речевой деятельности (речевые) факторы
высказывание текст речевая прагматика взаимодействие
ситуация реч. произв. коммуникантов
коммуникативные
цели намерения задачи фоновые настрой псих.
знания качества
Представленная модель дискурса наглядно демонстрирует нетождественность рассматриваемых понятий: дискурс выходит за пределы высказывания и текста.
Таким образом, отсутствие единых подходов к определению некоторых текстовых понятий объясняется многоплановостью изучения текста различными науками. Уровневое строение текста и возможность единиц текста редуцироваться до единиц низшего яруса позволяет понять, почему текстом мы называем различные по объему и содержанию речевые фрагменты. Критерием выделения текста из ряда других объектов является завершенность по смыслу и по структуре. Поэтому текстом мы называем и поговорку, и афоризм, и параграф учебника, и крупнообъемное произведение, включающее книги, главы, части и т.д. Лингвистически и методически грамотно разграничивать термины текст и высказывание как продукты письменной и устной формы речевой деятельности. Сообщение как признак речевых произведений выражается и в тексте, и в высказывании, а дискурс – коммуникативное понятие, включающее в себя конкретный текст/ конкретное высказывание в совокупности с экстралингвистическими факторами, обеспечивающими эффективность коммуникации.
Итак, текстом, на наш взгляд, следует считать законченное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких последовательных и связанных предложений. Это определение, приемлемое и для младшего школьного возраста, оно отражает существенные признаки текста – завершенность, членимость, информативность, связность и цельность.