Балла — умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим»

1 балл — выраженные нарушения тембра голоса, тембр ре­бенка может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим».

0 баллов — афония, отсутствие звучного голоса при нали­чии шепотной речи.

1. Определение гипоназализации

При гипоназализации звуки [м], [н] в речи детей звучат как [б], [д].

Материал для исследования: Слова, предметные кар­тинки, в названиях которых встречаются звуки [м], [н].

Инструкция: «Повтори за логопедом слова. Назови картинки, при этом зажми нос пальцами».

МАШИНА МОЛОКО

МАК МАЛИНА

НИНА НИТКИ

НОС НОГИ

Процедура: Во время произнесения слов ребенок за­жимает нос пальцами. При этом фиксирует, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормаль­ном тембре зажимание носа приводит к гиперназализации (т.е. появляется носовой оттенок голоса). При ги­перназализации как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа тембр остается прежним.

2. Определение гиперназализации

При гиперназализации носовой оттенок, тембр го­лоса приобретают согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных.

Материал для обследования: слова, предложения, вопросы по сюжетным картинкам.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом предложения».

Инструкция № 2: «Ответь на вопросы по картинкам. Зажми нос пальцами».

— У Коли сломался велосипед.

— Машинист остановил поезд.

— На ветке красные ягоды рябины.

— Из трубы идет дым.

Процедура: При выявлении гиперназализации про­водят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для определения наличии отклонения тембра. 2-я инструк­ция позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т.е. гиперназализацию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать.

При выявлении гиперназализации у ребенка со стертой дизартрией необходима консультация отола­ринголога для исключения органических нарушений, затрудняющих носовое дыхание: аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки и др.

При выявлении гиперназализации у детей со стер­той дизартрией необходима консультация отоларинго­лога для исключения субмикозной расщелины, пареза мягкого неба.

10. Обследование восприятия тембра

При исследовании восприятия тембра голоса оцени­вается умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки — символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.

1. Различение тембра голоса на материале междо­метий

Процедура: логопед произносит одиночные междо­метия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем лого­пед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изобра­жением различных человечков — символов-масок, изо­бражающих чувства, и выбрать подходящую (лицо чело­вечка должно выражать соответствующее чувство).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства:

1 2 3 4 5

грусть, удивление, радость, гнев, страх. Логопед произнесет маленькие слова (восклицания), а ты подумай, ка­ким тоном голоса логопед произнес слово, и покажи подходящего человечка».

1. Ах! — радость восхищение.

2. Ой! — испуг, страх.

3. Ух! — недовольство.

4. О! — удивление.

5. Эх, — грусть, сожаление.

2. Различение тембра голоса на материале предложе­ний

Процедура: Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном голоса оно было произнесено, и показать картинку с изображением человечка, лицо которого выражает соот­ветствующее чувство.

Инструкция: «Логопед сейчас произнесет предложе­ние, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, и покажи подходящего человечка».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза?! (удивленно)

4. Скоро гроза, (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

3. Различение тембра голоса людей разного возраста

Процедура: Перед ребенком раскладываются картин­ки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с записанными на пленку голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение лю­дей.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. По­слушай и определи, чем голос звучит. Покажи подходящую картинку».

Речевой материал: одна фраза, произнесенная раз­ными голосами.

«Угадай, чей голос?»

1. Женский голос.

2. Мужской голос.

3. Детский голос.

4. Голос пожилой женщины.

5. Голос пожилого мужчины.

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется правильно.

3 балла — задание выполняется правильно, но в замедлен­ном темпе.

2 балла — задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 балл — для выполнения задания требуется активная по­мощь взрослого.

0 баллов — задание не выполняется, повторные инструк­ции неэффективны.

11. Обследование воспроизведения тембра голоса

Оцениваются эмоциональные характеристики голо­са. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на мате­риале междометий и сказки «Колобок».

Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окра­ску голоса в соответствии с предъявленными требова­ниями и ситуацией, способен ли передать голосом эмо­циональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.

Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорит­ся о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалоб­ным или испуганным и т.д.

1. Передача междометиями с помощью разных от­тенков голоса эмоционального состояния

Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц.

Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настро­ение у изображенных на ней действующих лиц. По каж­дой картинке дается комментарий. Ребенку предлагает­ся выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.

Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...»

Упала чашка — Ой! (испуганно).

Забили гол в ворота — Ура! (радостно).

Прося убрать игрушки — У-У (недовольно,

плаксиво).

Устали и хотят спать — Ох (устало, тихо).
Рубят дрова — Ух (тяжело).

Грозят пальцем, нельзя детям брать спички — Ая-яй (строго).

2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок

Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».

Процедура: В предварительной беседе уточняется со­держание сказки «Колобок», ее действующие лица. Вы­ясняется, какими голосами они говорят — одинаковы­ми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»

Заяц —//— (звонким, задорным, чистым голосом).

Волк —//— (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь —//— (громким, низким, спокойным).

Лиса —//— (мягким, ласковым, хитрым голосом).

Критерии оценок:

4 балла — правильное выполнение задания с точным со­ответствием всех характеристик тембра голоса данного персо­нажа, с первой попытки и очень выразительно.

3 балла — правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неод­нократного демонстрирования образца.

2 балла — некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

1 балл — выполнение заданий без модуляций голоса (зву­чание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).

0 баллов — невыполнение задания или отказ от задания.

12. Обследование речевого дыхания

Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер ды­хания ребенка в покое и при речи. Визуально опреде­ляют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок но­сом или ртом.

Выделяют 3 типа дыхания:

— поверхностное

— грудное

— нижнереберное.

При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном — расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) — при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.

1. Определение типа дыхания

Материал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.

Процедура: Ребенку предлагается спокойно поси­деть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафраг­мальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.

Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».

2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вды­хать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».

Вдохни носом (понюхай цветок) — выдохнуть носом (2—3 раза). Рот при этом закрыт.

Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).

Вдохни ртом (как рыба) — выдохни ртом (погрей руки).

Вдохни ртом, а выдохни носом.

3. Исследование целенаправленности воздушной струи

Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».

— Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.

— Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек за­свистел.

— Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. За­дуй свечу с первого раза.

4. Исследование силы воздушной струи.

Материал для исследования: граненый карандаш, губ­ная гармошка.

Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».

— Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на не­го так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.

— Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.

Критерии оценки:

4 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.

3 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.

2 балла — диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

1 балл — верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференци­рует ротовой и носовой вдох и выдох.

0 баллов — задание не выполняет.

5. Исследование особенностей фонационного дыха­ния.

1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.

Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».

1. Девочка рисует цветок.

2. Девочка рисует цветок карандашами.

3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.

4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.

2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Эксперимента­тор показывает образец выполнения задания.

Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».

Жу-жу-жу — я все лужи обхожу.

Ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Ко-ко-ко — мне до речки далеко.

3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.

Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на од­ном выдохе».

4) Воспроизведение короткого стихотворения.
Процедура: при прочтении короткого стихотворения

фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.

Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, вы­разительно, с паузами, как на празднике».

Наша Таня громко плачет, Осень наступила,

Уронила в речку мячик. Высохли цветы.

Тише, Танечка, не плачь, И глядят уныло

Не утонет в речке мяч. Голые кусты.

Критерии оценки:

4 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.

3 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхания огра­ничен.

2 балла — речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.

1 балл — речь возможна на вдохе, дискоординация дыха­ния и фонации.

0 баллов — не справляется с заданиями.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи

1. Определение темпа речи ребенка

Измерение темпа осуществляется у дошкольников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров:

Единица измерения — слог.

Характеристика темпа — количество слогов в опре­деленный промежуток времени (секунду).

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены. Также для проведения ис­следований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: Ребенку предлагается повторить за лого­педом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводит­ся вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1: «Слушай предложения и повторяй за логопедом».

Мальчик читает книгу.

Утром звонко поют птицы.

Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Ваня любит рисовать карандашами.

Инструкция № 2: «Ответь на вопросы».

Что делает мальчик?

Когда поют птицы?

Кому вяжут носки?

Что любит делать мальчик?

Критерии оценки:

4 балла — темп норма (4—5 слогов в секунду);

3 балла — незначительное отклонение от нормы (± 1 слог);

2 балла — убыстренный темп (7—8 слогов в секунду), за­медленный темп (2—3 слога в секунду);

1 балл — очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), очень медленный темп (1—2 слога в секунду);

0 баллов — из-за выраженных речевых нарушений допус­кает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структу­ры слов. В связи с этим не удается объективно произвести из­мерение темпа.

2. Исследование восприятия темпа речи

Материал для исследования: Для исследования восп­риятия различного речевого темпа предварительно ре­бенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-симво­лы. Например: заяц бегает быстро — и говорит очень быстро, черепаха ползает медленно — и говорит мед­ленно, ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально.

Процедура: Ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца — быстрый темп, черепаху — медленный темп, ежика — нормальный темп.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает — и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро — и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».

— По веточке ползает длинная гусеница, (медлен­ный темп)

— Из-под топота копыт пыль по полю летит, (быст­рый темп)

— Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

— В лесу дети собирали грибы и ягоды, (нормальный темп)

— У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)

— Зимой дети любят кататься на санках и коньках, (медленный темп)

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора предложения исп­равляет ошибки.

2 балла — после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.

1 балл — путается, не соотносит с картинками.

0 баллов — задание недоступно.

3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи

Материал для исследований: воспроизведение пред­ложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать пред­ложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».

— Весной тает снег и бегут ручьи, (нормальный темп)

— Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

— Самолет построим сами и помчимся над полями, (быстрый темп)

— Улитка носит свой домик на спине, (медленный темп)

— На море во время шторма очень большие волны, (нормальный темп)

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

4. Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале неболь­шого знакомого стихотворения, например, «Мой весе­лый звонкий мяч» С. Маршака.

Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху — читай медленно, увидишь ежа — читай нор­мально, спокойно».

Картинки

Мой веселый звонкий мяч, Черепаха
Ты куда пустился вскачь? Ёж
Синий, красный, голубой, Заяц
Не угнаться за тобой. Черепаха

Критерии оценки: (см. задания № 3)

14. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией

Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций:

1-я инструкция — выполнение задания;

2-я инструкция — оценка ребенком качества выпол­нения задания.

Материал для обследования: ритмические удары, зву­ки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слого­вой структуры, предложения с разными типами интона­ции, лексический материал для воспроизведения моду­ляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребен­ка 1—2 раза.

1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении ритмического рисунка простых и акцентирован­ных ударов.

Инструкция № 1. «Повтори удары за логопедом».

Изолированные — ///, //, /;

Серии простых — // // //, /// ///;

Акцентированные — / U / U, // U, UU /.

Условные обозначения: / — громкий удар,

U — тихий удар.

Инструкция № 2: «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2: «Ты правильно повторил?»

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слоги».

КА-ГА-К А

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2: «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»
КОСА-КОЗА ТАЧКА-ДАЧКА

КРЫША-КРЫСА НОРА-КОРА

УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА
КОРА-ГО РА КАДУШКА-ПОДУШКА

ПАШНЯ-БАШНЯ НОРКА-КОРКА

МЫШКА-МИШКА ТОЧКА-ДОЧКА

Инструкция № 2: «Ты правильно ответил?»

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слова».
КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР

СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ

САМОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК

УЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ
ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД

КРАНОВЩИК ИНДЕЕЦ

Инструкция № 2: «Ты правильно сказал слова?»

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом».

— Космонавт живет в космическом аппарате два ме­сяца.

— Весело журчали весенние ручьи.

— Учительница учит учеников на уроке.

— На сковороде жарятся пять котлет.

— Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция № 2: «Ты правильно сказал?»

7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций.

Инструкция № 1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

— Машина остановилась на светофоре....?

— В лесу выросли грибы....?

—Котенок вылез из-под дивана....?
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?»

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала го­лосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».

1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль? Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?

9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе.

Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые жи­вотные и их детеныши? У кого «толстый» голос, а у ко­го «тонкий» голос?»

СОБАКА...? ЩЕНОК...?

КОШКА... КОТЕНОК...?

КОРОВА...? ТЕЛЕНОК...?

Инструкция № 2: «У тебя получился «толстый» или тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то мы слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?»

Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение са­молета далеко и близко?»

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса.

Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и хо­тел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

Заяц — тоненьким голосом

Волк — грубым голосом

Медведь — медленным, хриплым голосом

Лиса — ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2: «У тебя получились голоса зверей?»

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом предложе­ния: быстро, медленно и обычно».

— На море во время шторма очень большие волны — нормальный темп.

— Самолет построим сами и помчимся над горами — нормальный темп.

— Улитка носит свой домик на спине — медленный темп.

Инструкция № 2: «У тебя получилось говорить раз­ным темпом: быстро, медленно и нормально?»

Инструкция № 3. «Вот три картинки: черепаха, заяц, еж. Если логопед покажет черепаху, то говори медлен­но, если зайца — то говори быстро, а если ежа, то го­вори обычным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Как заяц —...? (быстро).

Как ёж —...? (нормально).

Как черепаха —...? (медленно).

Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, мед­ленно»?

Критерии оценки:

4 балла — полностью сформулирован навык самоконтро­ля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.

3 балла — стадия завершения формирования навыка само­контроля. Ребенок замечает примерно 75% допущенных оши­бок в собственной речи.

2 балла — стадия автоматизации навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 50% допущенных ошибок в соб­ственной речи.

1 балл — начальная стадия формирования навыка само­контроля. Ребенок замечает примерно 25% допущенных оши­бок в собственной речи.

0 баллов — нулевая стадия. Отсутствие самоконтроля.

Примечания:

1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за вы­раженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).

2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слы­шит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. На­рушение просодики в этом случае можно отнести к сен­сорному уровню (условно группа ОНР).

3. Смешанный (сенсомоторный) характер наруше­ния просодики определяется у детей со стертой дизарт­рией, у которых задерживается процесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН).

Для иллюстрации обследования просодической сто­роны речи приводим график № 7. Профиль сформиро­ванности просодической стороны речи у ребенка со стертой дизартрией (возраст 6 лет 11 мес).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: