Согласно Конституции Российской Федерации практически все законы, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, являются рамочными. Их отдельные положения дополняются Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Во исполнение их, в свою очередь, разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. В результате возможны ситуации, когда несколько несоответствующих друг другу нормативных правовых актов одновременно регулируют один и тот же предмет. Для решения подобных проблем последовательно применяются следующие правила:
1. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие только после введения его в действие. В особо установленных случаях действие акта распространяют и на правоотношения, которые возникли до введения его в силу. Однако некоторые категории нормативно-правовых актов не могут иметь обратной силы.
|
|
2. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей.
3. Соответственно, нормативные акты бывшего СССР и РСФСР применяются в части, не противоречащей нормативным правовым актам, изданным после вступления в силу Конституции Российской Федерации.
4. Если нормативные акты противоречат друг другу, применяют обладающий наибольшей юридической силой.
5. Соотношение нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской федерации обусловливается разграничением предметов ведения. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Вне сферы ведения Российской Федерации и ведения, совместного с субъектами РФ, субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. В сфере ведения субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Определение юридической силы нормативного правового акта на уровне федерации производится согласно иерархии правовых актов.