Виды речевых нарушений

Виды речевых наруше ний Причи ны возник новения Особенности развития Время выявле ния Прогноз Состояние артикуляционного аппарата Выполнение арт-х упражнений Отноше ние к дефекту
общего психического Речево го
                 

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Готовясь к ответу на первый вопрос, охарактеризуйте психологическую природу речи как сознательной деятельности человека. Раскройте современные научные представления о речи как о психофизиологическом процессе реализации языка.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет).

Практическое решение проблемы преодоления речевого недоразвития у детей определяется пониманием соотношения языка и речи. Нередко эти термины неправильно употребляются как синонимы. В современных психологических и лингвистических исследованиях отмечаются существенные различия этих понятий.

Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.

Речь же представляет собой психофизиологический процесс функционирования языка.

Язык является средством общения, а речь – процессом общения.

Охарактеризуйте основные формы речи (внешняя, внутренняя речь); основные структурные компоненты языка и речи: фонетика (звуковой состав речи), лексика (словарь); грамматика (грамматический строй). Вспомните о том, что лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка, все составляющие тесно связаны между собой. В свою очередь, звуковой строй, грамматика и словарный состав речи оказываются также закономерно связанными друг с другом. Раскройте это взаимодействие.

Отвечая на второй вопрос, четко усвойте, что од­ним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноси­тельная сторона.

Основные компоненты звуковой культуры речи:

•интонация •система фонем

Интонация (от лат. Intonoгромко произношу) — это сово­купность звуковых средств языка, которые:

• фонетически организуют речь;

• устанавливают смысловые отношения между частями фразы;

• сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;

• являются средством выражения экспрессивной эмоци­ональной окраски.

Интонация — сложное явление. Она состоит из ряда компо­нентов: мелодики (изменения основного тона голоса), ударения (интенсивности), темпа речи (скорости протекания речи во времени), ритма речи (равномерного чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса), тембра (индивидуальной окраски голоса), паузы (остановки, перерыва в звучании).

Охарактеризуйте эти компоненты интонации и их значение для речи.

Систему фонем составляют гласные и согласные звуки. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных звуков. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и ис­правлению звукопроизношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: