Продукт Экстралингвистические

речевой деятельности (речевые) факторы

высказывание текст речевая прагматика взаимодействие

ситуация реч. произв. коммуникантов

коммуникативные

цели намерения задачи фоновые настрой псих.

знания качества

Представленная модель дискурса наглядно демонстрирует нетождественность рассматриваемых понятий: дискурс выходит за пределы высказывания и текста.

Таким образом, отсутствие единых подходов к определению некоторых текстовых понятий объясняется многоплановостью изучения текста различными науками. Уровневое строение текста и возможность единиц текста редуцироваться до единиц низшего яруса позволяет понять, почему текстом мы называем различные по объему и содержанию речевые фрагменты. Критерием выделения текста из ряда других объектов является завершенность по смыслу и по структуре. Поэтому текстом мы называем и поговорку, и афоризм, и параграф учебника, и крупнообъемное произведение, включающее книги, главы, части и т.д. Лингвистически и методически грамотно разграничивать термины текст и высказывание как продукты письменной и устной формы речевой деятельности. Сообщение как признак речевых произведений выражается и в тексте, и в высказывании, а дискурс – коммуникативное понятие, включающее в себя конкретный текст/ конкретное высказывание в совокупности с экстралингвистическими факторами, обеспечивающими эффективность коммуникации.

Итак, текстом, на наш взгляд, следует считать законченное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких последовательных и связанных предложений. Это определение, приемлемое и для младшего школьного возраста, оно отражает существенные признаки текста – завершенность, членимость, информативность, связность и цельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: