double arrow
Формы нарушения звуков

Отсутствие звукаобусловлено несформированностьюпра­вильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одка (лодка).

Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание,не характерное для фонетической системы родного языка.

Причиной искаженного произношения звуков, как и их от­сутствия, является недостаточная сформированность или нару­шение артикуляционной моторики. Подобные дефекты явля­ются фонетическими, или моторными. Например:

        — межзубный
  — боковой     — двугубный
[с] — — межзубный   [л] — — горловой
  — носовой     — носовой
        — боковой

Замена одного звука другим,имеющимся в фонетичес­кой системе родного языка. Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в резуль­тате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличаю­щимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.

При ответе на последний вопрос раскройте исторический аспект в изучении речевых нарушений и их классификации. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств с точки зрения речевого дефекта и упорядочил ее терминологию А. Куссмауль в1877г., предложив клиническую классификацию речевых нарушений. На рубеже веков, с развитием физиологии ВНД, психологии, медицины, лингвистики, данная классификация была подвергнута критическому анализу, позволившему внести новую группировку речевых нарушений.




В настоящее время в логопедии есть 2 классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. По мнению Б.М. Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации все виды нарушений делятся на 2 группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная. К нарушениям устной речи относятся: дислалия, ринолалия, дизартрия, дисфония, заикание, брадилалия, тахилалия, алалия, афазия. К нарушениям письменно – дисграфия и дислексия.



В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р.Е. Левиной) нарушения речи подразделяются на 2 группы: нарушения средств общения (ФН, ФФН, ОНР), вторая группа – нарушения в применении средств общения (заикание, комбинированный дефект).

Обе классификации нарушений речи отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий – они дополняют друг друга. Дайте краткую характеристику основным видам речевых нарушений.

Литература:

1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.

2. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. - М., 1999.

3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/Под ред. Т.В. Волосовец.-М., 2000.

4. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.

5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. , 1981.






Сейчас читают про: