Тема: Формы дислалии. Механическая (органическая) дислалия

Цель: Изучить этиопатогенетические механизмы моторной (органической) дислалии; дать характеристику нарушениям звукопроизношения, обусловленным анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата.

План:

  1. Причины возникновения механической дислалии.
  2. Анатомическая патология органов артикуляции: разнообразные нарушения зубо-челюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки.
  3. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.
  4. Уровни нарушенного произношения

Контрольные вопросы:

  1. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?
  2. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.
  3. В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?

Практическое задание:

Схематически изобразите следующие дефекты строения артикуляционного аппарата: прогению, прогнатию, открытый боковой прикус (одно – и двусторонний), открытый передний прикус, глубокий прикус, разные формы твердого нёба (рис.2).

Методические указания и дополнительный материал к работе:

При ответе на 1-й и 2-й вопросы плана дайте определение по­нятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дис­лалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно от­клонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии. Какие причины могут привести к аномалиям в строении органов артикуляции.

Обратите внимание на то, что нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особен­ности.

1. При этой форме дислалии одновременно страдают целые группы звуков, имеющих общие моменты в артикуляции. На­пример, межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [с], [з], [ц], [щ], [ж], [ч], [ш], [т], [д], [н], [л] у ребенка с открытым передним прикусом обусловлено невозможностью удерживать кончик языка за передними зубами.

2. Дефекты звукопроизношения при механической дисла­лии выражаются главным образом в искаженном произноше­нии звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясня­ется тем, что при различении звуков на слух ребенок стремит­ся произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляционно­го аппарата звучание получается искаженным (например, [р] произносится одноударно, но не заменяется другим звуком). Возможно, что вследствие неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух невер­ного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отли­чить нормальное звучание [р] от одноударного.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю груп­пу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изоли­рованно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при уме­нии правильно произносить их изолированно.

Большинство авторов (Ф.А. Pay, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок мо­жет правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологичес­кий) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, соглас­но которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явле­ние. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизношения с логопедическим заключением «Фонематическое недораз­витие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения.

Литература:

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2002.

2. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие. – М., 1973.

3. Pay Е.Ф., Синяк В А. Логопедия. — М., 1969.

4. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: