Тема: Лингвистическая характеристика речевых нарушений.
Цель: получение представлений о речи как сложной, специфически организованной форме сознательной деятельности человека, психофизиологическом процессе реализации языка, знакомство с классификацией речевых нарушений.
План:
1. Понятие речи как сложной функциональной психофизиологической системе. Терминологическое понимание языка и речи.
2. Понятие о звуковой структуре речи.
3. Формы нарушений звукопроизношения по количеству дефектных звуков: замена, искажение, отсутствие.
4. Классификация речевых нарушений.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание понятий «речь», «язык». Охарактеризуйте взаимосвязь основных структурных компонентов языка в речи.
2. Объясните, какова роль слухового и зрительного анализаторов в развитии речи. Аргументируйте положение о значении развитого фонематического слуха для формирования правильной речи у ребенка?
Практические задания:
1. Приведите примеры фонетических и фонетико-фонематических нарушений звукопроизношения. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений. На основе проведенного анализа заполните таблицу №1.
Таблица №1
Фонетические и фонематические нарушения речи
Фонетический дефект | Фонетико-фонематическое недоразвитие |
2. По результатам анализа теоретического материала заполните таблицу «Виды речевых нарушений»
Таблица №2