Цель: Изучить этиопатогенетические механизмы моторной (органической) дислалии; дать характеристику нарушениям звукопроизношения, обусловленным анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата.
План:
- Причины возникновения механической дислалии.
- Анатомическая патология органов артикуляции: разнообразные нарушения зубо-челюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки.
- Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.
- Уровни нарушенного произношения
Контрольные вопросы:
- Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?
- Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.
- В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?
Практическое задание:
Схематически изобразите следующие дефекты строения артикуляционного аппарата: прогению, прогнатию, открытый боковой прикус (одно – и двусторонний), открытый передний прикус, глубокий прикус, разные формы твердого нёба (рис.2).
Методические указания и дополнительный материал к работе:
При ответе на 1-й и 2-й вопросы плана дайте определение понятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дислалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно отклонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии. Какие причины могут привести к аномалиям в строении органов артикуляции.
Обратите внимание на то, что нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.
1. При этой форме дислалии одновременно страдают целые группы звуков, имеющих общие моменты в артикуляции. Например, межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [с], [з], [ц], [щ], [ж], [ч], [ш], [т], [д], [н], [л] у ребенка с открытым передним прикусом обусловлено невозможностью удерживать кончик языка за передними зубами.
2. Дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что при различении звуков на слух ребенок стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным (например, [р] произносится одноударно, но не заменяется другим звуком). Возможно, что вследствие неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание [р] от одноударного.
В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:
1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;
2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;
3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.
Большинство авторов (Ф.А. Pay, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, согласно которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизношения с логопедическим заключением «Фонематическое недоразвитие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения.
Литература:
1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2002.
2. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие. – М., 1973.
3. Pay Е.Ф., Синяк В А. Логопедия. — М., 1969.
4. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.