Отсутствие звукаобусловлено несформированностьюправильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одка (лодка).
Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание,не характерное для фонетической системы родного языка.
Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными. Например:
— межзубный | ||||
— боковой | — двугубный | |||
[с] — | — межзубный | [л] — | — горловой | |
— носовой | — носовой | |||
— боковой |
Замена одного звука другим,имеющимся в фонетической системе родного языка. Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.
При ответе на последний вопрос раскройте исторический аспект в изучении речевых нарушений и их классификации. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств с точки зрения речевого дефекта и упорядочил ее терминологию А. Куссмауль в1877г., предложив клиническую классификацию речевых нарушений. На рубеже веков, с развитием физиологии ВНД, психологии, медицины, лингвистики, данная классификация была подвергнута критическому анализу, позволившему внести новую группировку речевых нарушений.
В настоящее время в логопедии есть 2 классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. По мнению Б.М. Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации все виды нарушений делятся на 2 группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная. К нарушениям устной речи относятся: дислалия, ринолалия, дизартрия, дисфония, заикание, брадилалия, тахилалия, алалия, афазия. К нарушениям письменно – дисграфия и дислексия.
В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р.Е. Левиной) нарушения речи подразделяются на 2 группы: нарушения средств общения (ФН, ФФН, ОНР), вторая группа – нарушения в применении средств общения (заикание, комбинированный дефект).
Обе классификации нарушений речи отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий – они дополняют друг друга. Дайте краткую характеристику основным видам речевых нарушений.
Литература:
1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.
2. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. - М., 1999.
3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/Под ред. Т.В. Волосовец.-М., 2000.
4. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.
5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.