Задание 41. Продолжите фразу «произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речи как …
1. Звукопроизношение, словарный запас, грамматическое оформление.
2. Звукопроизношение, просодика.
3. Звукопроизношение, речевое дыхание, физические характеристики голоса, просодика.
4. Звукопроизношение, просодика, словоизменение, словообразование.
Задание 42. Соотнесите понятие с его определением.
1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 1.Компонент речи, представляющий
совокупность различных по высоте, силе
и тембру звуков, издаваемых
посредством голосового аппарата.
2. РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ 2.Компонент речи, представляющий
совокупность сверхсегментных свойств
речи (темпа, ритма, мелодики,
интонации, ударения, пауз и т.п.)
3. ГОЛОС 3.Компонент речи, представляющий
дыхание в процессе речи,
характеризующееся быстрым вдохом и
замедленным выдохом, увеличение
дыхательного объема, ротовым типом
дыхания, максимальным расхождением
голосовых складок на вдохе и
сближением их до соприкосновения на
выдохе.
4. ПРОСОДИКА 4.Компонент речи, представляющий
процесс образования речевых звуков,
осуществляемый дыхательным,
голосообразовательным и
звукообразовательным отделами
речевого аппарата при регуляции со
стороны центральной нервной системы.
Задание 43. Соотнесите звуки речи с приблизительными сроками появления их в речи.
1. [С, С’, З, З’, Ц] 1. 2–3 года.
2. [И, Ы, У] 2. 5–6 лет.
3. [П, П’, Б, Б’, М, М’] 3. 3–5 лет
4. [Р, Р’] 4. 1–2 года
Задание 44. Закончите правильно следующую фразу: «Нарушения звукопроизношения являются одним их основных проявлений в структуре таких речевых расстройств, которые в соответствии с клинико-педагогической классификацией относятся к группе …»
1. Нарушений письменной речи.
2. Нарушений средств общения.
3. Нарушений внутреннего (семантического) оформления высказывания.
4. Нарушений внешнего (фонационного) оформления высказывания.
Задание 45. Закончите правильно следующую фразу: «Нарушения звукопроизношения являются одним их основных проявлений в структуре таких речевых расстройств, которые в соответствии с психолого-педагогической классификацией относятся к группе …»
1. Нарушений устной речи.
2. Нарушений средств общения.
3. Нарушений внутреннего (семантического) оформления высказывания.
4. Нарушений в использовании средств общения.
Задание 46. Определите, какой из ниже перечисленных принципов логопедического обследования не является основополагающим при речевой диагностике детей с нарушениями фонетической стороны речи.
1. Принцип развития.
2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Принцип системного подхода.
4. Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.
Задание 47. Для разработки плана коррекции речевой патологии логопед у ребенка с дислалией (диагнозом, установленным детским невропатологом или психоневрологом) прежде всего должен детально обследовать …
1. Словарный запас.
2. Грамматический строй.
3. Состояние звукопроизношения и лексико-грамматического строя.
4. Строение и подвижность органов артикуляции, состояние звукопроизношения и фонематического восприятия.
Задание 48. При диагностике состояния произносительных навыков логопеду следует отмечать недостатки звукопроизношения …
1. При произнесении слов и фраз.
2. При изолированном воспроизведении звуков и произнесении слов с различной слоговой структурой.
3. При изолированном воспроизведении звуков, в слогах, словах различного звукового и слогового состава и фразах.
4. При изолированном воспроизведении звуков, произнесении слов с различной слоговой структурой и фраз.
Задания 49. Из ниже перечисленных заданий выберите то, которое направлено на обследование состояния звукопроизношения.
1. Прослушать предложение, затем определить и назвать слово, в котором есть звук [С].
2. Назвать предложенные педагогом картинки (названия всех предложенных картинок содержат звук [С], находящийся в начале, середине и конце слова).
3. Послушать и повторить серии слогов: за-са-за, са-ша-са, ца-са-ца.
4. Повторить за педагогом пары слов, отличающиеся одним звуком: мишка–миска, крыса–крыша, косы–козы, свет-цвет.
Задание 50. Среди приведенных заданий для обследования фонематических процессов укажите то, которое направлено на изучение состояния фонематического восприятия.
1. Определить, какой звук стоит в начале слова «СУМКА».
2. Из предложенных картинок выбрать те, в названиях которых есть звук [С].
3. Составить слово из последовательно предъявляемых звуков [М], [А], [С], [Л], [О].
4. Выделить звук [С] (хлопнуть в ладоши) из ряда воспроизводимых логопедом звуков.