Интеллект и речь в онтогенезе. Возраст Уровень деятельности Рецепция речи Активная речь Эмбрио-ногенез Безусловные реф­лексы Возможные услов­ные реакции

Таблица № 3

Возраст Уровень деятельности Рецепция речи Активная речь
Эмбрио-ногенез Безусловные реф­лексы Возможные услов­ные реакции    
1-2 нед. Безусловные реф­лексы Возможные услов­ные реакции Положительная реакция на инто­нацию Начало гуления

Продолжение табл.

Возраст Уровень деятельности Рецепция речи Активная речь
К 3 нед. Нестойкая фикса­ция зрачка Условные реакции Реакция на колы­бельную песню Гуление
К 4 нед. Стойкая фиксация зрачка Условные реакции Реакция на инто­нацию Интонирован­ное гуление
К 2 мес. Узнавание матери и бутылочки Реакция на голоса знакомых Интонационные эхолалии
К 5 мес. Стойкое различе­ние цвета и фор­мы Условные реакции со всех афферент­ных систем. Про­извольное адек­ватное хватание «Ожидание» обра­щения. Опере­жающие реакции на интонацию Некоторые сил­лабические фо­нации
К 6 мес. Разнообразные манипуляции с игрушками Узнавание всех знакомых. Адек­ватные эмоци­ональные реакции Нестойкие реак­ции на имя Лепет. «Импе­ративные фона­ции»
К 7-8 мес. Активное разли­чение игрушек. Сочетание игру­шек. Познание функции предме­тов («катание», «нанизывание») Понимание неко­торых просьб («Дай ручку.'») Стойкие реакции на свое имя и име­на матери и неко­торых знакомых Лепет. Силлаби­ческие эхола­лии
К 1 году t— --------- Инвариантность свойств предме­тов Различение по функциональным признакам в от­влечении от дру­гих. Игра («Прят­ки») Адекватное пони­мание 60 слов в различных прос­тых предложениях в ситуации Самостоятель­ное употребле­ние 26 слов-предложений. Воспроизведе­ние 45 слов-предложений. С усвоенным значением — 28

Окончание табл

Возраст Уровень деятельности Рецепция речи Активная речь
К 2 годам Группировка по Адекватное пони- Первые предло-
  функции. Выпол- мание различных жения
  нение по образцу простых предло- Формальное
  задач на действие жений на базе воспроизведе-
  со знакомыми 470 слов в ситу- ние 310 слов. С
  предметами. Ана- ации. Понимание усвоенным зна-
  логия. Обучение «ошибок» при чением — 158
  сложным играм. слушании сказки  
  Рисование (линии. (ранее известный  
  кружочки) текст считается  
    истинным)  
К 3 годам Группировка Адекватное пони- Предложения
  предметов по вто- мание распро- простые и 3-
  ричным призна- страненных прос- членные с 805
  кам (цвет, форма). тых предложений словами. С усво-
  Некоторые сери- на базе 815 слов. енным значени-
  ации и классифи- Вне ситуации — ем — 610. Вне
  кации. Планиро- около 50% ситуации —
  вание последова-   около 400
  тельных действий    
  Сложная игра.    
  Рисование пред-    
  метов    
К 4 годам Умение обучать Адекватное пони- Предложения
  других. Первые мание распрост- сложносочи-
  трудовые навыки. раненных и слож- ненные с 1160
  Готовность всех носочиненных словами. С усво-
  основных опера- предложений на енным значени-
  ций базе 1730 слов ем — 970. Вне
    Вне ситуации — ситуации — 800
    70%  
К 5-7 го- Возможность Адекватное пони- Предложения
дам школьного обуче- мание сложных с сложноподчи-
  ния, обучаемость причинно-следст- ненные с
  интеллектуаль- венной связью 2000 слов.
  ным играм. предложений на С усвоенным
  Трудовые умения базе 2650 слов. значением —
  и навыки Вне ситуации — 1280. Вне ситу-
    70% ации — 1000

Гореловым выделены раздельные стадии онтогенеза по интеллектуальному и речевому развитию. Развитие языковых и интеллектуальных способностей проходит несинхронизированно, а с явным опережением интел­лектуальных возможностей относительно речевой. Для подтверждения этого положения приводит таблицу, со­ставленную Гореловым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: