Введение понятия «текст»

Начинать работу по анализу текста рекомендуем с обыгрывания следующей ситуации. В класс приносится чудо-сундучок, в котором хранятся все тайны текста.

Учитель. Все мы читали сказки, рассказы, стихотворения, тексты из энциклопедий и никогда не задумывались о том, как они создаются, каким законам подчиняются. Как же происходит это чудесное рождения текста?

Чтобы стать врачом, учителем, летчиком, строителем, надо много знать и долго этому учиться. Значит, чтобы стать писателем, также надо много знать и долго учиться этому. Наш сундучок непростой, в нем хранятся все тайны текста. Главный секрет сундучка в том, что его тайны раскрываются не каждому, а только тому, кто искренне хочет их познать.

Если вы хотите узнать, кто охраняет тайны текста, кто является его преданными помощниками, если хотите узнать, что такое текст и какие сокровища он в себе скрывает, если хотите иметь доступ к этим сокровищам и использовать их при создании собственных текстов, как это делают писатели, мастера слова, то приготовьтесь к долгой и тернистой дороге, ведь путь к неизвестному, к тайнам всегда сложен и труден.

При введении определения текста каждый учащийся получает карточку, на которой даны незаконченный текст, одно предложение, группа не связанных между собой предложений, деформированный текст, в котором нарушена последовательность предложений и текст.

1. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода только на дне. (Л. Толстой)

2.Яркое солнце блестит над землей.

3. Называется оно кипрей. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Есть такое растение – высокое, с красными цветами. (По К. Паустовскому)

4. Пришла зимушка-зима. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. Все овощи в огороде поспели.

5.Спала кошка на крыльце, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры. (Л. Толстой)

Учитель. Прочитайте первую запись и ответьте на вопрос: «Текст ли это или нет? Почему?»

- Что мы узнаем из этих предложений? (Только то, что галка хотела пить, а во дворе стоял кувшин.)

- Нам известно, что было дальше? Утолила ли галка жажду или нет? (Нет, в тексте об этом ничего не говорится.)

- Следовательно, чтобы эти предложения образовали текст, нужно продолжить их до полной смысловой завершенности. Какой мы с вами озвучили первый признак текста? (Текст должен быть завершен по смыслу.)

Учитель фиксирует это на доске.

Далее учитель обращает внимание детей на вторую запись с прежним вопросом. Школьники понимают, что это не текст, а одно предложение. Следовательно, признаком текста будет наличие нескольких предложений.[3] Учитель снова фиксирует эту особенность текста на доске.

После прочтения записи № 3 младшие школьники приходят к выводу, что это не текст, хотя каждое предложение, по-видимому, рассказывает об одном и том же цветке.

Учитель. Видно, кто-то испортил этот текст, вмешался в его строгий порядок, перепутал предложения. Что нужно сделать, чтобы предложения встали на свое место и образовали текст? (Изменить их порядок следования.) Значит, предложения в тексте должны быть последовательны.

Вывод учитель фиксирует в схеме.

Далее дети читают запись № 4 и легко приходят к выводу, что это не текст, так как предложения между собой не связаны по смыслу, в каждом из них говорится о разном: о зиме, об одуванчике и даже об овощах. Следовательно, в тексте предложения должны быть связаны. Вывод учитель записывает на доске в схеме.

В заключение анализируется последняя запись. При этом учитель обращает внимание детей к получившейся схеме на доске. (См. схему 5).

Учитель. Данная запись образует текст, так как в ней реализуются все признаки текста: завершен по смыслу, состоит из нескольких предложений, которые последовательны и связаны между собой.

Схема 6

завершен по смыслу

несколько предложений

ТЕКСТ

предложения последовательны

предложения связаны

Учитель. Мы с вами говорили, что когда мы что-то создаем, производим, то получаем результат, продукт, который мы часто называем произведением. В искусстве есть художественные, музыкальные произведения. Текст же, будучи продуктом речи, является речевым произведением.

Таким образом, текст – это завершенное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких последовательных и связанных предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: