Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Согласно Конституции Россий­ской Федерации практически все законы, регулирующие вопросы охраны окру­жающей среды, природопользования и обеспечения экологиче­ской безопасности, являются рамочными. Их отдельные положе­ния дополняются Указами Президента РФ и Постановлениями Пра­вительства РФ. Во исполнение их, в свою очередь, разрабатывают­ся и принимаются нормативно-правовые акты федеральных орга­нов исполнительной власти Российской Федерации. В результате возможны ситуации, когда несколько несоответствующих друг другу нормативных правовых актов одновременно регулируют один и тот же предмет. Для решения подобных проблем последовательно применяются следующие правила:

1. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие только после введения его в действие. В особо установленных случаях действие акта рас­пространяют и на правоотношения, которые возникли до введе­ния его в силу. Однако некоторые категории нормативно-правовых актов не могут иметь обратной силы.

2. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей.

3. Соот­ветственно, нормативные акты бывшего СССР и РСФСР приме­няются в части, не противоречащей нормативным правовым ак­там, изданным после вступления в силу Конституции Российской Федерации.

4. Если нормативные акты противоречат друг другу, применяют обладающий наибольшей юридической силой.

5. Соотношение нор­мативных актов органов государственной власти Российской Фе­дерации и субъектов Российской федерации обусловливается раз­граничением предметов ведения. Согласно Конституции Российс­кой Федерации (ст. 76) по предметам совместного ведения, к ко­торым относится охрана окружающей среды, природопользова­ние и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако­ны и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Вне сферы ведения Российской Федерации и ведения, совместно­го с субъектами РФ, субъекты осуществляют собственное право­вое регулирование, включая принятие законов и иных норматив­ных правовых актов.

5. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федера­ции не могут противоречить федеральным законам. В случае проти­воречия действует федеральный закон. В сфере ведения субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Определение юридической силы нормативного правового акта на уровне федерации производится согласно иерархии правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: