Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В логопедической работе




Цель: Знакомство со звуковой системой русского языка как основой в работе логопеда над постановкой звуков, овладение практическими навыками видеть и ощущать, какие органы артикуляции, какую преграду создают в ротовой полости, а также слышать различные оттенки нечеткого произношения звуков в своей и чужой речи.

План:

1. Гласные звуки. Характеристика по различным признакам.

2. Согласные звуки. Характеристика по различительным признакам.

а) классификация согласных звуков по участию в артикуляции мягкого неба и работе голосовых складок.

б) классификация согласных звуков по месту образования.

3. Опорные звуки.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику гласным звукам. По каким признакам они классифицируются?

2. На какие группы подразделяются согласные звуки русского языка по месту, способу образования, по соотнесению резонаторных полостей, по участию голоса и участию средней части спинки языка? Перечислите эти группы, назовите звуки, входящие в каждую группу.

3. Раскройте роль взаимосвязи артикуляционных и акустических признаков звуков русского языка в процессе формирования и исправления звукопроизношения.

Практические задания:

1. Зарисуйте в тетрадь логопедические профили фонем: п; б; т; с; з; ц; ш; ж; ч; щ; д; р; л. Охарактеризуйте статику (уклад) и динамику их образования.

2. На основании изученной литературы, заполните следующую таблицу:

Таблица 2

Звуки, произношение которых нарушается Опорные звуки
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
     

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Для того, чтобы научиться исправлять неправильное произношение звуков, логопед должен хорошо знать, как образуются звуки речи, по каким признакам и на какие группы они делятся, какие звуки или какие их группы наиболее часто нарушаются у детей и думать, почему это происходит. Например, почему в группе свистящих (с, с', з, з', ц) в одних случаях могут нарушаться все 5 звуков, в других – только три (с,з,ц), или два (с', з'), или один (ц). Для этого необходимо, прежде всего, усвоить классификацию звуков русского языка и овладеть практическими навыками видеть и особенно ощущать, какие органы артикуляции, какую преграду создают в ротовой полости, а также слышать различные оттенки нечеткого произношения звуков у окружающих людей.

Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и ис­правлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифферен­циацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечива­ют фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.




Приступая к классификации звуков русского языка (первый и второй пункты плана), обратите внимание, что по артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные.Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Помимо этого, по участию в артикуляции мягкого неба все звуки подразделяются на носовые и ротовые, а по работе голосовых складок – на гласные, сонорные, звонкие глухие звуки.

Гласные звукииграют большую роль в нашей речи: их от­четливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длитель­ности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, ко­торая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали глас­ные бывают:

• верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

• среднего подъема ([э], [о]);

• нижнего подъема ([а]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого ме­няется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

переднегоряда ([и] я [э]) поднимается передняя часть языка:

• среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

• заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образу­ются лабиализованные гласные ([о] и [у]). При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтраль­ное положение) и также относятся к нелабиализованным.



Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. Классифицируются согласные следующим образом:

по способу образования (смычно-взрывные, смычно-проходные, щелевые (фрикативные), смычно-щелевые, дрожащие (вибранты);

по месту образования: губно-губные, губно-зубные, переднеязычные;

по степени напряженности средней части спинки языка: твердые, мягкие.

Готовя органы артикуляции ребенка к правильному произношению звуков, логопед использует не только специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но и так называемые «опорные» звуки. Опорными могут считаться звуки, близкие по способу и месту образования к тому звуку, который нуждается в коррекции. Так, например, для звука [с] этими звуками являются [ф] и [и]. На [ф] можно отработать воздушную струю по центру языка, на [и] – подъем части спинки языка при опущенном за нижние резцы кончике языка. Отрабатывая опорные звуки, мы работаем не только над артикуляционным аппаратом, но и над всей речью в целом. Подробно материал об опорных звуках представлен в книге М.Ф.Фомичевой (см.п.3 списка литературы).

Литература:

1. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/Под ред. Т,В. Волосовец.-М., 2000.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. , 1981.

4. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно - демонстрационный материал. - М. , 2000.

5. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. - М. , 1977.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1320; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9016 - | 7248 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Общая часть. На должность операционной медицинской сестры назначается лицо со средним образованием, прошедшее специальную подготовку по работе в операционно-перевязочном
  2. IV. Просчеты и ошибки в работе учителя (по организации занимающихся, методике преподавания)
  3. IV. Содержание отчета. Отчет о работе должен содержать:
  4. IV. Содержание отчета. Отчет о работе должен содержать:
  5. IV. Содержание отчета. Отчет по работе должен содержать:
  6. VI Организация, управление и администрирование в социальной работе
  7. АКТУАЛЬНОСТЬ. Актуальность и важность проведения логопедической работы
  8. Анализ эпизода и этапы в работе с романным содержанием на уроке литературы в 10–ом классе
  9. Анкета «Удовлетворение в работе»
  10. АСУ и вычислительной техники в работе органов ВОСО
  11. Аттестация по курсовой работе
  12. Билет 10. Основы закона “О психиатрической помощи” и их применение в работе психиатрического учреждения


 

3.208.22.127 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.