Предисловие. Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин, изучаемых в средней и высшей школе. Важное место среди последних занимает социология как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, правовых или нравственных нормах, так не может он рассчитывать и на успешность своих действий без определенных знаний о социальной среде, в которой он живет, без знания тех скрытых сил, которые определяют поступки и действия людей в различных общественных ситуациях. Социология - это своеобразная анатомия и физиология общества в различных его срезах и проявлениях, позволяющая выявлять его нормальные и патологические состояния и предлагающая определенные средства преодоления последних. Неудивительно, что в прошлом социология зачастую понималась как социальная гигиена.

Приступая к изучению социологии, необходимо прежде всего составить общее представление о ней как об особой науке, т.е. определить ее предмет, основные задачи и функции; ее соотношение с философией и другими науками; выявить основные элементы, из которых складывается система социологического знания; установить основные этапы ее развития и т.д. Эта общая характеристика дается в первой главе учебного пособия.

Вторая глава посвящена анализу категориального аппарата социологии, что составляет содержание теоретической социологии и помогает осмыслить содержание специальных социологических теорий. Третья глава пособия представляет собой изложение основ специальных социологических теорий, или конкретно-социологичес-


ких дисциплин, совокупность которых конкретизирует общее представление о структуре общества, основных этапах его развития и функционирования.

Наконец, современную социологию невозможна представить без знания ее эмпирической основы и тех средств, с помощью которых собираются и обрабатываются эмпирические данные, что составляет содержание заключительной главы пособия.

Особенность учебной литературы заключается в том, что в ней дается отстоявшийся материал, излагаются как бы неоспоримые истины, оформленные в строгие формулировки категорий, законов и основных положений. Однако особенность социологического материала, подверженного быстрым изменениям, не позволяет излагать его в привычной хрестоматийной форме и заставляет анализировать различные взгляды по тому или иному вопросу в их полемической заостренности, т.е. излагать истину не столько в ставшем, сколько в становящемся виде.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и призвано не только дать основы социологических знаний, но и вооружить их навыками эмпирического социологического исследования, с необходимостью осуществления которого часто сталкиваются не только исследователи, но и практические работники: учителя, воспитатели, социальные работники, руководители разных рангов, журналисты и многие другие специалисты.

Авторами учебного пособия являются преподаватели (штатные и совместители) кафедры социологии Белорусского государственного университета, которые читают курсы социологии на отделении социологии, а также на различных факультетах университета, активно участвуют в научной и методической работе, являются консультантами политических лидеров, обозревателями СМИ, принимают активное участие в проведении оперативных социологических исследований в период предвыборных кампаний и других крупных общественно-политических событий, являются руководителями незави симых (негосударственных) социологических центров и служб.


Авторы будут благодарны всем, кто пожелает высказать свои критические замечания по тексту и структуре учебного пособия.

Критические замечания можно прислать по адресу:

220050, г. Минск, ул. К. Маркса, 31, Белгосунивер-ситет, кафедра социологии.

Разделы учебного пособия написали:

♦ доктор философских наук., профессор А.Н. Ел суков -предисловие; Гл. 1: разд. 1-3; Гл. 2: §§3.1-3.6, 3.14, 4.1, 4.3, 4.6, 4.7, 4.10-4.12; Гл. 4: разд. 1; §5.1.

♦ доктор философских наук., профессор, академик АНБ Е.М. Бабосов - Гл. 2: §§3.8-3.12, 4.5, 4.8, 4.9;

Гл. 3: разд. 1, 8.

♦ доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент АНБ А.Н. Данилов - Гл. 2: §4.4; Гл. 3: разд. 4, 9; Гл. 4: §5.3.

♦ доктор философских наук, профессор Г.Н. Соколова -Гл. 3: разд. 2-3.

♦ доктор философских наук, профессор Я.С. Яскевич -Гл. 2: разд. 1.

♦ кандидат философских наук, доцент В.Л. Абушенко -Гл. 2: §3.2; Гл. 3: разд. 6.

♦ кандидат юридических наук, доцент С.Н. Бурова -Гл. 3: разд. 10; Гл. 4: разд. 2, 3.

♦ доктор философских наук, профессор Л.А. Гуцаленко - Гл. 2: §3.2.

♦ Н.А. Елсукова - Гл. 4: разд. 2.

♦ кандидат философских наук, доцент Н.В. Ефимова -Гл. 2: §3.13; Гл. 4: §5.4.

♦ кандидат социологических наук, доцент Е.А. Кечина -Гл. 4: разд. 2.

♦ кандидат социологических наук Е.А. Коростылева -Гл. 3: разд. 5.

♦ кандидат социологических наук, доцент Е.Е. Кучко -Гл. 4: §5.1.

♦ доктор социологических наук, профессор СВ. Лапина - Гл. 1: разд. 3; Гл. 2: разд. 1.

♦ доктор социологических наук, профессор А.И. Левко -Гл.,3: разд. 7.


♦ кандидат философских наук, доцент А.П. Лимаренко -Гл. 2: §3.7.

♦ доктор социологических наук, профессор О.Т. Манаев - Гл. 2: §3.13.

♦ кандидат философских наук Л.Г. Новикова -Гл. 3: разд.8.

♦ доктор социологических наук, профессор

Д.Г. Ротман - Гл. 2: §4.2; Гл. 3: разд. 4; Гл. 4: §5.2; разд. 7.

♦ кандидат социологических наук, доцент О.В. Терещенко - Гл. 4: разд. 4, 6.

♦ доктор социологических наук, профессор

Л.Г. Титаренко - Гл. 2: §4.9; Гл. 3: разд. 11, 12.

♦ доктор исторических наук, профессор П.П. Украинец - Гл. 3: разд. 1.

♦ доктор философских наук, профессор А.Н. Елсуков, И.П. Веремеева - Гл. 1: §1.3.


ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: