Нормативные и расчетные характеристики цементобетона

1.1. К нормативным характеристикам дорожного цементобетона (далее «бетон») относятся: класс (марка) по прочности на растяжение при изгибе и на сжатие; модуль упругости марка по морозостойкости; коэффициент линейной температурной деформации; коэффициент поперечной деформации (коэффициент Пуассона).

1.2. Нормативные прочность и морозостойкость бетона устанавливаются в проектах и должны приниматься в зависимости от назначения конструктивного слоя дорожной одежды.

1.3. Для строительства монолитных цементобетонных покрытий и оснований, а также для изготовления плит сборных покрытий следует применять бетоны тяжелые и мелкозернистые по классификации ГОСТ 25192-82*. Бетон должен отвечать требованиямГОСТ 26633-91, СНиП 2.05.02-85, соответствующих стандартов на сборные плиты и настоящих норм.

1.4. Класс бетона по прочности следует принимать по табл. П.1.1.

1.5. Значения начального модуля упругости бетона принимаются в зависимости от прочности бетона на растяжение при изгибе по табл. П.1.2. В случае, когда расчетной характеристикой является прочность бетона на сжатие, значения модуля упругости принимаются в зависимости от прочности бетона на сжатие по СНиП 2.03.01-84, табл. 18.

Таблица П.1.1

Конструктивный слой дорожной одежды Категория автомобильной дороги Интенсивность расчетной нагрузки, ед./сут Минимальные проектные классы (марки) по прочности
на растяжение при изгибе Btb(Ptb) на сжатие В (М)
Монолитное однослойное покрытие или верхний слой двухслойного покрытия I более 2000 4,4 (55) 35 (450)
II, III от 1000 до 2000 4,0 (50) 30 (400)
IV менее 1000 3,6 (45) 25 (300)
Нижний слой двухслойных монолитных покрытий I - II более 1000 3,2 (40) -
III - IV менее 1000 2,8 (35) -
Монолитное основание под покрытие: цементобетонное и асфальтобетонное I - IV любая 0,8 (10) -
Сборное покрытие (основание) из бетонных, слабоармированных, железобетонных и предварительно напряженных железобетонных плит I - IV любая 3,6 (45) 25 (300)
Примечания:1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного и верхнего слоя монолитных двухслойных покрытий автомобильных дорог I категории допускается применять бетон, как для дорог II и III категорий. 2. Классы (марки) бетона по прочности на сжатие следует применять только для железобетонных и предварительно напряженных железобетонных покрытий, когда прочность на сжатие является расчетной характеристикой. 3. Класс (марка) бетона по прочности устанавливается в возрасте 28 сут твердения в нормальных условиях по ГОСТ 10180 и ГОСТ 18105, если иной возраст не предусмотрен проектом. 4. Под двухслойным понимается монолитное покрытие, включающее верхний и нижний слой, устраиваемые одновременным уплотнением верхнего и нижнего слоев (метод сращивания). Толщина верхнего слоя должна быть не менее 6 см.

Таблица П.1.2

Класс (марка) бетона по прочности на растяжение при изгибе Начальный модуль упругости Еб, МПа, бетона
тяжелого мелкозернистого
6,4/80   -
6,0/75   -
5,6/70   -
5,2/65   -
4,8/60    
4,4/55    
4,0/50    
3,6/45    
3,2/40    
2,8/35    
2,4/30    
2,0/25    
1,6/20    
1,2/15    
0,8/10    
Примечание. Для определения модуля упругости мелкозернистого бетона, приготовленного на песках с модулем крупности менее 2,0 следует соответствующие табличные значения умножать на 0,9.

1.6. Коэффициент линейной температурной деформации atb при изменении температуры от минус 40 °С до плюс 50 °С для тяжелого и мелкозернистого бетонов принимается равным 1×10-5 °С-1.

1.7. Начальный коэффициент поперечной деформации бетона m (коэффициент Пуассона) принимается равным 0,2 для тяжелого и мелкозернистого бетона.

1.8. Марка бетона по морозостойкости принимается по табл. П.1.3.

Таблица П.1.3

Конструктивный слой дорожной одежды Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости (F) для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С
от 0 до минус 5 от минус 5 до минус 15 ниже минус 15
Однослойное покрытие или верхний слой двухслойного покрытия      
Нижний слой двухслойного покрытия      
Основание      
Примечания:1. Марки по морозостойкости устанавливаются по ГОСТ 10060.0-95. 2. Среднемесячная температура наиболее холодного месяца района строительства определяется по СНиП 23-01-99. Строительная климатология.

1.9. Расчетное сопротивление бетона на растяжение при изгибе определяют по формуле

(П.1.1)

где Вtb - класс бетона на растяжение при изгибе;

Кн.п. - коэффициент набора прочности со временем; для бетона естественного твердения для районов с умеренным климатом Кн.п.= 1,2; для условий сухого и жаркого климата Кн.п. = 1,0; для пропаренного - Кн.п. = 1;

Ку - коэффициент усталости бетона при повторном нагружении;

Ky = 1,08×(SNp)-0,063, (П.1.2)

где SNр - суммарное расчетное число приложения приведённой расчетной нагрузки за расчетный срок службы;

KF - коэффициент, учитывающий воздействие попеременного замораживания-оттаивания, равный 0,95.

1.10. Нормативные и расчетные характеристики арматуры принимаются по СНиП 2.03.01-84.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: