталистическими странами. Эти противоречия не утратили полностью своего значения и в наши дни. В 1917 г., в результате так называемой социалистической революции в России в мире наряду с противоречиями между капиталистическими странами возникла конфронтация двух социально-экономических систем. Весь ХХ в. характер международных отношений в мире в большей степени определялся борьбой между этими системами. С 90-х гг. ХХ в. международные отношения стали больше зависеть от стратегии США, хотя начали выделяться и новые центры силы (Китай, Европейский Союз).

Со второй половины ХХ в. характер международных отношений, их содержательная часть стали определяться не только стремлением к доминированию в этой системе отношений ее субъектов. Международные политические отношения взаимодействуют с экономическими, социальными, культурными, экологическими отношениями. Причем в последние десятилетия экологические приобретают все большее значение. Взаимодействие с природной средой, географическое положение, климатическое состояние выражаются в наличии или недостатке сырьевых, энергетических и других ресурсов. Интенсивное взаимодействие человека с природой способствовало выдвижению на одно из первых мест проблем глобальных и общечеловеческих.

Усложнение международных отношений, попадание в их орбиту все новых вопросов и проблем на протяжении многих веков проходили через процесс институционализации международных политических отношений, который отражал основные тенденции их развития.

Возникновение государств приводило к разделению политических отношений на внутренние и внешние (международные) отношения. Такая сфера получила название международных отношений, хотя по своей структуре они были межгосударственными. На протяжении веков характер международных отношений определялся интересами господствующих классов различных государств. В последние десятилетия с ростом взаимозависимости и взаимовлияния стран, развитием мирового рынка и международного разделения труда на международные отношения стали все больше влиять общечеловеческие интересы.

Постепенно эти отношения превращались в совокупность политических, дипломатических, культурных взаимодействий между государствами и объединениями государств. Начали разрабатываться внешнеполитические стратегии по поддержанию международных связей в отношении тех или иных государств и народов. Сформировалась международно-правовая система. Еще сложнее такие отношения стали в Новейшее время и в конце XX - начале XXI вв. Для современных международных отношений характерны различные виды состояний: стабильность и нестабильность, доверие и вражда, сотрудничество и конфликт, открытость и закрытость и др.

Институционализация придает стабильность всем международным отношениям. Постепенно формировались регуляторы поведения государств и их союзов на международной арене, создавались международные организации, обладающие таким серьезным влиянием, которое необходимо, чтобы к ним прислушивалось большинство стран. Глобализация, развитие научно-технической и научно-технологической революции привели к интенсификации обмена информацией, созданию инфраструктур, охватывающих обширные регионы. Это потребовало закрепления новых тенденций с помощью институционализации. Возникли новые формы взаимодействия между блоками, странами, международными организациями, лидерами государств.

Способствует стабилизации международных отношений через их институционализацию развитие такого универсального регулятора, как международное право - система, приобретающая наднациональное значение, поскольку ей подчиняются различные государства. Оно становится все более важным инструментом институционализации международных отношений. Международное право помогает обеспечивать не только правовое, но и политико-правовое регулирование. Поначалу оно решало вопросы разграничения сфер применения власти разных государств, постепенно выходя на путь ограничения произвола, сужения сферы применения военной силы и укрепления политико-правовых регуляторов.

Международное право, являясь определенным результатом взаимовлияния внешней политики государств, само непосредственно влияет на внешнюю политику государств, заставляя их согласовывать свой внешнеполитический курс со взятыми международными обязательствами. Но, кроме того, международное право стало активно влиять и на внутреннюю политику государств, постепенно превратилось в специфическую наднациональную правовую систему, проникающую в национальные правовые системы. Это расширяет понятие международных отношений, особенно их гуманитарно-правовой и гуманитарно-политической составляющей. Помимо самих норм международного права, создаются международные институты, проводящие в жизнь требования этих норм. Те субъекты, которые не подчиняются этим нормам, рискуют быть осуждены и подвергнуты международным санкциям. Именно в связи с этим возникла в свое время Лига Наций, затем ООН, Совет Европы, Совещание по безопасности в Европе.

Институционализация международных отношений способствует и более ясному определению субъектов этих отношений. Субъекты международных отношений - это образования, которые в соответствии с международным правом и договоренностями государств имеют международную правосубъектность (права и обязанности) в этой системе. Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения, соответственно, и государства как их субъекты.

Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения. Они испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации, включающей прежде всего состояние мирового хозяйства. Подъем или спад мировой экономики, положение в сырьевой, топливно-энергетической, продовольственной областях, степень вовлеченности того или иного государства в международные экономические отношения, его зависимость от импорта и экспорта, от внешних кредитов и займов - все это факторы, оказывающие значительное влияние на международные отношения. На межгосударственные отношения влияют также общий характер отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами, развитие научно-технического прогресса, в т.ч. и научно-технологической революции в военном деле. С другой стороны, состояние межгосударственных отношений влияет и на мировую экономическую ситуацию (например, переживает ли мир «холодную войну» или период разрядки и нормализации международных отношений).

В связи с вопросом о межгосударственном аспекте международных отношений необходимо отметить и такой важный фактор, как военно-стратегический. Примерное равновесие сил в этой области стабилизирует международные отношения, а попытки нарушения такого равновесия оказывают заметное негативное воздействие на межгосударственные отношения и на международные отношения в целом.

Воздействие отдельных государств на них различно, так как в значительной мере связано с объемом материальных и людских ресурсов, которым данное государство располагает, а также с его внутренней стабильностью. Среди участников международных отношений есть страны, которые называют великими державами. Обычно это определение относилось прежде всего к США, Советскому Союзу, Англии, Франции и Китаю, владевшим ядерным оружием и являвшимся членами Совета Безопасности ООН. В настоящее время в числе великих держав все чаще называют Федеративную Республику Германию, Японию, Индию. Принадлежность того или иного государства к клубу великих держав серьезно увеличивает их ответственность за сохранение мира, за его стабильность и налаживание сотрудничества.

Другим важным элементом международных отношений являются отношения между региональными межгосударственными объединениями - военно-политическими и экономическими коалициями и союзами, интеграционными организациями. В основе создания таких объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государств - участников, стремление использовать их соединенную, совокупную силу для достижения своих целей. В таких объединениях обычно выделяются ведущая держава, лидер. Между членами объединения постепенно складываются особые, специфические отношения. Противоречия между участниками таких объединений не исчезают, но постепенно складываются механизмы и институты, помогающие улаживать эти противоречия.

На протяжении десятков лет наиболее влиятельными межгосударственными объединениями были Североатлантический блок (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД). Противоборство этих двух объединений в значительной мере определяло характер международных отношений до 1990 г., когда в результате глубоких перемен в Советском Союзе и других странах Восточной Европы начался процесс самоликвидации ОВД.

Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует назвать также Лигу арабских государств (ЛАГ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК), Организацию Африканского Единства (ОАЕ) и др.

Субъектом международных отношений и вместе с тем фактором, воздействующим на них, являются также международные экономические объединения, такие как Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), возникшее в 1957 г., и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), образовавшийся в 1949 г. и функционировавший до начала 1990-х гг. Подобные объединения были созданы и на других континентах.

Наконец, третьим элементом международных отношений являются всемирные политические правительственные и неправительственные организации. Международная Всемирная правительственная организация выступает от имени государств-членов в качестве особого и самостоятельного субъекта международного права. Наиболее универсальной и важной организацией такого рода является Организация Объединенных Наций (ООН), которая за время своего существования (с 1945 г.) проявила себя в качестве фактора, способного содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов, ослаблению конфронтации между государствами. В систему международных отношений входят и неправительственные организации, например, комитеты по вопросам разоружения в Женеве и Нью-Йорке, Комитет по правам человека в Женеве и др.

Среди организаций, участвующих в формировании международных отношений, имеются организации смешанного типа. Примером может служить Международная организация труда, где представлены правительства, объединения предпринимателей и профсоюзы.

Особо важным субъектом международных отношений является Организация Объединенных Наций (ООН).

В Уставе ООН зафиксированы следующие основные международно-правовые принципы:

- суверенного равенства государств;

- обязанности государств выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

- неприменения силы и угрозы силой;

- нерушимости государственных границ (принят Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1975 г.);

- территориальной целостности государств;

- мирного разрешения международных споров;

- невмешательства во внутренние дела;

- всеобщего уважения прав человека;

- самоопределения народов и наций;

- сотрудничества;

- добросовестного выполнения международных обязательств.

Не все государства и не всегда подчиняются международному праву. В зависимости от соотношения сил в международных отношениях некоторые государства пытаются поставить себя над международным правом, чтобы решить определенные проблемы, ставят свой диктат выше, скажем, решений Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН. Международное сообщество коллективными усилиями стремится сохранить место и роль ООН как важнейшего регулятора межгосударственных отношений.

Вышеотмеченные субъекты международной политики все глубже осознают ограниченность позиции национального (государственного) эгоизма и все более учитывают в своей внешнеполитической деятельности глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы современности - проявление противоречивого характера прогресса человечества за последние десятилетия, прежде всего бурного развития его производительных сил на базе НТР, в результате чего возникла реальная угроза резкого нарушения сложившегося взаимоотношения между природой и обществом, между странами и народами, между личностью, обществом, государством и т. д.

Глобальные проблемы современности - это проблемы, от решения которых зависит само существование и прогрессивное развитие современной цивилизации. В свою очередь, эти проблемы могут успешно решаться только при условии разумного и скоординированного совмещения усилий в рамках как государственных, так и международных. Наиболее характерными чертами глобальных проблем современности являются: всемирные, планетарные масштабы, жизненное значение, острота, стихийность возникновения, динамизм, комплексность и др. Глобальные проблемы современности - это проблемы предотвращения мировой войны, сохранения мира, создания и утверждения нового мирового порядка, оптимизации взаимодействия природы и общества, преодоления сложившегося резкого неравенства, огромной отсталости развивающихся стран и несправедливого международного экономического обмена, обеспечения сбалансированности роста населения и роста продовольственных и других ресурсов человечества; сохранения и улучшения здоровья человечества в условиях угрозы распространения массовых опасных заболеваний и др. Успешное решение глобальных проблем современности невозможно без признания приоритета общечеловеческих ценностей и интересов.

Осознание субъектами мировой политики и международных отношений значимости для человечества глобальных проблем современности потребовало от политической науки их теоретического осмысления. Это породило одно из направлений в политологии – глобалистику.

Глобалистика означает, что современное человечество рассматривается не как простая сумма, совокупность более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, принципиально новая всемирная, глобальная система, все структурные элементы которой (страны, народы и др.) находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Глобализация мира носит объективный характер и обусловлена прежде всего быстро прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она находит свое отражение не только и не столько в том, что те или иные черты или проблемы общественного развития становятся повсеместными, приобретают планетарные масштабы, сколько в том, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается все больше в прямой и решающей зависимости от состояния и изменения мира в целом. И, наоборот, успех в решении проблем всего человечества все больше зависит от каждой страны, от активности и согласованности действий и всех стран и народов мира.

В современном мире субъекты международных отношений стремятся рассматривать свою внешнеполитическую деятельность в границах геополитики. В настоящее время геополитика является одним из важных направлений внешней политики государства, исходящим из необходимости учета особенностей географического положения страны (и ряда других факторов) осуществляемых в глобальном масштабе. Каждое конкретное государство и ранее (интуитивно - субъективно) и сейчас (на основе научного анализа комплекса факторов) определяет свои геополитические интересы и выстраивает соответствующую внешнюю политику.

Геополитические интересы могут носить долговременный характер и конкретизироваться в тех или иных государственных внешнеполитических доктринах, а могут носить приходящий характер. В основе геополитических интересов любого государства находятся национальные интересы.

К коренным национальным интересам относятся вопросы целостности государства и культурной (этнической и национальной) идентичности, безопасности, возможности использования важнейших природных ресурсов. Этнический фактор для ряда стран становится одним из важнейших, поэтому при анализе национальных интересов он рассматривается в первую очередь. Национальный интерес включает в себя обеспечение безопасности в отношении угроз со стороны других государств и стихийных природно-климатических и антропогенных факторов, поддержание социального мира и порядка внутри страны.

Стремление осознать взаимосвязь и взаимозависимость различных национальных интересов особенно важно в нашу эпоху, когда современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных национальных государственных интересов, когда чрезвычайно возросла взаимозависимость всех народов и государств. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные государственные интересы с перспективой сохранения мира на земле.

Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики - помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.

Современное понимание национальных интересов России нашло отражение в двух стратегических документах - Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики. Концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В. В. Путиным 30 июня 2000 г. Необходимость разработки обновленной внешнеполитической платформы прямо связана с принятием в начале 2000 г. в России новой Концепции национальной безопасности, являющейся базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации. Концепция внешней политики развивает эту проблематику применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности Российского государства.

Целями внешней политики России провозглашаются обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики и укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и соотечественников. Среди приоритетных направлений внешней политики России выделяется строительство демократической многополярной системы международных отношений. В политике западных государств, особенно в последние годы, обозначилось стремление к однополюсной модели мироустройства, основанной на доминировании ограниченного круга наиболее развитых государств во главе с США.

Интересам России отвечает создание в Европе стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. В придании дополнительного импульса нуждается разностороннее сотрудничество между Россией и Европейским Союзом. В российском понимании европейская интеграция - это единая Европа на принципах демократии и взаимного уважения, а не создание замкнутых оазисов благополучия. В Концепции внешней политики России подчеркивается, что российско-американское взаимодействие является необходимым условием обеспечения глобальной стратегической стабильности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов.

___________________________________

Вопросы самоконтроля знаний по теме:

1. Каким образом происходила (ит) институционализация международных отношений? Приведите примеры.

2. Назовите основных субъектов мировой политики в современном мире. Кратко охарактеризуйте их.

3. Что такое глобальные проблемы современности? Когда и в чем они проявили себя?

4. Что изучает геополитика? В чем прикладной характер геополитики?

5. Что такое «биополярный мир»? Что такое «многополярный мир»?

6. Как изменилась геополитическая ситуация России за последние 15 лет?

7. Что такое национальные интересы? В чем они проявляются для России в контексте ее внешней политики?

Использованная и цитируемая литература

Автономов А. С. Избирательная власть. М., 2002.

Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей / под общ. ред. В.С. Комаровского. - М: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Изд-во РАГС, 2005.

Алескеров Ф. Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: Академия, 1995.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001-2003.

Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. Т. 2. Зарубежная политическая мысль XX столетия. Т. 3.1. Политическая мысль России. Т. 5. Политические документы / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1997.

Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 1. Античность. Восточные цивилизации. Т. 2. Европа V - ХVШ вв. Т. 3. Европа. Америка XVII - XX вв. Т. 4. Россия ХI - ХIХ вв. Т. 5. Россия конец XIX - XX вв. / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999.

Аристотель. Политика. Афинская полития. - М., 1997.

Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. - 2000. - № 6.

Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990.

Бёрк Э. Правление, политика и общество. - М., 2001.

Буренко В. И. Политология: Учебные материалы. М., 2008.

Василик М. А., Вершинин М. С. Избирательная система России: Словарь-справочник. СПб., 1999.

Василенко И. А. Политическая глобалистика: учеб. пособие для вузов. - М.; СПб.: Логос, 2000.

Введение в политологию: Словарь-справочник. М., 2006.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990.

Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2001.

Гаджиев К. С. Введение в геополитику. - М., 2000.

Гаджиев К. С. Политология: Учебник. М., 2001.

Гельман В. Я. Изучение выборов в России: исследовательские направления и методы анализа // Выборы в посткоммунистических обществах. М., 2000. С. 16 - 50.

Глобалистика: энциклопедия / под ред. И. И. Мазура, А. Н. Чумакова. - М.: Радуга, 2003.

Гоббс Т. Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Философское начало учения о гражданине // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. - М., 1991.

Горелов А. А. Политология: Учебник. М., 2002.

Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. - М., 2000.

Государственная политика и управление. В 2-х частях / под ред. Л.В. Сморгунова - М.: РОССПЭН, 2006.

Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2003.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб., 1995.

Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. - М., 2007.

Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.

Желтов М. В. Институт выборов: становление, социальные функции, роль в политике. Кемерово, 2003.

Ирхин Ю. В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №1.

Ирхин Ю. В. Электронное правительство и общество: мировой опыт и Россия // Социологические исследования. - 2006. - № 1.

Ирхин Ю. В. Социология культуры: сравнительный анализ политической культуры обществ Запада, России, Востока и Африки. Учебник. Рекомендован УМО по курсам: «Социология политики», «Социология международных отношений», «Социология культуры». М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2002.

Кабышев В. Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития // Право и власть. 2001. № 1. С. 7 - 14.

Категории политической науки: учеб. - М.: МГИМО (Университет); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). - М.: МГИМО, 2002.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. - М., 2000.

Кравченко А. И. Политология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001.

Кравченко А. И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2008.

Краснов Б. И., Авцинова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии: учеб, пособие. - М.: МГСУ, 2002.

Крижанич Ю. Политика. - М., 2003.

Кто есть кто в политической науке России / под ред. А.В. Дмитриева, Г.Ю. Семигина. - М., 1996.

Кулик А. Партийная демократия. М.,2007.

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М., 1999.

Кутырев Н. П. Выборы и структурирование российского общества // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. 2001. № 2. С. 84 - 86.

Лапаева В. В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.

Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. - М., 2009.

Локк Дж. Два трактата о государственном правлении. Два трактата о правительстве // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. - М., 1988.

Макиавелли Н. Государь. История Флоренции. - М., 2001.

Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: методы исследования / пер. с англ. - М., 1999.

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. Т. 13.

Мясников О. Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал. 1993. № 5 - 6.

Назаров М. В. Триумф мировой закулисы: десять уроков «демократических» выборов и русская идея. М., 1996.

Нечаев В. Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? // Политическое исследование. 2001.№ 6(65). С. 40 - 50.

Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга; М., 2002.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - М.: Деловая книга, 2007.

Панарин А. С. Политология. М., 2007.

Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

Платон. Государство. Политик. Законы // Платон. Сочинения: в 3 т. - М., 1972.

Политическая наука: новые направления. М., 1999.

Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000.

Политическая социология. Ростов-на-Дону, 2007.

Политическая энциклопедия: в 2 т. / Руководитель научного проекта
Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2000.

Политические партии России. - М., 2000.

Политическая социология / под ред. Ж. Т. Тощенко. - М.: Юнити, 2008.

Политология: учеб. / под ред. В.С. Комаровского. - М.: РАГС, 2002-. 2005.

Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: учеб, пособие. - М.: Дело, 2002.

Симонов К. В. Политический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

Современная российская политология в контексте глобализации и диалога культур. К XIX Всемирному конгрессу Международной ассоциации политической науки. - Дурбан, июнь 2003 г. / под ред. Г.Ю. Семигина. - М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2003.

Соловьев А. И. Коммуникация и культура: проблемное поле политики // Полис. - 2002. - №6.

Соловьев А. И. Политология: учеб. - М.: Аспект-Пресс, 2003, 2005.

Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003.

Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. -М.: Мысль, 2003.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI в. / пер. с англ. - М., 2001.

Туманов С. В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение: опыт интегративного анализа. - М., 2000.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. - М.: АСТ, 2003.

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX в. / пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2003.

Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция. М., 2007.

Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. - М., 2007.

Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. - 1997. - № 2.

Яргомская Н. Б. Избирательная система // Полис. 2000. № 2. С. 96 - 98.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: