Виды речевых наруше ний | Причи ны возник новения | Особенности развития | Время выявле ния | Прогноз | Состояние артикуляционного аппарата | Выполнение арт-х упражнений | Отноше ние к дефекту | |
общего психического | Речево го | |||||||
Методические указания и дополнительный материал к работе:
Готовясь к ответу на первый вопрос, охарактеризуйте психологическую природу речи как сознательной деятельности человека. Раскройте современные научные представления о речи как о психофизиологическом процессе реализации языка.
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет).
Практическое решение проблемы преодоления речевого недоразвития у детей определяется пониманием соотношения языка и речи. Нередко эти термины неправильно употребляются как синонимы. В современных психологических и лингвистических исследованиях отмечаются существенные различия этих понятий.
|
|
Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.
Речь же представляет собой психофизиологический процесс функционирования языка.
Язык является средством общения, а речь – процессом общения.
Охарактеризуйте основные формы речи (внешняя, внутренняя речь); основные структурные компоненты языка и речи: фонетика (звуковой состав речи), лексика (словарь); грамматика (грамматический строй). Вспомните о том, что лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка, все составляющие тесно связаны между собой. В свою очередь, звуковой строй, грамматика и словарный состав речи оказываются также закономерно связанными друг с другом. Раскройте это взаимодействие.
Отвечая на второй вопрос, четко усвойте, что одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.
Основные компоненты звуковой культуры речи:
•интонация •система фонем
Интонация (от лат. Intono — громко произношу) — это совокупность звуковых средств языка, которые:
• фонетически организуют речь;
• устанавливают смысловые отношения между частями фразы;
• сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;
|
|
• являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.
Интонация — сложное явление. Она состоит из ряда компонентов: мелодики (изменения основного тона голоса), ударения (интенсивности), темпа речи (скорости протекания речи во времени), ритма речи (равномерного чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса), тембра (индивидуальной окраски голоса), паузы (остановки, перерыва в звучании).
Охарактеризуйте эти компоненты интонации и их значение для речи.
Систему фонем составляют гласные и согласные звуки. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных звуков. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.