Пояснительная записка. I часть. Программа учебной дисциплины

I часть. Программа учебной дисциплины

ЛОГОПЕДИЯ (ДИЗАРТРИЯ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс «Логопедия (Дизартрия)» предназначен для студентов III-го курса очной формы обучения и II-го курса заочной формы обучения кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Данный УМКД разработан в соответствии с ФГОС ВПО и основными квалификационными требованиями к выпускнику высшего учебного заведения. УМКД включает три раздела: 1) программу (дополнительно – краткий курс лекций и планы практических занятий); 2) методические рекомендации и план освоения дисциплины;3) технологическую карту дисциплины.

Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») (приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Логопедия (Дизартрия)» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин в системе преподавания логопедии в ВУЗе. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Дизартрия» отражены: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Для изучения дисциплины «Логопедия (Дизартрия)» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и высших психических функций», «Невропатология», «Психопатология», «Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем», «Русский язык с основами языкознания», «Введение в профессию», «Логопедия (Дислалия)», «Логопедия (Нарушения голоса, ринолалия)», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».

Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Логопедия (Дислалия)», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Психолингвистика», «Логопедия», «Логопсихология», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Методика развития речи дошкольников».

Цель дисциплины – сформировать у студентов знания и представления об одной из сложных форм речевой патологии – дизартрии, а также практические умения и навыки по коррекции дизартрических расстройств речи.

Усвоение теоретического и практического материала курса осуществляется на основе изучения структуры дефекта при тяжелом заболевании центральной нервной системы – детского церебрального паралича (ДЦП).

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

§ Обучающие:

1. Формирование у студентов представлений об этиопатогенетических механизмах ДЦП и дизартрии, структуре нарушений двигательной сферы, психики и речевых расстройствах при ДЦП, различных критериях классификации дизартрии.

2. Формирование у студентов теоретических знаний комплексного обследования детей с дизартрией, ДЦП и другими видами неврологической патологии, анализа анамнестических данных и результатов обследования, дифференциальной диагностики.

· Развивающие:

1. Развитие умением составлять психолого-педагогическую и логопедическую характеристику на ребенка с дизартрией и ДЦП.

2. Развитие практических навыков комплексной диагностикия детей с дизартрией, ДЦП и другими видами неврологической патологии, анализа анамнестических данных и результатов обследования, дифференциальной диагностики.

3. Овладение практическими умениями и навыками обосновывать и осуществлять выбор адекватных методических средств и приемов коррекции и компенсации нарушений двигательной сферы, познавательной деятельности и речи у детей с дизартрией и ДЦП.

4. Овладение практическим умением разрабатывать комплексные программы коррекционного воздействия, составлять планы и конспекты логопедических занятий.

· Воспитательные:

1. Воспитание у студентов чувства такта и доброжелательного отношения к детям с речевыми расстройствами, в частности с дизартрией, а также к их родителям.

2. Воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с детьми с речевой патологией.

ВАРИАНТ 2. Дисциплина «Логопедия (Дизартрия)» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки бакалавра «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия»в ходе освоения учебной дисциплины «Логопедия (Дизатрия)» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки.

Ø в области коррекционно-педагогической деятельности:

· формирование у студентов представлений об этиопатогенетических механизмах ДЦП и дизартрии, структуре нарушений двигательной сферы, психики и речевых расстройствах при ДЦП, различных критериях классификации дизартрии.

· формирование у студентов теоретических знаний комплексного обследования детей с дизартрией, ДЦП и другими видами неврологической патологии, анализа анамнестических данных и результатов обследования, дифференциальной диагностики.

· ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы профилактики, выявления и устранения речедвигательных расстройств у детей и взрослых с патологией ЦНС;

· ознакомление студентов с основными аспектами коррекции речевого нарушения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с неврологической патологией;

· формирование у студентов навыка построения и корректировки индивидуально-ориентированной программы логопедической работы с лицами с дизартрией, ДЦП и другими видами неврологической патологии;

· ознакомление студентов с основами осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с различными видами неврологической патологии и их семей;

Ø в области диагностико-консультативной деятельности:

· развитие умения проведения логопедического обследования детей, имеющих неврологическую патологию;

· овладение практическими умениями анализа полученных данных, выявления нарушений речевых и неречевых процессов, а также навыками формулирования логопедического заключения и рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей работы;

· развитие навыков консультирования детей с неврологической патологией, членов их семей и педагогов по проблемам преодоления речедвигательных расстройств, развитие навыков правильной речи;

· развитие навыков оказания консультативной помощи членам семей детей с речедвигательными нарушениями по вопросам создания правильной речевой среды в условиях семьи;

Ø в области исследовательской деятельности:

· ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

· знакомство студентов с основами планирования коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими неврологическую патологию, с учетом структуры нарушения.

Ø в области культурно-просветительской деятельности:

· формирование общей и речевой культуры будущего логопеда и обучение студентов основам развития общей культуры лиц с речевыми нарушениями;

· воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также к членам их семей;

· воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с лицами с речевой патологией.

Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины «Логопедия (Дизартрия)» студенты должны

Ø знать:

· этиопатогенетические механизмы ДЦП и дизартрии;

· структуру нарушений двигательной сферы, психики и речевых расстройств при ДЦП;

· различные критерии классификации дизартрии;

· принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии;

Ø уметь:

· составлять психолого-педагогическую и логопедическую характеристику на ребенка с дизартрией и ДЦП;

· основывать и осуществлять выбор адекватных средств и приемов коррекции и компенсации нарушений двигательной сферы, познавательной деятельности и речи у детей с дизартрией и ДЦП;

Ø владеть:

· навыками комплексного обследования детей с дизартрией, ДЦП и другими видами неврологической патологии;

· навыками анализа анамнестических данных и результатов дифференциальной диагностики.

Процесс изучения дисциплины «Логопедия (Дизартрия)» направлен на формирование следующих специальных компетенций:

Ø общекультурных компетенций (ОК)

· способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с речевой патологией, а также с родителями (или законными представителями) детей с отклонениями в развитии,

· способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

· способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке;

· готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии;

· готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с речевой патологией.

Ø профессиональных компетенций (ПК)

- в области общепрофессиональных способностей и готовности

· способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (в частности лиц с речевыми нарушениями);

· способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

· способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.);

- в области диагностико-консультативной деятельности:

· способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику лиц с неврологической патологией (в частности с дизартрией и ДЦП) с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

· способности к анализу результатов логопедического обследования лиц с неврологической патологией на основе использования различных приемов дифференциальной психолого-педагогической диагностики;

· способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности;

- в области исследовательской деятельности:

· готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках логопедического обследования лиц с неврологической патологией;

· способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речевых и неречевых функций у лиц с различными видами неврологической патологии;

· готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу;

· способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-логопедической работы с лицами с неврологической патологией;

- в области культурно-просветительской деятельности:

· готовности к формированию общей и речевой культуры лиц с речевыми нарушениями;

· способность проводить просветительскую работу среди населения профилактике появления нарушений развития у детей, в частности речевых расстройств;

· способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.

Курс рассчитан на лекционные и практические занятия. Отдельные вопросы выносятся для индивидуальной работы. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: