Социология XX века

Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами, появляются такие ее разделы, как эмпирическая и прикладная социология.


В рамках теоретической социологии утверждается структурно-функциональный анализ американских исследователей Т. Парсонса (1902-1979) и Р. Мертона (1910).

Данные авторы, отказавшись от изживших себя натуралистических и психологических интерпретаций социальных явлений, стали использовать более совершенный научный аппарат, основанный на достижениях современной им математики, кибернетики, бионики и др. наук. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могли быть индивиды, группы, коллективы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливались структурные связи. Характер этих функциональных связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, менялось и представление о предмете социологического познания, он полностью сводился к выявлению социальных связей. Слабость этого подхода, как отмечают многие критики, заключается в том, что он дает лишь моментальный портрет общества, не раскрывает его генезиса и развития. Тем не менее эта концепция оказалась весьма популярной и до сих пор имеет много своих сторонников. Можно сказать, что она оказалась наиболее популярной социологической теорией XX века.

К классическим теориям социологии необходимо также отнести: теорию символического интеракционизма Д. Мида (1863-1931); теорию социального конфликта Р. Дарендорфа (1929); теорию социального обмена Д. Хо-манса (1910) и П. Блау (1918).

Однако более существенным моментом для развития социологии XX века явилось то, что она стала обретать черты конкретно-научного знания. В ней стал складываться свой арсенал эмпирических приемов исследования с соответствующей теоретико-методологической обработкой его, и, кроме того, начали четко обозначаться черты научного исследования, имеющего чисто прикладной характер. Иначе говоря, наряду с теоретической социологией, имеющей, как мы убедились, глубокие исторические корни, начинает формироваться слой прикладных


социологических исследований, или в целом эмпирическая социология, развитие которой и обеспечило социологии ту популярность, которой она пользуется в наше время.

Здесь нет необходимости подробно останавливаться на истории эмпирической социологии, важно лишь отметить, что с ее появлением вновь обостряется проблема определения предмета социологии.

Проблематичность данного вопроса заключается в том, что социология как бы спускается с высот общего (философского) рассмотрения общества к анализу его конкретных структур (групп, коллективов, институтов, регионов и т.д.), т.е. переходит с макроуровня на микроуровень. Но такое приближение к объекту исследования начинает дробить его на части. Получается, что изучается уже не общество в целом, а его отдельные фрагменты. Но в рамках такого подхода утрачивается картина целого. Ведь изучая деятельность какого-либо коллектива или даже сотни коллективов, ничего нельзя сказать о функционировании общества в целом. Да и ученый, изучающий деятельность коллектива, просто не ставит перед собой такой задачи. Но тогда социология как наука об обществе утрачивает свой смысл, ибо она становится скорее наукой о проявлении социального в различных общественных структурах и явлениях, и весь методологический арсенал эмпирического социологического исследования лишь подтверждает подобную переориентацию. Складывается впечатление, что в социологии существует две самостоятельные дисциплины: теоретическая и эмпирическая (прикладная), каждая со своей предметной областью и своим методологическим обеспечением. При этом прикладная социология распадается на множество самостоятельных предметов. Именно поэтому каждая конкретная социологическая дисциплина начинается с определения своего собственного предмета исследования. Например, социология труда, социология спорта, социология культуры, социология политики, социология молодежи, социология семьи и т.д. - все имеют свой собственный предмет исследования. С методологической точки зрения встает задача дать не только общее определение социологии как науки об обществе, но и выявить логический инвариант


предметной области всех конкретно-социологических исследований, ибо в противном случае они просто будут утрачивать единый статус социологической дисциплины. Однако этот вопрос требует особого рассмотрения, и мы к нему вернемся в следующих параграфах.

Таким образом, исторический анализ социологического знания позволяет сделать ряд общих выводов, помогающих уточнить смысл социологии как науки.

1. Социология зарождается в недрах социально-философского знания и долгое время существует как составная часть философии, которую можно представить как сочетание трех частей: онтология, гносеология и социология. В этом плане вполне можно было бы говорить о социологии Платона или Аристотеля, как, в равной мере, о социологии Гоббса или Монтескье, Конта или Спенсера, Канта или Гегеля, Маркса или Вебера.

2. Наряду с социально-философскими концепциями в XIX веке начинают складываться специфически социологические теории, социология оформляется как теоретическая система. Формально она начинается с момента введения в научный оборот самого понятия "социология", предложенного Контом в 30-е гг. XIX века. Чаще всего именно с этого момента начинают отсчет истории самой социологии. Но и в этот период она все еще не отпочковалась полностью от философии, поэтому многие классики теоретико-социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии (Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс, Вебер, и т.д.). В этот период существует значительный разброс в понимании предмета социологии, что отчетливо прослеживается в творчестве Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса, Дюркгейма, Паре-то и т.д.

3. В конце XIX века начинается процесс институа-лизации социологии и формирование ее эмпирической базы. Это выражается в том, что открываются кафедры и факультеты в вузах, формируется когорта профессиональных социологов, открываются национальные и международные ассоциации социологов, выходят в свет специальные журналы, учебная и научная литература и т.д. С возникновением прикладной социологии вопрос о


предмете социологии не упрощается, а усложняется, т.к. все новые и новые фрагменты социальной действительности втягиваются в сферу социологического исследования.

4. В настоящее время социология превратилась в строгую научную дисциплину, имеющую свои академические и вузовские структуры, а также широкую сеть практических служб, обеспечивающих получение оперативной социологической информации, которая имеет как теоретический, так и практический смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: