Обследование слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией

Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с опреде­ленными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, дву­сложные, со стечением и т.д., последовательно обследу­ются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отра­женно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, со­стоящие:

~ из разных гласных и согласных, например, «ка — ту — бо»;

—из разных согласных, но одинаковых гласных, на­
пример, «ка — га — да»;

—из разных гласных, но одинаковых согласных, на­
пример, «та — то — ту»;

—из одинаковых гласных и согласных звуков, но с
разным ударением (акцентированные) па — па — па,
да — да — да, па — па — па.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.


Цель исследования:

1. Выявить те частотные классы слов, слоговая
структура которых сохранна в речи ребенка.

2. Выявить те классы слоговой структуры слов, ко­
торые грубо нарушены в речи ребенка.

3. Определить тип нарушения слоговой структуры
слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова — см. п. 5.2.

По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень О HP.

1. Исследование сформированное™ слоговой струк­туры слов 1—3 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

1 класс — двусложные слова из открытых слогов:
вода

муха зубы

2 класс — трехсложные слова из открытых слогов:
собака

ягоды молоко

3 класс — односложные слова:
мяч

дом нос

2) Инструкция: «Назови картинки».

1 класс: 2 класс 3 класс:
лыжи машина кот
мыло лопата лес
пила корова нож

Критерии оценки:

4 балла — четко воспроизводит слоговую структуру всех
слов.

3 балла — воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла — произносит замедленно, по слогам, некоторые
слова искажает.

1 балл — большинство слов искажает, искажает звукона-полняемость слов.

О баллов — искажение слоговой структуры слов и при пов­торе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.


2. Исследование сформированности слоговой струк­
туры слов 4—6 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс — двусложные слова с закрытым слогом:
веник

утюг паук

5 класс — двусложные слова со стечением в середи­
не слова:

банка

юбка письмо

6 класс — двусложные слова с закрытым слогом и
стечением согласных:

чайник

поднос компот

2) Инструкция: «Назови картинки».

4 класс: 5 класс 6 класс:

лимон мышка фартук

топор кошка альбом

пенал вилка тетрадь

Критерии оценки:

4 балла — верно повторяет слова и называет картинки.

3 балла — воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла — произносит скандированно, со второй попытки.

1 балл — большинство слов воспроизводит, искажая сло­говую структуру.

О баллов — некоторые слова отказывается повторить и на­звать картинки, остальные искажает по структуре и звукона-полняемости.

3. Исследование сформированности слоговой струк­
туры слов 7—9 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс — трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок

помидор ананас

8 класс — трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко

шахматы ананас


9 класс — трехсложные слова со стечением соглас­
ных и закрытым слогом:

автобус

кузнечик

осьминог

2) Инструкция: «Назови картинки».

7 класс: 8 класс 9 класс:

телефон конфеты памятник

огурец рубашка цыпленок

самолет котлеты карандаш

Критерии оценки:

4 балла — верно повторяет слова и называет картинки.

3 балла — воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками.

2 балла — слоговая структура воспроизводится в замедлен­ном темпе.

1 балл — искажается слоговая структура большинства слов.

О баллов — отказывается повторить некоторые слова и на­звать отдельные картинки.

Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.

4. Исследование сформированности слоговой струк­туры слов 10-13 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс — трехсложные слова с двумя стечениями
согласных:

матрешка

избушка

игрушка

11 класс — односложные слова со стечением соглас­
ных в начале или конце:

слова: флаг хлеб волк

12 класс — двусложные слова с двумя стечениями
согласных:

звезда

штанга

гнездо


13 класс — четырехсложные слова из открытых сло-

гов:

пианино

ежевика

кукуруза

2) Инструкция: «Назови картинки.

10 класс: 11 класс: 12 класс: 13 класс:

кисточка стол клетка черепаха

лампочка стул краски гусеница

корзинка ключ кнопка пирамида

Критерии оценки:

4 балла — слоговая структура всех слов 10—13 классов воспроизводится верно.

3 балла — слоговая структура воспроизводится, но звуко-наполняемость нарушается.

2 балла — слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отраженно.

1 балл — искажается слоговая структура по всем классам слов и нарушается звуконаполняемость.

О баллов — отказ от выполнения задания.

5. Исследование сформированности слоговой струк­туры слов сложной слоговой структуры

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

Примечание 1. Предварительно выясняется понима­ние значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (по­каз картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Примечание 2. Слова, сложные по семантике, под­черкнуты.

скворечник

простокваша

лекарство

троллейбус

телевизор

транспорт

строительство

парикмахерская


2) Инструкция: «Назови картинки».

танкист

сковорода

космонавт

аквалангист

термометр

кинотеатр

милиционер

аквариум

Критерии оценки:

4 балла — слоговая структура всех слов воспроизводится верно.

3 балла — замедленное, скандированное, послоговое восп­роизведение слова нарушается.

2 балла — искажает слоговую структуру при назывании картин.

1 балл — искажается слоговая структура более половины всех слов.

О баллов — грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.

6. Исследование возможности повторения ряда сло­гов

1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примеча­
ние: предлагают слоги, состоящие из разных гласных и
согласных звуков.

ПА - ТУ - КО ТА - ПУ - БО ДА - ТУ - ПО

2) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание: предлагают слоги, состоящие из раз­
ных согласных, но одинаковых гласных звуков.

КА - ГА - ДА ПО - КО - КО БУ - ПУ - ГУ

3) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание: предлагают слоги, состоящие из раз­
ных гласных, но одинаковых согласных звуков.

ПА - ПО - ПУ БО - БУ - БА КУ - КА - КО


4) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают одинаковые слоги, но про­износимые с разной силой голоса (т.е. под ударением). ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА

Критерии оценки:

4 балла — правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.

3 балла — затруднение только в четвертой пробе на акцен­тированные слоги.

2 балла — затруднения в 1, 2, 4 пробах.

1 балл — не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1,2, 3 пробу из двух слогов.

0 баллов — не справляется со всеми пробами. Отказ от
выполнения задания.

Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слухо­вой памяти на линейный ряд. В этом случае предлага­ется сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду.

7. Исследование возможности воспроизведения рит­мических структур

1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! — удар — пауза).

Примечание: ритмический рисунок можно отхлопы­вать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.

! —!

и _ н

1 _ ц
м _

2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются кар­точки с разным количеством точек.


3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной си­лой:! — тихо,! — громко.

Примечание: лучше проводить исследование восп-|роизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.

_ _ I

_ __ I

— —! —!

Критерии оценки:

4 балла — точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления.

3 балла — правильное воспроизведение после второго предъявления.

2 балла — появление ошибок после второго предъявления.

1 балл — ошибочное воспроизведение после третьего предъявления;

О баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

8. Исследование возможности воспроизведения рит­мического рисунка слова ударами

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколь­ко частей (слогов)?»

слова 1 класса слова 2 класса

Маша лето молоко ракета

Мыши мыло машина газета

Мука лапа лопата котята


Критерии оценки:

4 балла — сопряженно воспроизводит ритмическую струк­туру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).

3 балла — сопряженно не воспроизводит ритмическую
структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (сло­
гов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное от-
хлопывание логопеда.

2 балла — сопряженно воспроизводит ритмическую струк­
туру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов)
слов не производит.

1 балл — отхлопывает без учета ритмической структуры
слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов.
Количество слогов не определяется.

0 баллов — не включается в сопряженную деятельность.
Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».

слова 1 класса слова 2 класса

лыжи — бананы —

часы — собака —

г | луна — корова —

ff коза — лисица —

ваза - береза -

рыба — кубики —

бусы — радуга —

муха — сапоги —

Критерии оценки:

4 балла — ритмическую структуру слов воспроизводит
правильно.

3 балла — воспроизводит ритмическую структуру слов не
синхронно с произнесением.

2 балла — воспроизводит ритмическую структуру только
слов 1 класса.

1 балл — количество ударов не соответствует количеству
слогов.

О баллов — не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

9. Исследование возможности произнесения предло­жений со словами сложной слоговой структуры

Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».


Слова, сложные по семантике, поясняются, уточня­ются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ре­бенка, то предложения, включающие эти слова, исклю­чаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.

# Экскурсовод проводит экскурсию.

# Водопроводчик чинит водопровод.

# Регулировщик регулирует движение транспорта.

# В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

# Строители работают на строительстве высотного
дома.

# Волосы подстригают в парикмахерской.

# Весело журчат весенние ручьи.

# На сковороде жарятся котлеты.

Критерии оценки:

4 балла — слоговая структура слов в предложении воспро­изводится правильно.

3 балла — замедленное, скандированное, послоговое восп­роизведение слоговой структуры слов.

2 балла — искажает слоговую структуру в 2-3 предложе­ниях после двукратного повторения.

1 балл — искажает слоговую структуру в 4-5 предложени­ях после двух- трехкратного повторения.

О баллов — во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов.

10. Исследование слоговой структуры слов при отве­тах на вопросы

Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы». Слова, сложные по семантике, уточняются, поясня­ются.

Что жарят на сковороде? (котлеты) Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод) Кто регулирует движение транспорта? (регулиров­щик)

Кто подстригает волосы? (парикмахер)

Как называют водный дом для рыб? (аквариум)

Кто учит учеников? (учительница)


Критерии оценки*:

4 балла — правильное воспроизведение слоговой структу­ры слов.

3 балла — замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов.

2 балла — искажает слоговую структуру в 2—3 ответах.

1 балл — искажает слоговую структуру в 4—5 ответах. До­пускает ошибки даже после двух- трехкратного повторения.

О баллов — во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от ответа: «Я так сказать не могу».

В результате исследования слоговой структуры ре­бенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: