Политические партии и избирательные системы

Возникновение политических партий и их генезис. – Основные признаки партии и ее структура. – Функции политических партий, их типология. – Избирательная система и ее виды. – Предвыборные кампании, их этапы, финансирование. - Партийные системы и их типы. – Партийные соглашения и коалиции. – Политические партии в современной России.

Важнейшими субъектами политических отношений в современном мире являются партии и избирательные системы. Именно через взаимодействие этих важнейших элементов общество продвигается по пути политического плюрализма, народного представительства, выборности высших должностных лиц государства.

Партии не всегда играли ту роль, которую они в настоящее время играют в политической системе. Они прошли длительный путь формирования и эволюции, являются продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страны. Серьезный отпечаток на их характер накладывают исторические традиции, демографические и этнокультурные процессы, особенности религии и др.

В тех или иных формах разного рода группировки, фракции, кланы, семьи и т.п. всегда составляли часть политической жизни. Существовали олигархические «партии» в древнегреческих городах-государствах. В средневековой Европе партиями могли обозначать сторонников тех, кто реально мог претендовать на власть или боролся за нее. В подобном смысле понятие «партия» использовалось и в XVII – XVIII вв.

Термин «партия» здесь характеризует группы, соперничающие между собой в вопросе о власти либо влиянии на власть. Однако прототипами современных политических партий стали устойчивые политические группы периода становления парламентаризма.

Достаточно распространенной в политической науке является точка зрения Макса Вебера на процесс генезиса политических партий. В истории становления партий он выделил три этапа: аристократической группировки, политического клуба и массовой партии. Эти этапы в разных странах были хронологически различны, но в целом они характеризовались следующими особенностями.

Аристократическая группировка признается М. Вебером за начальную стадию политической партии только при условии, если она прошла определенные этапы развития и действовала в рамках борьбы за власть. Для этих групп характерна прежде всего социальная замкнутость, поскольку общество практически было разграничено на высшее сословие, которое могло и имело право принимать участие в выработке политических решений, и низшее сословие, у которого были ограничены политические права.

Этап политических клубов характеризовался, во-первых, расширением избирательных прав, во-вторых, выходом на политическую арену «третьего сословия» и, в-третьих, усиливающимся требованием буржуазии своего участия в формировании властных структур. Все эти факторы повлияли на обострение идеологической и политической конкуренции между традиционной элитой – аристократией и новой, экономически крепнущей силой – буржуазией.

Политические клубы отличались от аристократических группировок прежде всего наличием идеологий и определенной организационной структурой. Среди подобных клубов наиболее известны Якобинский и Клуб кордельеров периода Великой французской революции.

Третий этап создания массовых политических партий ознаменовался прежде всего выходом на авансцену политической борьбы рабочего класса. Стихийные рабочие выступления закономерно привели к созданию политических группировок, которые стремились к непосредственному участию в политической жизни общества и государства. Одним из первых в Европе появилось «Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии». В 1863 г. возник «Всеобщий германский рабочий союз». В свою очередь, традиционные элитные политические группировки также устремились к поиску компромисса с рабочим классом, так как для завоевания мест во властных органах требовалась широкая социальная поддержка.

Введение всеобщего избирательного права, ознаменовавшее приобщение к политике широких слоев населения, положило начало формированию в середине XIX в. современных политических партий. Они в отличие от политических клубов не ограничивались обеспечением поддержки кандидатам со стороны влиятельных кругов общества сбором необходимых для избирательной кампании средств, а все больше ориентировались на поиск постоянной и массовой опоры в среде избирателей. Становление и укрепление парламентаризма сделали политические партии в настоящее время важнейшим, после государства, политическим институтом. Так, например, если в 1861 г. в Великобритании в парламентских выборах партии вообще не участвовали, то в 1951 г. в парламент не был избран ни один непартийный депутат.

Партогенез в России вполне подтверждает точку зрения М. Вебера на процесс становления политических партий. Выступление декабристов в 1825 г. отражает характерные особенности аристократического этапа становления политических партий. Идеология и движение народничества, выступившего на борьбу с такими феодальными пережитками, как абсолютизм и крепостничество, вполне отражали интересы российской буржуазии. Народники стали социальной и политической основой массовой политической партии России – партии социалистов-революционеров (эсеров), которая была создана в 1902 г. А в 1903 г. была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая повлияла на ход всей мировой истории ХХ в.

Своеобразным был процесс создания политических партий в Азии и Африке. Они, как правило, формировались на базе национально-освободительного движения вокруг наиболее влиятельной личности. Так появились Индийский национальный конгресс, Фронт национального освобождения в Алжире и др.

Таким образом, процесс становления политических партий показывает, что они формировались как союзы единомышленников, выражающих интересы той или иной общественной группы, стремящихся к смене политического курса государства или, наоборот, защищающих и поддерживающих политику правящей элиты. А основной причиной появления партий стала усложнившаяся система отношений между классами и социальными группами, которые в соответствии со своими идеологическими доктринами вели борьбу за завоевание власти для реализации своих политических программ.

Современная политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая целью их реализацию путем достижения государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основным признаком партии является наличие идеологии, которая разделяется всеми членами партии и представляет собой систему взглядов на мир, опосредованную интересами, условиями жизни определенного класса. Партия также характеризуется организованностью и целенаправленностью своей деятельности. Эти качества отличают ее от других общественных объединений и обеспечивают ее длительное существование, основная цель партии заключается в получении власти. Эта черта отличает партию от профсоюзов, других общественных объединений, отстаивающих права граждан, но не стремящихся к завоеванию власти.

Партия рассчитывает на поддержку народа и стремится ее получить. Эта поддержка может осуществляться в виде членства в партии и в виде голосования на выборах.

Структура современной политической партии включает три уровня:

1) блок избирателей, сочувствующих – массовая база партии, декларирующая приверженность программе и тактике партии и обеспечивающая ее поддержкой во время избирательной кампании;

2) партийная организация (рядовые члены партии, партийный актив);

3) кадровый состав партии, ее руководители (партийная бюрократия), профессионально занимающиеся партийной деятельностью (в правящей партии – депутаты и должностные лица в системе государственной власти и местного самоуправления: президенты, губернаторы, мэры и др., в оппозиционной партии – депутатская оппозиция, члены теневых кабинетов и др.).

Сущность политических партий также раскрывается через объективно присущие им функции. Одна из важнейших – функция социального представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы и слои, является их представителем на политической арене. В настоящее время практически ни одна партия не имеет в качестве своей базы лишь один какой-нибудь социальный слой (страт). Каждая партия стремится по возможности объединить широкие слои общества и представляет различные социальные группы.

Партии наряду с другими политическими институтами выполняют функцию социальной интеграции (но при известных обстоятельствах они могут выступать и как дезинтегративная сила). Любая партия, если она действует в рамках закона, защищая, отстаивая интересы каких-либо слоев общества, должна учитывать интересы других, решать проблемы на основе компромиссов, социального партнерства.

Реализация функции политической социализации позволяет вовлечь личность в мир политики, влиять на формирование ее ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности. Цель социализации – обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества.

Другая группа функций показывает роль партии в политической системе. Ведущее место принадлежит здесь функции борьбы за власть. В парламентских демократиях смысл существования многих политических партий сводится к тому, чтобы победить на выборах и сформировать правительство.

Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.

Идеологическая функция реализуется через разработку партийной идеологии или теоретических концепций, партийной программы, социально-экономических и политических стратегий, а также в распространении, пропаганде этой идеологии, политической информации и т.п.

Видовое разнообразие партий очень велико, и политология стремится систематизировать их по определенным признакам. Так, по характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.

Кадровые партии - политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах. Они опираются на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан.

Массовые партии – политические организации, отличающиеся многочисленностью, четкой организацией, обязательностью членских взносов. Они действуют постоянно, выполняя главным образом идеологическую и воспитательную функции. По характеру политического поведения в обществе можно выделить два типа партий:

- демократические, представляющие собой политические организации, отличающиеся положительным отношением к политическому плюрализму в обществе, терпимостью к деятельности других партий и межпартийной конкуренции;

- тоталитарные – политические организации, стремящиеся к монопольному владению властью и господству, абсолютному подчинению себе других политических институтов, к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достижения своих целей они объединяют все общественные силы, способные противостоять существующему строю.

По месту в политической системе и в зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

Оппозиционные партии - политические организации, не принимающие участия в правящих органах или занимающие в обществе второстепенное положение. Они влияют на решения правящей партии путем неформальных несанкционированных действий – массовых выступлений, забастовок, формированием общественного мнения. Оппозиционные партии делятся на легальные, полулегальные и нелегальные. Легальными партиями являются те, которые разрешены законом и зарегистрированы. Полулегальные партии не зарегистрированы, но и не запрещены законом. Нелегальные партии запрещены государством и часто действуют в условиях подполья и конспирации.

По идеологической направленности партии делятся на:

- консервативные - выступают за неизменность традиционных устоев общества, за сохранение правящего строя и политической системы;

- либеральные – ориентируются на социальные изменения и общественный прогресс, на демократизацию общества, обеспечение свобод личности и равноправия граждан, достижения согласия между всеми слоями общества;

- правые – отстаивают незыблемость частной собственности и существующего порядка в обществе;

- левые – нацелены на проведение реформ или свершение революций; - радикалистские – могут занимать в отношении правящей партии разные позиции, но их существенной чертой является настроенность на непримиримую вражду, конфронтацию в обществе, они склонны использовать незаконные, насильственные средства.

Политология также различает партии, организационно формальные, т.е. члены которых получают партийные билеты и платят членские взносы, и партии, организационно неформальные, которые характеризуются отсутствием официального членства. Во втором случае, чтобы примкнуть к той или иной партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности к этой партии. Наиболее типичными примерами первых являются коммунистические партии, а вторых – республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Кроме того, различаются партии с прямым и косвенным членствами. В первом случае в партию принимаются в индивидуальном порядке, а во втором – человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также социал-демократические партии Швеции, Норвегии и Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы, поэтому здесь члены профсоюзов являются коллективными членами этих партий.

Большинство современных партий относится к числу так называемых парламентских партий, т.е. тех, которые ориентируются на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, на использование системы народного представительства в законодательных и исполнительных органах государства. Существует несколько типов парламентских партий.

Классические парламентские партии (Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании и некоторые другие) функционируют исключительно для обслуживания выборов, для получения максимально большого числа мандатов с целью формирования правительства и проведения своей политики через парламент. При завершении избирательной кампании деятельность таких партий практически прерывается. Они не имеют четкого членства (т.е. являются как бы движениями), добровольные активисты группируются вокруг выборных лиц, мэров и т.д.

Ко второму основному типу политических партий относятся партии, которые рассматривают парламентскую работу как одно из направлений политической деятельности. Их партийные организации имеют постоянное, относительно устойчивое членство, к ним примыкают или с ними связаны профсоюзные и другие массовые организации. Партии этого типа менее связаны с депутатским корпусом, хотя и у них парламентские фракции играют достаточно важную роль в партийных делах, более широкие права имеют чисто партийные органы: собрания, комитеты, конференции, съезды. Итоги избирательных кампаний рассматриваются у этих партий как главный критерий правильности политики и подбора кадров, а поражение на выборах сопровождается значительным изменением и политики, и политического персонала.

К третьему типу парламентских партий относятся партии, рассматривающие парламентскую деятельность как второстепенное направление работы. Это – коммунистические партии.

В Западной Европе в настоящее время большинство компартий утратило завоеванное после второй мировой войны парламентское и муниципальное представительство, хотя и располагают кадрами и опытом.

Имеются и антипарламентские партии, принципиально отказывающиеся работать в парламентах и рассматривающие даже участие в выборах как предательство некоего идеала, как интеграцию в отвергаемую ими «систему».

Парламентаризм, в рамках которого современные политические партии реализуют свою важнейшую функцию – отражать интересы различных слоев общества, немыслим без тех или иных избирательных систем. Под ними понимается определенная система процедур, в ходе которых электорат реагирует на программы действий политических партий, претендующих на участие во власти, отдает им свои «голоса» в ходе парламентских, президентских и других выборов и тем самым обеспечивает легитимное становление государственных органов власти.

В каждой стране избирательная система формируется на основе соответствующего законодательства, в котором отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источниками финансирования.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (это 50% + 1 голос и более). Такая избирательная система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. В настоящее время такая система используется в четырех странах – США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного.

Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. При использовании пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп. Она используется в Австралии, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее основных вида:

- пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны и при этом избирательные округа не выделяются;

- пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

И мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои сильные стороны и свои недостатки. К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику (например в США, Англии).

К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, что в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства, так как отсутствует доминирующая партия с четкой и твердой программой; создаются многопартийные коалиции, включающие партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью, часто уходят в отставку. Так, например, в Италии с 1945 г. сменилось более пятидесяти правительств.

Партийная избирательная система функционирует в активном режиме тогда, когда проходит избирательная кампания. В ходе ее политические партии стремятся добиться избрания членов своей организации в те или иные представительные органы власти.

Стартующая после заявления кандидата предвыборная кампания проходит три этапа, каждый из которых решает свои задачи.

Первый этап – это создание основы предвыборной кампании. В это время формируется ее штаб, анализируются задачи предыдущей избирательной кампании, решаются вопросы об источниках финансирования, о связи со средствами массовой информации и др.

Второй этап – выработка стратегии. Многообразие стратегических вариантов является кажущимся. Вопрос выбора стратегии, например, в американских избирательных кампаниях сводится к одному из трех вариантов:

1. Организовать кампанию с четким ориентиром на партийную принадлежность, с опорой на ее сторонников и на собственные возможности.

2. Вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь их решения, в котором заинтересованы влиятельные силы.

3. Проводить кампанию, ориентированную на известную личность (например, при избрании президента во второй срок). При этом подчеркиваются личные качества, деловые возможности и имидж.

Третий этап – завоевание голосов избирателей через широкую рекламу платформы кандидата. На этом этапе проводятся многочисленные встречи кандидата с избирателями, рекламируются основные положения платформы кандидата. Активно и по возможности убедительно опровергаются аргументы соперников.

Важная составляющая избирательной кампании – ее финансирование. Финансовые средства необходимы для проведения предвыборной кампании: организации выдвижения кандидатов, их встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио, в печати с изложением программных обещаний. Законодательство, регулирующее финансирование избирательных кампаний, в различных странах имеет свои особенности, но общее заключено в следующем: так, в большинстве стран существует верхняя (ограничительная) граница финансирования избирательных кампаний, практически во всех странах существует государственное дофинансирование в случае, если у кандидата в распоряжении имеется недостаточная для проведения кампании сумма средств. Почти во всех странах законодательство предусматривает известность всех источников такого финансирования. Во многих государствах законодательство о выборах требует внесения кандидатом залога, который в случае, если он наберет определенный процент голосов, ему возвращается. Это обретает особое значение в тех странах, где любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру.

Перечисленные обстоятельства преследуют ряд целей, главными из которых являются:

- обеспечить равенство возможностей для всех кандидатов;

- не допустить избрания лиц, не соответствующих требованиям, предъявляемым к кандидатам.

Российская избирательная система принадлежит к тем системам, которые находятся в стадии своего становления. Она представляет собой «смешанный» тип, который вобрал в себя элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

В соответствии с данной системой были реализованы три главных критерия демократичности избирательной системы. В результате выборов в высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание вошли:

- представители российского народа в целом (в Государственной Думе 225 депутатов, избранных по одному от каждого избирательного округа в рамках России);

- представители влиятельных в стране политических сил (225 депутатов Государственной Думы избраны по пропорциональной системе на основе общенациональных списков, выдвинутых политическими партиями и объединениями);

- представители от административно-территориальных единиц (176 депутатов избраны в Совет Федерации – по 2 от каждого субъекта Федерации, т. е. от 68 регионов и 20 республик).

Таким образом, российская избирательная система обеспечивает условия, необходимые для выполнения Федеральным Собранием его главной функции – выработки законов, обеспечивающих равновесие интересов, представленных в парламенте депутатами различных партий.

Политические партии, реализуя значительную часть своих функций через избирательные системы, объективно образуют определенные партийные системы, также являющиеся объектом изучения политологией.

Каждая политическая система общества характеризуется наличием в ней определенного количества политических партий. В ходе политического процесса между партиями складываются определенные связи и зависимости. Вся совокупность партий конкретного государства и их система взаимоотношений называются партийной системой.

Важной проблемой при характеристике партийных систем является их типология. Многие исследователи, занимающиеся изучением политических партий и партийных систем, достаточно часто используют семиступенчатую классификацию, которую предложил итальянский политолог Дж. Сартори. В своем труде «Политические партии» он предлагает следующую классификацию партийных систем:

- однопартийная система. Она характеризуется следующими чертами: партия, как правило, стоит над государством; руководители партии выполняют государственные функции; правящая партия монополизирует политическую деятельность;

- система партии – «гегемона». Она имеет следующие характеристики: в государстве формально существует несколько партий, но реально осуществляет политическую власть только одна; «второстепенные партии» признают ведущую роль партии - «гегемона» и в своих программах провозглашают идею подчиненности;

- система доминирующей партии. Она характерна тем, что в государстве создана реальная правовая база для существования различных политических партий. Однако фактически определяющее воздействие на политический процесс оказывает только одна партия;

- двухпартийная система характеризуется следующим основополагающим принципом: в стране реально существует несколько политических партий, но реальный политический вес имеют только две наиболее сильные партии, которые соперничают между собой в борьбе за власть;

- системе умеренного плюрализма свойственна определенная «сдержанность» одних партий в оценке программ и целей других партий, что создает возможность создания коалиций и совместного сосуществования во властных органах государства; идеологическое различие в такой системе у партий не носит антагонистического характера;

- система полярного плюрализма. Характеризуется тем, что в государстве существуют партии с крайними (левыми и правыми) доктринами, которые выступают с радикальной критикой существующей политической системы, и поэтому их участие в органах власти ограничено; властные структуры формируются, как правило, из числа партий, находящихся ближе к «центру»;

- авторизированная партийная система, сущность которой заключается в том, что процесс партогенеза становится неуправляемым. Партий может насчитываться несколько десятков, но в целом происходит процесс обособления и распада общественной системы в немалой степени под влиянием и многочисленных партий, которые неспособны найти компромисс и сохранить стабильность.

Кроме качественной характеристики партийных систем, в политической науке существует и классификация по их количественному составу. В зависимости от количества партий, входящих в систему, выделяют однопартийную систему, которая присуща прежде всего тоталитарным или деспотическим государствам, и многопартийную систему.

Многопартийная система характеризуется прежде всего тем, что внутри нее существуют различные зависимости между партиями, называемые партийными соглашениями. Партийные соглашения характеризуют определенные отношения между партиями, которые реально претендуют на участие в осуществлении государственной власти. Соглашения классифицируются на многопартийные, двухпартийные, двухблоковые, есть и согласительная система с доминирующей партией.

Внутри отдельных соглашений существуют партийные коалиции - соглашения, выработанные определенными партиями либо их лидерами для осуществления согласованных совместных действий. Анализ коалиций может показать, какие партии и по каким причинам участвуют в разработке |и реализации конкретных политических программ. Единой объективной оценки эффективности функционирования той или иной партийной системы не существует, поскольку каждая политическая система проходит свой, зачастую оригинальный путь развития, а значит, и путь становления своеобразной партийной системы. Практически во всех странах, независимо от социально-экономического и политического режимов и степени демократичности, однопартийные системы оказались в конце концов неустойчивыми. Они уступили место различным многопартийным системам. При этом бывшая единственная партия утрачивает значительную часть своего влияния и вступает в полосу расколов и серьезных внутренних потрясений.

Двухпартийная система во многих случаях оказывается также неустойчивой. Пожалуй, единственное исключение из общего правила - США. Для этого есть специфические причины, связанные с особенностями страны и ее историческим развитием, в частности, с известной однотипностью американского политического сознания.

В качестве образцовой европейской модели двухпартийной системы нередко приводится Великобритания. Безусловно, парламентская жизнь и формирование правительства в этой стране находятся в руках двух наиболее влиятельных партий - консервативной и либеральной. В то же время в начале века возникла и стала весьма влиятельной Лейбористская партия. Однако даже, по признанию английских политологов, существование двухпартийной системы британского типа во многом связано с существующей мажоритарной избирательной системой. В этой стране формальная двухпартийность скрывает реальную многопартийность. Есть избирательные округа, где остается стабильным влияние либералов. Растет число избирателей, отказывающихся поддерживать обе главные партии.

Власть в Великобритании нередко оказывается у партии, которая получает не более 40% голосов избирателей, принявших участие в выборах, а такой процент скорее характерен для многопартийных систем. Искусственно поддерживаемая двухпартийность обеспечивает таким образом, парламентскую опору правительству, но порождает противоречия между властью и обществом.

Трех- и четырехпартийные системы (Германия, Франция) в большей степени позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений, хотя в известной мере затрудняют спокойную парламентскую поддержку правительству. Как правило, при таких системах нет доминирующих партий, к власти могут приходить разные партии, в т.ч. и не имеющие поддержки даже относительного большинства избирателей (Франция, Италия). В этих странах остро стоит проблема политических и парламентских союзов. Иногда складывается ситуация, при которой относительно невлиятельная партия может приобрести ключевую роль. Например, партия Свободных демократов в Германии своей поддержкой дает возможность неоднократно приходить к власти Христианско-демократическому союзу.

Гибкость и динамизм партийных систем могут в известной мере способствовать стабильности общества. России новейшего времени также свойствен свой партогенез. Рубеж 80-90-х годов стал периодом появления в политической жизни России различных политических партий. Этому способствовало то, что Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) уже не могла выполнять те функции, которые были присущи ей в течение 70 лет.

По оценкам некоторых политологов, КПСС фактически не была партией, поскольку выполняла не свойственные партии функции. За время своего существования КПСС подчинила себе государство, стояла над ним и занималась решением практически всех общественных и хозяйственных проблем. Она являлась жестко централизованной административно-командной структурой и не была партией в традиционном смысле этого слова.

Уже во время так называемой «перестройки» КПСС не были сформулированы стратегические цели и задачи социально-экономических и политических реформ, в результате чего идеологическая монолитность партии нарушилась. Внутри партии стали формироваться различные идеологические направления и движения. Кроме того, в начале 1990-х наметился массовый выход из КПСС. Только за полтора года (1990-1991) из нее вышло 4,2 миллиона человек.

К 1990 г. в стране появились партии, имеющие различную идеологическую направленность, но сплотившиеся на одной принципиальной платформе: ликвидации существующего правового режима КПСС. Важной особенностью этих партий явилось то, что практически все они не имели широкой социальной опоры, но при этом провозглашали принцип выражения и щиты интересов всех слоев общества.

Однако бурный рост политических партий не привел к формированию стабильной партийной системы. До настоящего времени политические партии ни в левом, ни в правом крыле не могут найти компромисс и достичь стабильного соглашения. Во многом причинами этого являются личные амбиции партийных лидеров и жесткая идеологическая бескомпромиссность.

__________________________________

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. Какие функции выполняют политические партии?

2. Какова структура политической партии?

3. Назовите основные критерии классификации политических партий.

4. Является ли многопартийность показателем демократичности общественной системы?

5. Назовите основные типы партийных систем.

6. Приведите примеры политических партий, социальной базой которых является один класс, слой, группа.

7. Приведите примеры однопартийных и двухпартийных систем.

8. Каковы основные типы избирательных систем, используемых в мировой практике? Назовите их и дайте краткую характеристику.

9. Каковы основные этапы, через которые проходит избирательный процесс?

ТЕМА 9

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ДВИЖЕНИЯ

Общественные, групповые интересы и власть. - Cамодеятельная природа общественно-политических организаций и движений. -Основные характеристики организаций, движений и их место в политической жизни общества. – Лоббизм. - Функции общественно-политических организаций, движений; их типология.

Участниками политической жизни общества являются не только государственные структуры (правительство, парламент, суд и т.п.) и политические партии. Важную роль в ней играют различные союзы, ассоциации, объединения граждан, не ставящие своей задачей овладение властью, но тем или иным образом влияющие на нее. В социальных науках политические феномены такого рода называют группами интересов или группами давления.

Под ними понимаются разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть, поэтому их часто называют группами давления. Если главная цель партий - завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления, как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику.

Партия, как правило, включает в свой круг, в свою организацию людей с разнообразными социальными интересами и разными установками и ориентациями, в то время как заинтересованные группы состоят из тех, кто преследует специфические для всех ее членов интересы и концентрирует свое внимание, главным образом, на одной или нескольких проблемах. Партия формулирует такие политические позиции, которые носят общий характер, и не делает ударение на какой-либо специфической проблеме. В отличие от партий, которые, как правило, вынуждены сглаживать различия по важнейшим проблемам с целью создания базы для объединения разнородных социальных слоев в широкую коалицию, способную обеспечить победу им на выборах, заинтересованные группы могут занимать четко очерченные позиции по специфическому и ограниченному кругу вопросов.

Добровольные объединения людей со схожими взглядами на разнообразные явления общественной жизни известны истории человечества с древнейших времен. Практически к их числу можно отнести первые зачатки объединений на основе общих верований, традиций, ритуалов, а также разнообразные направления самореализации человека в обществе. При этом можно проследить важную закономерность: чем выше была ступень развития, тем больше в нем становилось разнообразных социальных связей и форм взаимодействия индивидов.

Таким образом, основной причиной появления общественных организаций и движений как самостоятельного элемента политической системы являлась потребность человека в самовыражении и самореализации на формальном и неформальном уровнях общественной жизни.

Политическая наука разграничивает понятия «общественные организации» и «общественные движения». Общественные организации - это добровольные объединения людей, ставящих перед собой конкретные задачи (или цели), реализация которых продолжительна по времени. Организация, как правило, характеризуется определенной внутренней структурированностью. В любой организации со временем появляются статусы и роли, в ней вырабатываются правила, которые регулируют отношения между ролями, и, кроме того, они рано или поздно встраиваются в политическую систему независимо от того, целенаправленно или спонтанно возникла организация.

К числу спонтанно или самопроизвольно появляющихся общественных организаций можно отнести, например, клубы любителей шахмат, народной песни, компьютеров и т.д. и т.п. Такие объединения являются продуктом более или менее длительного межличностного или внутригруппового общения, в ходе которого выявляются специфические интересы, стимулирующие объединения людей для совместного решения целей и задач. Важной причиной возникновения таких, как правило неформальных, организаций является прежде всего стремление личности к самореализации и самовыражению, в том числе – в политической деятельности. У одних общественных организаций политическая составляющая выражена слабо, у других может носить латентный (скрытый) характер. Значительная часть современных общественных организаций изначально создается для оказания давления на власть.

Общественные движения также являются добровольными общественными объединениями людей, создаваемыми для решения определенных целей, что роднит их с общественными организациями. Однако они носят более массовый характер, Кроме того, между ними существуют и принципиальные отличия. Во-первых, движение может включать в себя как отдельных индивидов, так и различного рода организации, в том числе партии, интересы которых совпадают только в рамках этого движения. Во-вторых, общественное движение может быть структурно не оформлено и не иметь руководящих органов, регламентирующих деятельность его членов. В-третьих, цели движения, как правило, не имеют долговременного характера, и при достижении намеченной цели оно распадается. И, в-четвертых, общественные движения в большей степени политизированы и направлены на решение социально-политических задач в более широком масштабе. К их числу относятся национально- освободительные, женские, молодежные, экологические, правозащитные, историко-культурные, пацифистские и другие движения.

Роль общественно-политических движений в различные эпохи была неоднозначной. Современные движения способствуют обновлению политических институтов, расширяют возможности представительства и др. Вместе с тем многие социальные движения несут в себе и деструктивную составляющую. Объясняется это тем, что их социально-психологические истоки связаны с массовыми эмоциями, имеющими преимущественно негативную окраску, – долго сдерживаемыми недовольством, гневом, ненавистью и т.д. Отсюда нередко возникает разрушительность движений, проявляющаяся во всевозможных насильственных действиях. Разрушительность массового протеста связана и с его недостаточной рациональностью. Особую насильственность протест приобретает при снижении персонифицированности образа врага, при постановке на его место некоей социальной общности, класса или системы в целом. Участники массовых деструктивных движений ненавидят какую-либо общность, группу, класс, этнос «скопом» без индивидуальных различий и, зачастую, без аргументированной мотивации.

В зависимости от целей деятельности общественные объединения условно можно разделить на две группы. В первую принято включать те, которые не стремятся влиять на политическую жизнь и участвовать в ней, а во вторую – объединения, имеющие определенные политические черты и стремящиеся оказывать влияние на политические отношения. Политическое влияние на власть оказывается различными объединениями граждан, которые в политической науке называются группами интересов или группами давления.

Такие группы не пытаются править, а стремятся оказать влияние на тех, кто управляет. В то время как политическая партия прямо связана с выдвинутыми ею кандидатами в органы власти, группа интереса воздерживается выдвигать кандидатов, так как ее способ действий - убеждения, советы для тех, кто управляет. Различия между управляющими и теми, кто пытается на них влиять, часто относительны, трудно уловимы. Некоторые группы интересов со временем развиваются в политические партии. Так, например, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были важными группами интересов и в 1900 г. помогли сформировать лейбористский комитет по выдвижению рабочих в парламент. В 1906 г. этот комитет стал лейбористской партией.

В общем виде группу интересов можно определить как ассоциацию индивидов, не являющихся политической партией, но стремящихся влиять на правительство различными способами. Здесь речь идет о формально созданных и организованных группах, а не о стратах (предпринимателях, фермерах, женщинах, иммигрантах и т.д.), которые сами по себе не являются группами интересов (профсоюзы, организации предпринимателей, женские организации, движения ветеранов войны и труда, религиозные группы, молодежные движения и т.д.), а выступают их социальной основой.

В политической практике демократических стран выработались определенные направления влияния этих групп на властные структуры. Среди них выделяются такие, как:

- участие в выработке стратегии и тактики политического поведения;

- выдвижение своих представителей во властные структуры;

- содействие (или противодействие) политическим силам в осуществлении политических и социально-экономических реформ.

С этой целью группы давления организуют массовые действия (забастовки, шествия, митинги и т.п.), участвуют в предвыборных кампаниях, ведут пропагандистскую работу в средствах кассовой информации, а также формируют общественное мнение различными средствами, вплоть до распространения слухов.

По существу все группы интересов имеют определенные ресурсы власти. Наиболее важные из них - количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, но может быть компенсирован другими факторами или ресурсами и, прежде всего, организационной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту.

Владение собственностью или экономическая власть - другой важный ресурс, особенно характерный для влиятельных экономических групп в промышленно развитых странах. Группы, представляющие бизнес, могут оказывать влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы - в силу воздействия на экономику посредством забастовок, прочие группы - благодаря деньгам, которые они могут использовать для заключения сделок.

Важная роль принадлежит и таким ресурсам, как информация, квалификация и опыт. Группы интересов владеют информацией и опытом, что крайне необходимо правительству для выработки эффективной политики. У них есть лидеры, профессиональные кадры и лоббисты с больши­ми навыками в использовании этих ресурсов для воздействия на политику. Группы интересов, имея нужные знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.

Основные типы групп интересов классифицируются в зависимости от следующих критериев:

- исходя из сферы деятельности - это организованные интересы в экономической сфере и в сфере труда (предпринимательские объединения, например, Российский союз промышленников и предпринимателей, потребительские союзы и др.);

- в социальной сфере (объединения защиты социальных прав - профсоюзы, группы взаимопомощи и др.);

- в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы и т.д.);

- в сфере религии, науки и культуры (научные ассоциации и т.д.);

- в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические и др.);

- разоруженческие объединения.

Достаточно широко распространена и такая типология групп интересов, которая выделяет четыре их типа:

- по степени их организации и специализации: анемические группы интересов (стихийные и недолговременные, нередко принимающие насильственные формы проявления, например, демонстрации, митинги и восстания);

- неассоциативные группы интересов (неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т.д.), характеризующиеся отсутствием непрерывности и организации;

- институциональные группы интересов (формальные организации, например, административные учреждения армии или церкви, представительства областей и республик), предназначенные для иных функций, но в определенных случаях выполняющие функцию лоббирования;

- ассоциативные группы интересов, обладающие высоким уровнем специализации и организации (добровольные организации, специализирующиеся в артикуляции интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права).

Одной из форм давления на политическую власть в современных условиях политической жизни является лоббизм, который за последнее десятилетие получил широкое распространение в западноевропейских странах, а в США с 1946 г. деятельность «лобби» узаконена. Суть деятельноcти лоббистов заключается в закулисной деятельности, в ходе которой создается система аргументации и механизмов для прохождения через законодательные органы проектов тех или иных нормативно-правовых актов, которые выгодны данной группе давления. В лоббистскую группу зачастую входят эксперты, юристы, консультанты, а также «нужные люди», способствующие всеми силами и средствами «проталкиванию» акта, закона или постановления, которые выгодны определенным группам или социальным слоям.

Как явление политическое, лоббизм тесно связан с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Степень его распространения зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. Методами лоббистской деятельности являются выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов, личные встречи, контакты, переговоры, использование специальных методов для формирования общественного мнения, организация компании «давления с мест» (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов), подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований, организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти, финансирование избирательных кампаний, прямой подкуп должностных лиц.

По методам деятельности лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный – добивается принятия необходимых и наиболее благоприятных решений в обход закона (например путем подкупа должностных лиц). Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему в странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии – приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме.

Существуют два подхода к лоббизму. Сторонники первого (запретительного) приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и стремятся к его ликвидации. Сторонники второго (регулярно-правового) подхода разделяют легальные и нелегальные методы лоббизма и стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, исключить из политической практики коррупцию. Второй подход более продуктивен, так как сохраняет «каналы» связи между обществом и властью, вводит в цивилизованные рамки систему функционального представительства интересов.

К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники.

Специфической формой представительства групповых интересов, наряду с лоббизмом, является корпоративизм. Термин корпорация возник в период Средневековья. Корпорациями назывались сословно-профессиональные организации цехового типа, защищавшие и отстаивавшие интересы своих членов. Организации этого типа являлись своего рода «переходным звеном» между общинным типом общества и гражданским обществом. Вхождение индивида в ту или иную корпорацию определяло возможности профессиональной деятельности и защиты социальных интересов; вне корпорации социальная жизнь становилась невозможной.

В современной науке под корпорацией понимается институционализированная замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющая определенные хозяйственные, административные, военные или политические функции и одновременно отстаивающая и защищающая специфические коллективные интересы.

Длительное время корпоративизм рассматривался как явление, враждебное демократии. Политические изменения, начавшиеся в некоторых странах Западной Европы в середине 70-х гг. ХХ в., заставили политологов по-новому оценить данный феномен политической жизни. Была выдвинута концепция о формировании корпоративизма, вписывающегося в плюралистическую модель демократии. Согласно данной концепции, корпоративизм - это демократическая система представительства и согласования интересов различными фирмами, ассоциациями и организациями, система согласования интересов трех объектов – государства, предпринимателей и наемных работников.

Многообразные цели общественно - политических организаций и движений определяют их функции. К числу наиболее значимых функций можно отнести следующие:

1) Функция социализации и мобилизации заключается в том, что организации и движения показывают человеку, в какой сфере деятельности он может самореализовать себя. Кроме того, самим своим существованием они ориентируют человека или социальную группу на то, какая сфера деятельности еще не заполнена, но она актуальна и в ней можно реализовать свое «Я». Входя в объединение или создав новое направление в общественной жизни, человек объективно включается в процесс усвоения определенных социальных норм, культурных ценностей, характерных и для общества в целом, и для этой организации в частности.

2) Общественно-политические организации и движения выполняют функции интеграции индивидов в существующую систему через сотрудничество или конфликт. Позитивные организации (с точки зрения идеологии существующей политической системы) выполняют интегративную роль.

3) Общественно-политические организации и движения осуществляют представительство социальных интересов своих членов в обществе, а также в других институтах, входящих в политическую систему. Так, председатель профсоюзного комитета представляет в обществе всех его членов, а в случае необходимости защищает экономические интересы каждого человека, являющегося членом этого профессионального союза.

4) Важной, социально значимой является функция создания дополнительных (компенсаторных) каналов социально-политического участия индивидов в существующей системе. Политическая, экономическая и социальная системы, существующие на формально-институционном уровне, могут не удовлетворять потребности самовыражения определенного количества людей. Таким индивидам необходима форма самовыражения за пределами этих систем. Одной группе - в форме коллекционирования, второй - в уходе за животными, третьей - в общественно-политической деятельности.

5) Деятельность многих общественных организаций и движений приводит к появлению новых нетрадиционных форм социальных связей, не существовавших ранее в общественной системе. Здесь они моделируются и испытываются. Приемлемые формы таких моделей могут быть взяты на вооружение не только членами этого объединения, но и обществом в целом, другие, неприемлемые, могут быть отвергнуты. Например, возникшие в 70-е гг. ХХ в. группы «зеленых» включали в круг требований не только охрану природы и среды обитания, но и критику представительной демократии, а также системы отношений, складывающихся в рамках индустриального общества. К середине 1980-х гг. разрозненные группы «зеленых» превратились в мощное социальное движение, которое в настоящее время реально влияет на экономическую политику развитых стран. В то же время идеи отрицания представительной демократии не нашли поддержки, развития и преданы забвению, поскольку дальнейшее развитие мирового сообщества связывается именно с этой политической формой.

Вторая половина XX в. стала временем бурного развития новых форм общественных объединений. К числу основных причин формирования разнообразных общественных организаций и движений можно отнести следующие:

1) значительно возросший уровень образования и культуры не только в индустриально развитых странах, но и в развивающемся мире способствовал социальной активности людей;

2) стремительный рост различных видов коммуникаций (радио, телевидение, компьютерные сети) значительно расширил возможности людей в передаче информации и в том числе социального опыта в различных сферах жизнедеятельности;

3) научно-технический прогресс не только позитивно, но в определенной степени и негативно оказал воздействие на жизнь человека. Научные достижения человечества привели к созданию таких видов оружия массового уничтожения, применение которых даже в ограниченных масштабах может привести к гибели человечества вообще. Это стало главной причиной появления целого ряда пацифистских организаций и движений. Кроме того, разрушение среды обитания явилось причиной появления «зеленого движения»;

4) кризис колониальной системы породил многочисленные национально-освободительные движения. А крах колониализма в середине ХХ в. в значительной степени повлиял на рост самосознания и социальную активность населения бывших колоний, что привело к созданию фронтов, союзов и лиг, борющихся за свою независимость и равноправие;

5) в кризисной ситуации в последней четверти ХХ в. оказались и тоталитарные режимы. Это стало причиной активизации борьбы за права и свободы человека и появления различных правозащитных организаций и движений;

6) поднявшийся уровень жизни людей и демократизация политических систем привели в движение наиболее активную часть женщин. Феминистки повели борьбу за пересмотр всей существующей системы социальных отношений между полами и ликвидацию любых проявлений дискриминации женщин;

7) распространение и утверждение в реальной политической и социальной практике гуманистических ценностей и идеалов повлияли на активизацию борьбы за их воплощение. Это привело к появлению различных общественных объединений, стремящихся к воплощению идей гуманизма.

Важной особенностью современных движений является массовость. Входящие в них организации имеют зачастую большую социальную поддержку, чем традиционные политические партии. В Дании членами партий является 12% населения, а альтернативных организаций - 36%. Участие женщин ФРГ в гражданских инициативах в три раза превышает их членство в существующих партиях.

В политологии существуют различные классификации общественных организаций и движений. В зависимости от стратегической ориентации движения подразделяются на консервативные и движения протеста.

Консервативные движения выступают за сохранение сложившегося социального и политического порядка или даже реставрацию прежде существовавших институтов. В дореволюционной России это были сторонники веками существовавшей абсолютистской, самодержавной монархии. В социальном плане эти движения составляют в основном представители власти, политическая элита, усматривающая в переменах опасность ослабления или утраты своих политических позиций.

Оппозицией охранительному движению и защищаемой им власти выступали и выступают движения протеста, недовольные существующим порядком и требующие перемен.

В движениях протеста в зависимости от их отноше­ния к существующей власти и способа действий выделяются реформаторское и революционное движения. Для реформаторских движений характерны действия в рамках установленного социального порядка, когда лидеры и деятели движения имеют определенную свободу действий, а движение устремлено к проведению реформ «сверху», частичных изменений в законодательстве и институтах. Подавляющее большинство движений, существующих сегодня в мире, относятся к этому типу. В отличие от них революционные движения отличаются жестким противостоянием существующему порядку и власти, стремлением к насильственному переустройству самих оснований общественного бытия, к разрушению старых и созданию новых политических институтов, ориентацией на насильственное продвижение к власти новой политической элиты.

В общественно-политических движениях, как новых, так и традиционных, довольно отчетливо выделяются два потока - насильственный и ненасильственный. Представители первого допускают во имя благих (национальных или политических) целей возможность войн, использование террора и партизанских действий, некоторые ориентированы на совершение революции.

Однако куда более масштабными и влиятельными являются движения, имеющие ненасильственный характер в отношении как целей, так и методов действий. На ненасильственной платформе стоят практически все виды влиятельных современных движений. Основной формой, в которой реализуются ненасильственные действия, являются гражданские инициативы. Прежде всего, это методы гражданского неповиновения, являющиеся выражением гражданского долга. Его принципы - ненасилие и публичность. Формы - невыполнение официальных предписаний, противоречащих нравственному чувству (например отказ от военной службы), воспрепятствование в осуществлении определенных действий - доставке грузов на военные базы и т.п. Одна из главных целей - привлечение общественного внимания к военной, экологической и т.п. проблемам.

Наиболее организованными и развитыми в теоретическом и практическом планах являются, например, экологические течения, которые создали во многих странах свои партии «зеленых», вышли за национальные рамки и создали международные организации (например, «Гринпис»).

К числу так называемых альтернативных движений относятся:

- массовые движения за мир, против гонки вооружений и т. п.;

- движения в защиту гражданских прав, в ряде стран принимающие форму протеста против «запретов на профессии» (отказа принять на работу по идеологическим соображениям);

- течения в поддержку развивающихся стран и национально-освободительных движений;

- «гражданские инициативы», которые борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворяют в жизнь определенные проекты;

- организации сторонников альтернативного образа жизни: общины и коммуны, альтернативные предприятия и т. п. Серьезное политическое значение имеет потребительское движение. Развитые формы и высокую эффективность этого движения можно отметить в Швеции, Германии, Австрии и других странах.

Особое направление образует правозащитное движение. В международном масштабе в него входят организации «Эмнести интернешнел», Международное общество защиты прав человека и др.

Принципиальное значение для спецификации различных потоков движений имеет социальный состав их участников: пол, возраст, социальное положение, профессия и т.п. Отсюда вполне определенно выделяются предпринимательское, профсоюзное, молодежное, женское, национальное и другие движения. Сравнительно недавно в США, ФРГ, Австрии, Швейцарии и других странах сформировалось движение пожилых, появилось новое направление среди национальных движений - новый национализм, наиболее распространившийся в ФРГ, Франции, Австрии. Это движение выдвигает требования возрождения национальной культуры (ремесел, промыслов, фольклора и т. п.), ограждения от стандартизующей массовой и, прежде всего американской, культуры.

Определенную политическую роль играют региональные движения, выступающие за большую экономическую и политическую самостоятельность регионов.

Каждое из этих направлений включает в себя еще одну типизацию по формальному и неформальному признакам. К формальным организациям относятся те, которые интегрированы в политическую систему и их статус закреплен на институциональном уровне. Неформальные объединения характеризуются прежде всего такими особенностями, как спонтанность образования, отсутствие признаков организованности, стремление выхода за рамки существующих систем и отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: