Содержательный блок. 1. Влияние общих законов на развитие личности

1. Влияние общих законов на развитие личности.

2. Основные закономерности развития личности.

1. Влияние общих законов на развитие личности

В первой теме нами рассматривался вопрос, раскрывающий задачи науки. В данной теме нам необходимо выявить основные законы, сформулированные в современной психологии и найти источники этих законов, лежащие в философских знаниях. Подобная деятельность позволит выявить необходимые связи между врожденными и сформированными качествами личности.

Ген (греч. – рожденный) является основой множества определений в психологии:

  • биогенный – рожденный материей;
  • социогенный – рожденный социумом;
  • психогенный – рожденный психикой.

Структура (лат. – строение, устройство) в психологии является основой содержания внутренней сферы личности. Анализ взаимосвязи структурной и генетической даст возможность проследить появление и развитие важных жизненных процессов в развитии личности человека. В современной действительности каждый понимает, что личностью не рождаются, а становятся. Рождаются индивидуумом – человеком, наделенным от природы индивидуальными качествами будущей личности. Индивидуальность человеческой личности проявляется в развитии различных компонентов внутренней сферы.

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений психики личности, появление как положительных, так и отрицательных сторон в развитии психики.

В поисках законов и закономерностей психического развития личности человека Л.С.Выготский предложил в 1931 г. концепцию культурно-исторического развития личности, в которой описал истоки формирования исторического опыта человека начиная с детского периода:

1. В основе биогенной базы лежат наследственные программы поведения (рефлексы пищевые, хватательные, двигательные).

2. Индивидуально приобретенные навыки поведения формируются в процессе функционального развития на основе социальной базы.

3. Усвоение общественно-исторического опыта (речь, знаковые формы изображения, жесты, мимика) возможно только через взрослого на индивидуальной психической основе.

Метафизический закон развития личности гласит, что развитие психики есть накопление количественных показателей (объем словаря, количество навыков, степень внимания, объем памяти и т.д.). Процесс развития спонтанный, управляется внешними сигналами или зависит от воли человека (субъективизм).

Диалектический закон развития личности гласит, что источником психического развития являются только внутренние противоречия, а внешние противоречия должны сначала усвоиться человеком, а потом стать внутренними, и только тогда они могут стать источниками развития личности.

Примером к пояснению этих законов могут стать факты, известные каждому человеку по собственному наблюдению. Задатки, способности личности имеют не только биогенный потенциал, но и возможный уровень развития, который зависит от социальных условий.

2. Основные закономерности психического развития личности

На основе основных философских концепций развития и основных диалектических принципов (количество переходит в качество; отрицание отрицания; развитие по спирали) в теории психологии к концу ХХ века сложились непротиворечивые взгляды на утверждение основных закономерностей психического развития личности человека. Современный взгляд ученых совпадает с тем, что точно зафиксированная закономерность в психологии является законом. Основными законами психического развития личности признаются:

1. Закон стадиальности (stadion (греч.) – период, фаза развития)проявляется в следующих явлениях – развитие личности происходит по стадиям, этапам (младенчество, детство, подростковый период и т.д.). Невозможно пропустить ни один из периодов развития личности, каждый этап развития ценен новообразованиями в психике личности.

2. Закон неравномерности развития можно наблюдать в любой группе детей, проявляется в опережении, задержке и норме развития.

3. Закон сензитивности (sensus (лат.) – чувство, ощущение) – наблюдается в определенном возрастном периоде оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Ученые доказали наличие определенных сензитивных периодов более всего благопри­ятных для развития тех или других психической функции.

4. Закон дифференциации (differentia (лат.) – различие, выделение) – появление ранее отсутствующих психических функций.

5. Закон интеграции (integer (лат.) – целый, восстановленный) – объединение после дифференциации, но на новом уровне, образуя психический склад личности с преобладанием какого-либо из психических процессов.

6. Закон кумуляции (cumulatio (лат.) – увеличение, накопление) – все особенности психики не пропадают, а накапливаются и идут как основа для психического развития на следующем этапе.

7. Закон пластичности (plastikos (греч.) – гибкий, выразительный) – возможно сформировать как положительные, так и отрица­тельные качества личности у ребенка и взрослого человека.

8. Закон компенсаторности (compensare (лат.) – уравновешивать, возмещать) – в случае отсутствия какого-либо элемента развития (глухота, слепота и т.п.) возможно нормальное психическое развитие при условии социальной компенсации, в случае постоянного или стабильного неудовлетворения каких-либо потребностей личности у ребенка формируется комплекс неполноценности.

Появление законов психологии доказывает преемственность философских и научных идей и демонстрирует теснейшие связи генетических и структурных образований в развитии психики личности.

Литература по теме

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во «Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – С. 232–237.

3. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 3–18.

4. Лурия, А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1977. – № 9. – С. 68–76.

5. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.

6. Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов – М.: Изд-во «Ин-та практической психологии, 1996. – 320 с.

7. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М. Сеченов. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 320 с.

8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

9. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 456 с.

10. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 416 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: